|
Село Кара-Хаак Кызылского района еще во времена Советов славилось своими овощеводами, с лихвой обеспечивало витаминной продукцией не только столицу республики, но и соседние районы. Традиции вместе с развалом совхоза в прошлое не ушли.
Геннадий Ким рассказывает о себе, что родился в Узбекистане, а вырос практически на поле, «где мама постоянно лук выращивала». Окончил институт по специальности «автомобильный транспорт», в Туву приехал в 1982 году. 10 лет отработал в Пассажирском АТП, а потом начались приснопамятные девяностые годы, которые поменяли все приоритеты. В том числе и семейные, поскольку семья Кима была вынуждена переехать в Россию. А потом пришлось вспомнить и мамины уроки.
Свое тепличное хозяйство Ким ведет в этих местах с 1996 года. Основная территория, на которой расположено все это очень непростое в плане содержания и ведения производство, находится не в Кара-Хааке, а на противоположном берегу Енисея, благодаря чему снята зависимость от паромной переправы. За эти годы в местечке постепенно построили пять домиков, в которых рабочие могут жить до самых морозов, и несколько летних хозяйственных помещений. К четырем действующим теплицам нынче прибавляется пятая. Ее каркас уже поднялся над землей и ожидает пленочного покрытия. Каждая теплица занимает по 10 соток земли. Но в приоритете здесь все-таки картошка. Геннадий Анатольевич объясняет:
— Мы нацелены на выращивание картофеля, поэтому постепенно увеличиваем площади. В прошлом году сажали четыре гектара, нынче — уже одиннадцать. Район обещает помочь с выделением дополнительных площадей, тогда картошкой мы сможем занимать до 100 гектаров. Теплицы? Теплицы у нас — позиция второстепенная. Выращиваем на продажу редис (сейчас снимают уже второй урожай), томаты, огурцы. Капусту, томаты — в открытом грунте, огурцы, как более теплолюбивые растения — в теплицах.
Под капустой у Кима пять гектаров пашни. В эти дни рассада уже высажена на 2,5 га, на остальной площади работа продолжается. Кстати, рассада ранней капусты в грунт была высажена уже в первых числах мая, поэтому первый урожай на кызылских прилавках можно будет увидеть в конце июня. Основной покупатель у Кима — оптовый. Продукция большей частью продается на базах Туваобувь и РПС, куда ежедневно доставляется по 2–3 тонны капусты, а потом и картошки. В прошлом году из этого хозяйства столица республики получила по 60 тонн картофеля и капусты. В отношении томатов, огурцов и редиски он поясняет: «Да я уже и не помню, сколько».
За эти годы сформировалась постоянная бригада рабочих, в основном, из жителей Кара-Хаака. Почти 20 человек. Живут в тех самых домиках, построенных на территории хозяйства. Ранее в селе (спасибо бывшему совхозу) были воспитаны неплохие кадры овощеводов, механизаторов высокой квалификации. Один из них — Шолбан Салчак сейчас работает на тракторе. В этой же бригаде и несколько женщин — овощеводов бывшего совхоза — Татьяна Салчак, Оюма Таспаяк. Булат Таспаяк, муж Оюмы, тоже здесь. Работают семьями. Питание для рабочих бесплатное. Столовая оборудована в одном из летних помещений. Зарплата людям от 10 до 12 тысяч рублей в месяц, картофель и овощи получают в конце сезона.
Вместе с журналистами к Киму приехали и специалисты районного управления сельского хозяй-ства — начальник управления Александр Монгуш и агроном Аяна Куулар. И визит этот тоже не был случайным. В 2014 году Ким зарегистрировал КФХ и вступил в губернаторскую программу «Одно село — один проект». До этого года жил и работал «единоличником». Такое решение для опытного овощевода не стало случайным — новый статус помогает решать целый комплекс вопросов.
— Один из них — это сбыт продукции. Заключены договоры со многими бюджетными организациями. В прошлом году и в текущем район помог с приобретением семян картофеля — я получил субсидии. 25 процентов от общего количества средств, затраченных на семена, — очень неплохая поддержка. Перспективы развития становятся другими. Сейчас мы обсуждаем с руководством района новые планы на будущее, — рассказывает он и продолжает. — На следующий год нам предстоит освоить 100 гектаров бывших совхозных, а сейчас заброшенных земель.
В разговор вступает и Александр Монгуш:
— В этом году Геннадий Анатольевич подал заявку на получение гранта председателя правительства на приобретение оборудования для выращивания картофе- ля — поливных агрегатов и трактора. Новая техника для посадки и уборки картофеля очень нужна. В том числе и комбайн. Убрать картофель и с 20 гектаров без техники трудно, урожай может уйти под снег. В это время в селах идет уборка урожая в своих огородах, людей набрать на работу трудно. А начнет осваивать 100 гектаров, что тогда?..
Сегодня беда и выручка Ки- ма — это «Беларусь», собранный из запчастей, купленных во Вторчермете. На дедушке-тракторе, оснащенном таким же навесным оборудованием (плуг тоже купили во Вторчермете), механизаторы Салчак и Таспаяк творят настоящие чудеса механизаторского искусства, превращая заброшенные залежные гектары земель в ровные площадки для выращивания овощей и картошки, которые требуют, и это тоже понятно, — регулярного полива. Поливная система «методом напуска» продумана так, что не пропадает ни единая капля драгоценной влаги.
Водозабор системы — две глубинные скважины, эксплуатация которых обходится в 200 тысяч рублей платы за электроэнергию в сезон. Студеная вода из-под земли вначале поступает в небольшие пруды, дно и берега которых закрыты толстой пленкой. После прогрева она направляется по многочисленным неглубоким арыкам и в теплицы, и на деляны открытого грунта. Влаги здесь хватает и капусте, и картошке. В планах этого года — получить не менее 250 тонн картофеля.
Осторожно интересуюсь: нет ли планов построить круглогодичную теплицу с капельным поливом...
— О капельном поливе уже думали. Непростое это дело. Новые технологии нужно осваивать и внедрять. Круглогодичные теплицы из поликарбоната — тоже в планах. Но в более отдаленных, потому что главное на сегодня — разведение нового сорта картофеля, пять тонн элитных семян которого мы купили в Кемеровском НИИ сельского хозяйства. Нынче сажаем его на размножение. В следующем году планируем заняться этим сортом уже как товарным продуктом. Урожай можно собирать в конце августа — начале сентября — говорит он. Картошка, утверждает Ким, очень вкусная и урожайная. Этот сорт на тувинской земле дает до 30 тонн с гектара, в более теплом климате можно получить до 60 тонн с гектара.
…Журчащие канавки арыков ведут нас еще на одно поле, на котором в солнечных лучах искрятся ровные ряды невысоких (в полметра) тепличек. Здесь, под пленкой, нежится рассада арбузов.
— Вы приезжайте к нам в начале августа, арбузы к этому времени уже поспеют, — приглашает супруга Кима Людмила. Между грядками — по 2,5 метра технологического пространства, необходимого для того, чтобы арбузная ботва смогла свободно вытянуться на земле. Грядки расположены с учетом основных направлений ветров, которые могли бы уже без участия человеческих рук направлять стебли в нужную сторону. Потеплеет — пленку уберут, а пока свежий воздух поступает к растениям через небольшие отверстия в ней. Арбузы занимают три гектара земли.
И все-таки не удержался Геннадий Анатольевич от того, чтобы поведать, чем же местные арбузы (сажает голландские гибриды) отличаются от ташкентских, которые уже можно увидеть на прилавках местных магазинов.
— Наши лучше уже тем, что они дозревают на кусту, и их снимают при достижении этой ягодой максимально физической зрелости. Ташкентские же убирают неспелыми, а потом более недели везут в душных вагонах с высокой влажностью. В этой парилке они и дозревают. Поэтому вкус такого арбуза вязкий и в нем много нитратов, — делится он опытом. — А наш арбуз сладкий, во рту тает.
А на соседнем участке уже зазеленела картофельная ботва...
|
|