Почему воздушное судно искали 10 месяцев?
10 месяцев длились поиски вертолета Ми-8 авиакомпании «Тува-Авиа». Что же произошло в тот роковой день, 10 октября 2014 года, не могли сказать ни спасатели, ни следователи, возбудившие уголовное дело. Оставалось только гадать, и версий было много. К поискам воздушного судна подключали охотников и экстрасенсов. Но вертолет тогда будто в воду канул. Местные жители даже всерьез предполагали, что в Туве появился свой Бермудский треугольник. На деле все оказалось гораздо проще. И страшнее.
Как все начиналось
7 октября 2014 года вертолет Ми-8, принадлежащий РКП «АК «ТуваАвиа», совершил перелет из Кызыла в район кордона «Соруг» в Тоджинском районе. На борту, по предварительным данным, было 3 члена экипажа и 11 пассажиров, они по заказу ООО «СтройЛайн» проводили замеры снега на территории водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС, где шла установка специального мониторингового оборудования. Наконец, трехдневные работы были завершены, и 10 октября около 10.30 местного времени командир воздушного судна уведомил наземные службы о вылете с кордона «Соруг» в Кызыл. Но в планируемое время вертолет в аэропорт не прибыл, а экипаж перестал выходить на связь.
Поиски начались в тот же день. Самые большие надежды возлагались на авиацию. Местность в этом районе непростая: котловина, окруженная горными хребтами, крайне труднодоступные места. К тому же в округе нет населенных пунктов, на территории около 40 000 квадратных километров живет меньше 7 000 человек, какие там очевидцы происшествия!
Вскоре усилился снегопад, и это не позволило использовать вертолеты. Тогда в ход пустили наземную спецтехнику. Спустя несколько дней, когда погода улучшилась, над предполагаемым районом авиакатастрофы вновь поднялась авиация. Безрезультатно…
Зимой спасатели прекратили поиски – из-за снега все равно ничего нельзя было найти. Весной операцию возобновили. Но найти вертолет удалось только 7 августа. Он почти долетел до пункта назначения: обломки обнаружили на склоне горы Тумат-Тайга в Кызыльском районе.
Нашли благодаря хвостовой балке
Дмитрий Крыж, глава пресс-службы Центра управления кризисными ситуациями ГУ МЧС по Туве, 8 августа одним из первых оказался на месте крушения вертолета.
- Мы со спасателями увидели разбросанные обломки борта, еще нечто, похожее на личные вещи, - рассказал «Комсомолке» Дмитрий. – Сам вертолет сгорел полностью, уцелели только редуктор и хвостовая балка.
Благодаря этой балке ярко-оранжевого цвета и удалось обнаружить воздушное судно.
- Произошло это вечером 7 августа, когда вертолет Ми-8 министерства обороны возвращался с тушения лесных пожаров в республике, - добавил Дмитрий Крыж. - На борту находился сотрудник правительства, он и обратил внимание на необычный предмет на склоне горы. После его обращения к дежурному Центра управления кризисными ситуациями на место выдвинулись спасатели ГУ МЧС России по Республике Тыва, затем подтвердилось, что обломки принадлежат вертолету авиакомпании «Тува-Авиа», пропавшему в октябре прошлого года.
Что же произошло с бортом? Нельзя сказать, что экипаж отклонился от курса: из-за трудной горной местности вертолетчики сами могут выбирать коридор движения, и Ми-8 все же нашли в зоне его маршрута.
Кстати, местность, где обнаружили вертолет, обследовали сразу же после сообщения о пропаже борта. Почему же его не нашли еще тогда, 10 октября 2014 года?
- В тот день была плохая видимость: низкая облачность, шел снег, - пояснил Дмитрий Крыж. – Есть предположение, пока неофициальное, что вертолет врезался в гору, потерпел крушение, сгорел в считанные минуты, и его тут же полностью замело снегом. Даже сейчас разглядеть борт со стороны практически невозможно. То, что балку заметил пассажир вертолета министерства обороны, можно назвать удачным стечением обстоятельств: подходящая высота, хорошая видимость и освещение.
Погибших опознать сложно
После обнаружения вертолета сразу начались сложности. Осмотреть обломки мешал непростой рельеф: наклон в 45 градусов, неустойчивый сыпучий грунт. К тому же испортилась погода: из-за сильного ветра и облачности следователи не могли вылететь на место крушения вплоть до обеда понедельника. За это время спасатели - 18 человек - развернули базовый лагерь и готовились к прилету криминалистов. Чтобы сопроводить следователей, приготовили дополнительное альпинистское снаряжение.
Как только погода позволила, борт Сибирского регионального центра МЧС России доставил на место следственные группы Межгосударственного авиационного комитета из Москвы и Западно-Сибирского следственного управления на транспорте РФ. К вечеру понедельника осмотр был завершен.
- Обломки находятся на площади около 1 гектара, - рассказала «Комсомолке» старший помощник руководителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Яна Стрижова. – Фрагменты вертолета мелкие, обгоревшие. Также найдены останки людей, но установить, сколько человек погибло, пока невозможно: тела фрагментированы и сильно обгорели. Сейчас обломки вертолета и останки людей готовят к транспортировке для дальнейшей идентификации.
На экспертизу может уйти не один месяц. Специалистам Межгосударственного авиационного комитета предстоит также исследовать содержимое речевого регистратора и регистратора полетных данных, найденных на месте крушения. Возможно, они позволят установить, что же случилось. Также будут исследованы фрагменты нескольких технических устройств связи, они, предположительно, принадлежат пассажирам вертолета Ми-8.
Сейчас в Кызыле с родственниками погибших работают психологи МЧС России, прибывшие из Красноярска. После обнаружения обломков вертолета Ми-8 в Главном управлении МЧС России по Республике Тыва открылась горячая линия, за три дня на телефон поступило около 70 звонков по уточнению ситуации.
|