|
Глава
Тувы Шолбан Кара-оол инициировал проведение республиканского форума
патриотических сил. Он поставил задачу перед членами правительства мобилизовать
инициативных людей, которые готовы обсуждать, предлагать и делать многое в
развитие региона без политиканства и популизма. Он допустил, что мероприятие
может быть организовано в формате научно-практической конференции.
«Вместе с обществом определить
пути развития республики на ближайшую перспективу и круг конкретных задач,
соответствующих общественному запросу. Без чрезмерного бюрократизма, но и без поверхностного
подхода. Нужно избежать эти две крайности. Идти на диалог с людьми, которые не
только словом, но и делом могут внести свою лепту. И не важно, какого масштаба
его дело, главное, чтобы не было празднословия», - заявил Глава Тувы Шолбан
Кара-оол на аппаратном совещании.
В своем
блоге Глава Тувы конкретизировал, что привлечение общественности необходимо к
новым рабочим подходам правительства:
«Работу правительства переводим в
формат проектных офисов, которые должны перенести на госуправление технологии
бизнеса: цель – ресурсы - сроки – исполнители – результат. Думаю, нам стоит
вовлечь в формирование, как проектов, так и самих менеджер-офисов все здоровые
силы общества. Новому делу нужны люди с горящими глазами, со свежим взглядом, с
жаждой быть полезными родной Туве. Проведем форум таких людей! Соберем в единый
кулак все лучшее, что у нас есть – и светлые головы, и золотые руки!»
Многие представители
общественности отмечают, что по всем ключевым проектам развития глава
республики Шолбан Кара-оол идет на диалог с населением, советуется, делает
выводы и принимает решения. Так происходит по многим губернаторским проектам:
«Одно село – один продукт», «Кыштаг для молодой семьи», «Корова-кормилица»,
«Социальный уголь», «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим
образования» ит.д.
Альберт
Васильевич Безъязыков, Народный учительТувы, член Общественной палаты
республики:
-Провести форум или
конференцию и обсудить основные задачи по развитию республики – это хорошая
идея. И в этом я абсолютно солидарен с Главой Тувы. Действительно, периодически
нужно встречаться, анализировать то, что есть и что должно быть, предлагать для
реализации новые идеи, делать какую-то сверку часов… Может быть, даже спорить,
не соглашаться,идти на компромиссы, вместе искать решения - все это жизненно
необходимо для любого общества, любой территории.
Сегодня
очень много делается для развития, в том числе и в образовании. Нельзя не
отметить это, но все же для дальнейшего поступательного движения нужно
постоянно думать о том, куда идем, к чему мы стремимся и что получим в итоге. И
в этом отношении я бы хотел обратить внимание на некоторые моменты, которые нам
нужно продумать на будущее.
В первую очередь, речь идет о
техническом оснащении школ. Масштабная компьютеризация позволила обеспечить
техникой все школы республики, практически везде появился интернет – это хорошо
для учебного процесса в целом: как для учителей, так и для учащихся. Кстати, в
числе первых учебных заведений, получивших компьютерные классы, был КЦО
«Аныяк», который возглавлял в течение многих лет. К нам приходили заниматься
школьники, получить опыт педагоги… Сейчас везде есть разного рода учебная
техника, и это здорово. Но в век стремительного развития информационных
технологий машины и программы очень быстро, буквально за 2-3 года устаревают. К
сожалению, обновления нет, или оно носит частичный характер, что в конечном
итоге будет отражаться на результатах обучения детей. Сейчас мы пока не ощущаем
этого, но в ближайшие годы, думаю, вопрос станет ребром.
Между тем уже острой становится
проблема оснащения школ машинами для занятий роботехникой. Этот предмет ввели в
некоторых школах, но, например, учителя имеется всего 4 комплекта для работы, а
приходит на урок 20 человек. И как учить? А ведь дети очень интересуются
робототехникой! Мы все знаем, что в образовании республики по инициативе и
призывам Главы Тувы Шолбана Валерьевича акцент сделан на подготовку учащихся к
получению инженерно-технических специальностей, и это правильное решение для
будущего Тувы. Однако мы не достигнем результата, если не продумаем стратегию
поэтапного технического оснащения школ в этой сфере, может быть в рамках различных
федеральных программ.
Эта проблема важна и в другом
аспекте. В советский период наши школы были более профильно-технически
направленными, те же уроки труда давали достаточно прикладных навыков и знаний.
На некоторое время эта часть работы школы была утрачена из-за ориентации на
американскую модель обучения. Теперь мы постепенно возвращаемся к своему
положительному опыту: на уроках технологии дети учатся и работают в школьных
мастерских. Но ведь и здесь нужно техническое обеспечение, оборудование!
Приведу в пример опять КЦО
«Аныяк»: на профиль «Автодело», которое готовит водителей категории «В» и учит
обслуживать автомашину, приезжают обучаться дети с нескольких городских школ,
где нет своей базы мастерских. Однакотехника у нас уже устарела, учатся на
«Жигули», приобретенных еще в 90 годах прошлого века, про виртуальные тренажеры
и речи нет. То же самое можно сказать о профилях «Кулинария», «Швейное дело» и
других.
Как человек, много лет
проработавший в образовании, считаю, что новые строящиеся школы должны быть не
очень большими – рассчитанными на число учеников не более 1 тысячи, даже это
много…Ведь школа - это особый, живой организм, где обучение и воспитание должны
идти от сердца, и где директор не просто менеджер, а учитель, знающий всех
своих детей в лицо.
Хочется, чтобы при строительстве
в школах обязательно предусматривались актовый зал, мастерские и спортзал. Вот
в «Аныяке» уже 16 лет дети занимаются физкультурой в актовом зале. Мы пытались
решить этот вопрос всеми возможными путями, но пока безрезультатно. На
возведение пристройки средств нет, арендовать в определенные часы спортзалы в
спорткомплексах города дорого, да и не дают их – нет свободного времени.
Учителя выходят из положения, ориентируясь на виды спорта, которые не послужат
причиной для сильного износа пола – актовый зал находится на третьем этаже, под
ним располагается швейных цех, там занимаются девочки. А здание, как всем
известно, одно из старейших в городе.
Что еще важно, так это анализ в
образовании тех процессов, которые по тем или иным причинам запускаются.
Например, проведена централизация финансирования и расходования средств,
готовится централизация хозяйственных служб. Возможно, как следствие -
положительный эффект от таких мер есть в виде экономии бюджетных денег, но каков
итог это для школы? Не возникает ли у нее дополнительных проблем и препятствий?
Здесь нужен глубокий анализ, так же как и по другим направлениям. Ведь задача
школы – прежде всего, обучение и воспитание. Педагогов не должны отвлекать на
решение финансовых, хозяйственных идругихзадач и участие в не относящихся к их
непосредственной работе мероприятиях. Отмечу, что в последнее время, благодаря
принятым властями мерам, у учителей стало гораздо меньше бумажной работы, и это
радует.
В меру своих возможностей
я готов подключиться к разработке проектов и определению задач в образовании
республики на ближайшие годы. Глава Тувы абсолютно прав в том, что необходимо
составить команду неравнодушных людей и сформировать общий порядок
действий.
|
|