|
На церемонию с утра собрались жители Кызыла. Торжество открылось гимнами России и Тувы в исполнении хора Правительства Республики Тыва.
Премьер Шолбан Кара-оол выступил перед собравшимися с обращением:
- Дорогие земляки! Уважаемые гости республики!Сегодня, в день празднования 95-летия образования Тувинской Народной Республики, мы собрались, чтобы отдать дань глубочайшего уважения, почтения и благодарности славному сыну тувинской земли – Монгушу Буяну-Бадыргы. Буян-Бадыргы оставил самый заметный след в истории нашей республики. Его жизнь была короткой, стремительной и очень насыщенной. Уже в 16 лет, после смерти своего приемного отца, он становится его приемником – последним нойоном самого большого в Урянхайском крае Даа-кожууна. А вскоре настало время революций и больших перемен, когда нужно было решать судьбоносные вопросы. Решать, с кем жить дальше маленькому народу в центре азиатского материка, чтобы выжить, не быть стертым с лица земли другими, более сильными и многочисленными народами.
И молодой Буян-Бадыргывыбирает Россию, сильное и дружественное государство, способное защитить и помочь в трудную минуту. Его просьба русскому Цаган-хану о принятии Даа-кожууна под покровительство России звучит грамотно и очень убедительно, со ссылками на историю прежних взаимоотношений двух народов. В 1914 году просьба была удовлетворена в форме российского протектората.
Когда произошла февральская революция, и положение России стало весьма неопределенным, молодой политик заметался в поисках нового решения. Помощь вновь пришла со стороны России в лице давнего друга Тувы и последовательного сторонника её самоопределения – Иннокентия Георгиевича Сафьянова.
Он сумел убедить Буяна Бадыргы не только в его собственных силах, но и в силах и возможностях народа Тувы идти своим путем. И этот путь был избран на съезде в Суг-Бажы, который проходил с 13 по 16 августа 1921 года.
На этом съезде было два руководителя, два сильных лидера– русский Иннокентий Сафьянов и тувинец Буян-Бадыргы Монгуш.
Они часто не соглашались друг с другом, спорили и отстаивали каждый свои взгляды и убеждения. Однако, в конце концов сошлись в главном: необходимости создания первого в истории Урянхайского края независимого, самостоятельного государства – республики Танну-Тува, Тувинской Народной Республики.
Буян-Бадыргы был избран Председателем первого Правительства Тувы. Много еще было разных должностей у этого мудрого и красивого человека. Но, сохраняя верность своим духовным корням, он поддержал созыв в марте 1928 года Всетувинского буддийского съезда. Был принят закон, который по существу, объявил ламаизм государственной религией. Это и стало, по сути, началом заката политической карьеры Монгуша Буяна-Бадыргы. 16 октября 1929 года М. Буян-Бадыргы и его соратники были сняты с должностей и исключены из членов партии.
Весной 1930 года Буян-Бадыргы был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности. 22 марта 1932 года бывших руководителей ТНР Буяна-Бадыргы, Дондука, Шагдыра и Бонду без суда и следствия приговорили к высшей мере наказания расстрелу, а 23 марта приговор был приведен в исполнение.
Даже в тюремных застенках Буян-Бадыргы верил, что настанет время, когда его честное имя будет восстановлено.
И это время действительно настало. В июле 2007 года Указом «О политической реабилитации государственных деятелей Тувинской Народной республики и граждан, подвергнутых политическим репрессиям на ее территории в 1920-1930 годы» Буян-Бадыргы был полностью реабилитирован. Было принято решение возвести в столице республики памятник этому выдающемуся сыну тувинского народа. Оно широко обсуждалось в нашем обществе. Открыв этот памятник в 2014 году, в год столетия единения России и Тувы, мы сделали большое и нужное дело. Увековечили память об этом удивительном человеке, создали мемориал, где мы можем выразить нашу благодарность одному из главных инициаторов принятия Урянхайского края под покровительство России, основателю тувинской государственности Монгушу Буяну-Бадыргы.
|
|