|
В Кызыле продолжается международный конкурс по горловому пению
Сегодня, 13 августа, – решающий день проходящего в Кызыле международного конкурса «Хоомей в центре Азии», который, по задумке организаторов, должен утвердить Туву в качестве мировой колыбели горлового пения – хоомея. Музыкальный форум открылся 10 августа масштабным – в стиле сочинской олимпиады – представлением на набережной Енисея у монумента «Центр Азии», где глава республики Шолбан Кара-оол призвал превратить фестиваль в одну из ведущих площадок мира по развитию и сохранению хоомея. После чего столицу Тувы захлестнула фестивальная лихорадка: только в традиционном сольном исполнении должно принять участие почти 180 исполнителей. Больше всего поломать голову, выявляя победителей, придется жюри, работающему в номинации «Хоомей в современной интерпретации», где сошлись представители популярной музыки и музыкальные авангардисты. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь». «Раньше в рамках симпозиума, который проводился раз в пять лет, гран-при отдавался одному исполнителю, – сообщил «ФедералПресс.Сибирь» министр культуры Тувы Алдар Тамдын. – При проведении нынешнего конкурса вопрос присуждения главного приза мы решили отдать на откуп международному жюри». Первый международный конкурс «Хоомей в центре Азии», который проходит в Кызыле с 10 по 14 августа, проводится в трех номинациях – «Соло традиционное», «Традиционный ансамбль» и «Хоомей в современной нтерпретации», в каждой из которых учреждены три премии. Однако, как пояснил министр, присуждение гран-при конкурса не будет зависеть от победы в какой-то конкретной номинации. «Кто получит главный трофей – конкретный исполнитель, ансамбль или какой-то иной проект – неизвестно, – подчеркнул Алдар Тамдын. – Все будет решать жюри, но победитель должен продемонстрировать высокий уровень исполнительского искусства». Проходящий в Кызыле конкурс имеет одно существенное отличие от международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», проходившего в столице республики с 1992 года. Каждые пять лет он с завидным постоянством собирал исполнителей, владеющих приемами горлового пения, но был ориентирован на научное сообщество. Хотя в ходе конкурса, проводимого в рамках симпозиума, победитель получал довольно весомый приз – автомобиль. Нынешнее же состязание дополнено двумя новыми номинациями, связанными как с ансамблевым исполнением, так и с музыкальными экспериментами, творимыми на базе горлового пения, что наверняка особенно усложнит работу жюри.
Довольно ясная картина наблюдается в номинации «Традиционный ансамбль», в которой должны принять участие 53 творческих коллектива из Тувы, Хакасии, Республики Алтай, Монголии и Китая. Вышедшие за первые два дня на сцену Дома народного творчества в Кызыле ансамбли уже показали довольно высокий уровень исполнительского искусства. Хотя выступление тувинской группы «Алаш» подняло планку конкурса, казалось бы, на недосягаемую высоту, в состязание наверняка активно вступит известный коллектив из Горного Алтая «Алтай Кай», у которого имеются амбициозные планы на этот конкурс. Конкуренцию российским коллективам вполне могут составить ансамбли из Монголии и Китая, что уже показало выступление коллектива «Замчи» из Внутренней Монголии. Не исключено, что свой скрытый потенциал еще проявит Кызыл, уже предъявивший на открытии конкурса интереснейший ансамбль «Эзенги». «В ходе конкурса нам всем еще предстоит серьезно осмыслить критерии оценок, – считает член жюри, лидер группы «Хуун-Хуур-Ту»Саян Бапа. – Все-таки начинающий, молодой коллектив, пусть даже и потенциально сильный, не может конкурировать с ансамблем, за плечами у которого многолетний международный опыт выступлений».
Нешуточная борьба уже развернулась в номинации «Соло традиционное», в которой соревнуются более 170 участников, начиная с возраста пяти лет. Особенностью нынешнего конкурса стало то, что большинство участников ансамблей, прибывших на музыкальный форум, решили попробовать себя в этом конкурсе, а некоторые дерзнули отметиться также в номинации «Хоомей в современной интерпретации». «У нас консервативный конкурс, направленный на сохранение традиций исполнения и сохранения языка, – сообщила «ФедералПресс» член жюри, заслуженный деятель искусств РФ Зоя Кыргыс. – Каждое произведение имеет свою композицию и концепцию, которую исполнителю нужно сохранить и донести». При этом доктор искусствоведения отвергает даже возможность предвзятого отношения к иностранным гостям, которые решились на участие в самой консервативной номинации. По словам директора ГУ МНЦ «Хоомей», публично выступающего с критикой тувинских мастеров за желание овладеть большим количеством субстилей вместо углубленного изучения одного стиля, иностранцы нередко довольно тщательно копируют приемы горлового пения. В качестве примера Зоя Кыргыз отметила высококлассное выступление представителя Испании, принявшего участие в нынешнем конкурсе. Но самой непредсказуемый результат ожидается в номинации «Хоомей в современной интерпретации», где будет представлено более четырех десятков проектов. С первого дня выступления в этой категории не переставляли удивлять. Одной из первых неожиданностей фестиваля стало выступление Ван Сьяохуа из Внутренней Монголии (Китай), представившей под рояль симбиоз хоомея и ресторанного шансона. Большое оживление в зале Дома народного творчества вызвал эксперимент японской вокалистки, терменистки и хомузистки из рок-группы «Хикашу» Коичи Макигами, представившей в стиле абсурда некий опыт увещевания капризной девочки. «Я знаком с творчеством Коичи Макигами, – сообщил Саян Бапа – Это сделанное под видом импровизации очень выверенное, даже в мелочах, выступление». В любом случае жюри придется поломать голову на тем, из кого выбирать победителей, когда, с одной стороны, в конкурсе присутствуют такие коммерчески выверенные проекты, как Александр Куулар и Тамдисурен Басан (Монголия), а с другой стороны – участвуют такие исполнители, как Микаэль Космос или группа «Угулза» из Кызыла. Тем более что впереди еще планируются выступления Болота Байрышева из Горного Алтая и Чылтыс Таннагашевой из Горной Шории. «Мы пока находимся только в самом начале эксперимента, – заметила член жюри, доктор культурологии и член Союза композиторов России Валентина Сузукей. – И даже нам непонятно, куда он приведет».
|
|