|
Вот такие они в жизни, актёры мультипликационного кино. Прямо скажем, не звёзды. Это Жук-носорог, герой фильма, снятого по мотивам рассказа Константина Паустовского.
— Вот, — показывает Сергек Чапчын, — Жук сверху, Жук снизу. Жук спереди, Жук сзади. А вот — несколько страниц изрисованы разными вариантами глаз: это для того только, чтобы Жук мог смотреть вправо и влево, вверх и вниз, жмуриться, широко раскрывать глаза. Взгляд исподлобья, взгляд испуганный. Недоверчивый, удивлённый…
Жуку писатель Паустовский придумал непростую судьбу. Он пройдёт через войну, и его глазами читатели увидят то, что происходило на фронте.
Этот мультфильм — часть комбинированного с анимацией и куклами игрового детского спектакля, который в этом году уже видела кызылская публика.
Ещё один мульт, о котором тоже уже рассказывалось, это «Белка», мультик рисованный. Его сделали ребята Республиканской школы искусств. Есть ещё пластилиновая сказка про маленькую рыбку, волею судьбы оказавшуюся в луже, по мотивам произведения Сурун-оола, которую и лепили, и озвучивали пяти — шестилетние ребята, воспитанники детского садика.
Все эти работы, а ещё ряд других — выполнены тувинскими ребятишками (за исключением Жука, которого рисовали профессиональные художники) в детской студии анимации «Бодарал» Сергека Чапчына.
Не так много людей в Туве, которые занимаются развитием этого вида искусства — мультипликации. Дипломированных специалистов нет вообще, а тех, кто анимирует просто по велению души, — по пальцам перечесть. Единственная дееспособная студия анимации — в Бай-Тайгинском районе, фактически — кружок в системе дошкольного образования. А между тем анимация — это целый мир, создатели которого — живые волшебники и маги. Это увлекательное творчество, неисчерпаемые возможности и перспективы.
Студия «Бодарал», которая три года обитала в РШИ как творческий кружок для учащихся школы, в прошлом году ушла в самостоятельное плавание. И если прежде круг юных мультипликаторов был ограничен обитателями учебного заведения, то сегодня поучиться искусству анимации, поучаствовать в создании мультфильмов может любой кызылский школьник. Двери «Бодарал» открыты для всех. Сергек Чапчын пока ещё благоустраивается, первый год самостоятельности выдался непростым — были проблемы с арендой помещения, какое-то время занятия не проводились вовсе, потом пришлось переезжать. И вот сегодня, кажется, вопрос с крышей над головой решён. Обосновались в Доме народного творчества. Помещение подвальное, довольно тесное — но для того, чтобы создавать мультипликационное кино, достаточно собрать стабильную команду из шестерых человек — и дело пойдёт, утверждает Сергек.
Сейчас есть всё, чтобы творить рисованные мультики: есть видеокамера, чтобы снимать кадр за кадром, есть специальный монтажный стол со стеклянной крышкой, на которую накладываются персонажи будущего кино. Предварительно их нужно нарисовать и вырезать. Под стеклянной поверхностью монтажного стола — второе плотное дно, на которое кладётся лист бумаги с нарисованным на нём фоном. Когда всё это — и фон, и персонажи — готово, остаётся только перемещать героев по стеклу и терпеливо фиксировать кадры. В секунде их — 15, так что терпением придётся запастись.
Это — классическая база создания рисованного кино. Дальше в процесс создания фильма включается компьютер. Героев уже можно не вырезать из бумаги — их достаточно нарисовать, а вырезать потом в «Фотошопе». Не потребуется и отснимывать кадр за кадром падение срубленного дерева в лесу (в мультфильме про белку). Оперируя фоновым рисунком и отсканированным и подготовленным в программе персонажем — деревом, всё это можно устроить, не выходя из-за компьютера.
Другой вариант — кино пластилиновое. Там всё: и фон, и действующие персонажи — лепится вручную, а потом по той же методике — кадр за кадром. Отсняли, смонтировали, озвучили — кино готово. Есть ещё песочный вариант, когда картинка фильма создаётся путём перемещения сыпучих материалов. Не обязательно песка.
Всё это — рисунок, пластилин, песок — пробовали в своих анимационных экспериментах творческие сотрудники бай-тайгинской студии «Авырал». Именно там, у энтузиастов «Авырала», и получал базу своих знаний Сергек Чапчын. После окончания Кызылского колледжа искусств с дипломом инструменталиста-исполнителя Сергек приехал в Бай-Тайгу вместе с женой, которая была родом оттуда. Там обоих специалистов устроили в учреждение дополнительного образования, где Сергеку, музыканту и горловику одновременно, предложили должность музыкального руководителя и кружок по хоомею. Там-то он и увидел впервые, как работают аниматоры. Увлёкся, сам сел за компьютер и быстро освоил программу монтажа. А скоро присоединился к аниматорам. За восемь лет, которые прожил Сергек в Бай-Тайге, вместе с коллегами и ребятишками они отсняли порядка десяти мультипликационных фильмов. Со своими творениями выезжали на фестивали аниматоров в Россию — там занимали призовые места, учились на мастер-классах, которые проводили именитые советские мультипликаторы. Вернувшись домой с новыми знаниями, пускались в новые эксперименты — чтобы знания не пропадали даром. Пробовали на практике то, чему научились. Смелым для тувинской глубинки экспериментом стала попытка создать мультипликационное кино с использованием 3D-технологий. По правде сказать, намучились: нужен был мощный современный компьютер, а в студии обходились слабенькими «пентиумами 4», которые между собой в шутку обзывали «мамонтами». На такой технической базе далеко не уедешь. Мультфильм с горем пополам закончили, но больше браться за подобные эксперименты не рисковали.
Переезжая в Кызыл, Сергек уже точно знал, чем будет заниматься. Его целью было открыть в городе детскую студию анимации. Музыку он забросил.
— Да, получается, что я выбрал анимацию, — соглашается Сергек. — Почему? Наверное, потому что сам в детстве очень любил мультики. Хотя кто их не любил? И сейчас со своими сыновьями, бывает, с удовольствием смотрю.
Сам получать профессиональное образование в области анимации Сергек не решается: говорит, что ему вполне хватает того, что он уже освоил за восемь лет работы и чему научился на мастер-классах. Задачу перед собой ставит другую: передать свои знания ребятишкам, заразить их этим увлечением так, чтобы кто-то из них впоследствии и стал профессиональным аниматором. Тем, кто займётся развитием профессиональной анимации в Туве. Будет снимать мультики, заложит фирменный тувинский стиль в мультипликации.
— У разных стран — свои анимационные стили, — отмечает Сергек Чапчын. — У японцев — свой, в Европе — свой, у Диснея — свой. Свой могут создать и тувинцы. Мы же узнаём японские фильмы, например, по большим глазам у их персонажей… Вот и нам нужно подумать над этим. Ведь есть особенности своего, национального, стиля в работах тувинских художников, камнерезов. Это определённая узористость, которую мы видим на фигурках из агальматолита. Так, например, если в небе мультфильма появляется облако — то его тоже можно украсить национальным узором. И так далее. Над этим нужно работать — отталкиваясь от того, что есть.
Конечно, речь здесь уже — о мультипликации более высокого уровня мастерства, когда над рисунками трудились бы профессиональные художники. Пока же Сергек руководит маленькими ребятишками, которые рисуют так, как могут. Они только-только начинают.
Вывести тувинскую анимацию на качественно новый уровень — это более масштабная цель, о которой мечтает Сергек. Как её достичь — на этот счёт у него уже есть конкретные варианты.
Ну а пока руководитель детской анимационной студии трудится над реализацией менее амбициозного проекта. Он готовит серию короткометражных мультфильмов, посвящённых традициям тувинского народа. Этот видеоальбом, если всё получится, можно будет возить по районам и показывать школьникам — повышать их культурную грамотность.
Со своими же юными воспитанниками в текущем учебном году, помимо обучения их аниматорскому искусству, Сергек Валерьевич собирается продолжить другой свой проект, начатый ещё в РШИ — тувинский вариант юмористического тележурнала «Ералаш». Это уже короткометражное игровое кино, в котором действуют совсем другие правила. И — скорее, приоритет 2016 года, который в Туве, как ожидается, пройдёт под эгидой кино.
P.S. Работать в этом году детская студия анимации «Бодарал» начнёт с ноября — когда закончатся школьные каникулы. К тому времени руководитель планирует как следует обустроиться и, конечно же, набрать хорошую творческую команду.
|
|