|
В этом году художнице могло бы исполниться 65 лет. Ее рисунки стали иллюстрациями к произведениям Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова
Государственный музей А. С. Пушкина (ГМП) 18 января открывает выставку к 65-летию гениальной юной художницы Нади Рушевой (1952-1969), прожившей всего 17 лет. За это время талантливой девочкой было создано 10 000 рисунков, многие из которых представляют собой иллюстрации к произведениям Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Часть этих работ из собрания Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного музея Л. Н. Толстого, Мемориального школьного музея Нади Рушевой включена в экспозицию под названием "Я живу жизнью тех, кого рисую", сообщила ТАСС пресс-атташе ГМП Вероника Кирсанова.
Она рисовала с пяти лет
"Жизнь этой девочки была короткой, но яркой, как комета", - сказала Кирсанова. Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, столице Монголии, в семье театрального художника Николая Рушева (1918-1975) и Натальи Ажикмаа (1926-2015), первой тувинской балерины. В том же году семья переехала в Москву.
Рисовать Надя начала в пять лет. Ее никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда с ними не расставалась. В 10 лет она начала заниматься в изостудии, а в 12 лет стала известна всей стране: в МГУ прошла первая выставка ее рисунков, а в популярнейшем издании того времени - журнале "Юность" - появилась первая публикация о юном таланте. За пять лет состоялось пятнадцать персональных выставок Нади в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Румынии, Индии.
Жизнь Нади оборвалась на самом взлете, непостижимо внезапно. 5 марта 1969 они с отцом вернулись из Ленинграда в Москву. А 6 марта Надя умерла. Врачи не успели помочь - произошло кровоизлияние в мозг, разрыв аневризмы.
Творческое наследие Нади
31 января 2017 года Надежде Рушевой исполнилось бы 65 лет, уточнила Кирсанова. Но судьба даровала ей на земле только семнадцать. И она навсегда останется в памяти и в истории отечественного изобразительного искусства не Надеждой, а именно Надей, Надей Рушевой - одаренной уникальным талантом юной художницей, вспыхнувшей яркой звездой в 1960-е годы.
О ее творчестве спорят и говорят до сих пор, более полувека не ослабевает интерес к ее художественному наследию. О ней снимают фильмы, пишут книги и статьи. И сегодня продолжает существовать "загадка Нади Рушевой", отметила пресс-атташе Пушкинского музея.
Она напомнила, что в 1987 году Наталья Ажикмаа, мать художницы, передала рисунки дочери в Советский фонд культуры. В 1988 году в Государственном музее А. С. Пушкина состоялась большая выставка творческого наследия Нади Рушевой. А через несколько лет, по желанию матери, основной архив художницы - более 9 000 рисунков были переданы Фондом культуры в собрание Государственного музея А. С. Пушкина - любимейшего поэта Нади Рушевой, неизменного источника ее вдохновения.
В скором времени в музее на Пречистенке было создано открытое мемориальное хранение "Коллекция Нади Рушевой". Произведения Нади Рушевой хранятся также во Всесоюзном музее А. С. Пушкина и Пушкинском Доме в Петербурге, Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве, Музее- заповеднике А. Блока в Шахматове, Литературно-мемориальном музее А. Грина в Феодосии, Тувинском национальном музее г. Кызыла, в Мемориальном музее Нади Рушевой в московской школе № 470, где она училась.
В общей сложности творческое наследие Нади Рушевой насчитывает более 10 000 рисунков. В их числе - многочисленные иллюстрации к литературным произведениям - свыше 4 000 рисунков, которые дают представление о необыкновенно широком круге чтения художницы. Среди любимых ею авторов - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. А. Булгаков, А. С. Грин, А. А. Блок, С. А. Есенин, У. Шекспир, В. Скотт, Ф. Рабле, В. Гюго, А. Дюма, Ч. Диккенс, Г.-Х. Андерсен, М. Твен, А. де Сент-Экзюпери и многие другие прозаики и поэты, перечислила пресс-атташе ГМП.
Любимый поэт - Пушкин
Кирсанова подчекнула, что Пушкин всегда оставался для Нади "самым родным поэтом". Она постепенно постигала мир его творчества.
"Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, - рассказывала Надя. - Папа читал, а я рисовала в это время. Потом, когда сама научилась читать, делала рисунки к "Медному всаднику", "Повестям Белкина", "Евгению Онегину".
На выставке представлен лист со своеобразной "раскадровкой" "Сказки о царе Салтане" (1960), издание сказки, принадлежавшее Наде, и автопортрет восьмилетней художницы с задорно торчащими косичками. Спустя четыре года она проиллюстрировала "Сказку и золотом петушке". Большие красочные рисунки, выполненные пастелью, со множеством деталей, свидетельствуют о совершенствовании ее художественного дара, отметила Кирсанова.
"Особенно ей были близки своей искренностью, способностью к глубоким и сильным чувствам образы пушкинских героинь: Дуни из повести "Станционный смотритель", Заремы и Марии из поэмы "Бахчисарайский фонтан", Клеопатры из повести "Египетские ночи" и, конечно, Татьяны Лариной", - рассказала собеседница агентства.
Художница вновь и вновь обращалась к так полюбившемуся ей образу - Татьяна-ребенок, Татьяна пишет письмо, Татьяна в деревне, в Петербурге, более тридцати изображений. Иллюстрации к роману сознательно выполнены ею с ориентацией на рисунки Пушкина. Но Надя, не подражая поэту, смогла в своих работа "передать тот беглый и вместе с тем предельно точный лаконизм, то чувство "соразмерности", которое в нашем представлении неразрывно связано с образом, поэзией и графикой Пушкина", - прокомментировала Кирсанова.
Иллюстрации к Толстому и Булгакову
Она напомнила, что 1968 году в Музее Л. Н. Толстого экспонировалась выставка рисунков, созданных Надей к роману "Война и мир". Юная художница запечатлела образы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Пети и Николая Ростовых, княжны Марьи, Долохова, Платона Каратаева. Итогом ее работы были 448 рисунков к роману. Тогда Надя мечтала, что "лет через 10-15 снова возвратится к "Войне и миру" и сделает все по- новому".
Кирсанова обратила внимание и на рисунки Рушевой к роману "Мастер и Маргарита", которые считаются первыми и, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к произведению М. А. Булгакова. Этот роман, опубликованный в 1966 - 1967 годах в журнале "Москва", Надя прочитала на одном дыхании, позднее вновь и вновь обращаясь к его тексту. Отец художницы вспоминал: "Надюша вдруг преобразилась и повзрослела! Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все, что можно о Булгакове, и как-то сразу и упоенно стала создавать свою лебединую песню "Мастер и Маргарита".
|
|