Всероссийский образовательный проект «Школьные лесничества – лесам будущего» стартовал по инициативе Федерального детского эколого-биологического центра (ФДЭБЦ).
В рамках проекта будут выработаны наиболее эффективные подходы к организации деятельности школьных лесничеств в современных условиях. Эти объединения школьников зародились в советские годы и смогли пережить все революции и реформы. Однако чтобы соответствовать реалиям жизни, необходима постоянная поисковая работа.
Первый заместитель директора ФДЭБЦ Клавдия Васильевна Сенчилова рассказала, что среди задач проекта - создание или совершенствование работы школьного лесничества для реализации проектов по сохранению и восстановлению лесов, подготовка проекта деятельности школьного лесничества, направленного на решение существующей проблемы своего района, города, села, деревни, его реализация и знакомство ребят с профессиями, связанными с лесом.
Участниками проектами могут стать клубы, кружки, школьные лесничества, звенья в ученических производственных бригадах и т. д. под руководством педагогов из любого региона России.
К проекту уже пожелали присоединиться около 70 коллективов из 30 субъектов Российской Федерации, и заявки продолжают поступать.
Координатор проекта Владимир Петрович Захаров пояснил, что участникам проекта предлагается реализовать проекты в партнёрстве лесничествами, научными организациями, муниципальными образованиями, или коммерческими и некоммерческими организациями: «Так мы хотим достичь двух взаимосвязанных целей – продемонстрировать ребятам, что их деятельность в школьном лесничестве востребована и показать местным сообществам, что молодёжи можно доверять решение самых серьёзных задач».
В интернет-группе проекта http://forest.ru/club/group/8/ вовсю происходит знакомство участников между собой. Скоро там появятся и первые отчёты о проделанной работе.
Подведение итогов первого года проекта планируется подвести в рамках Всероссийской конференции "Земле - Жить!" в Москве в декабре 2015 года.
Подробности:
Описание проекта на сайте ФДЭБЦ - http://ecobiocentre.ru/naturalist/forest2015.php
Захаров Владимир Петрович – 8 (916) 601-18-44, unnat-2012@yandex.ru.
Историческая справка
Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе Брянской области учителем И.С. Артюховым, лесничим П.П.Мартыновым и директором лесхоза В.А.Николаюком. Под руководством работников лесной охраны ребята сначала помогали выявлять лесонарушения и вести пропаганду по охране лесов от пожаров, знакомились с жизнью леса, слушали беседы ученых Брянского лесохозяйственного института.
В 1966 г. И.С. Артюхов обратился в Министерство лесного хозяйства РСФСР придать этому движению узаконенный статус. Коллегия Министерства приняла решение впредь именовать эти отряды школьными лесничествами с приданием им ряда прав и обязанностей. За школьниками были закреплены отдельные близлежащие участки леса, где учащиеся могли заниматься всем комплексом лесохозяйственных работ. Как в настоящем лесничестве здесь появились из числа ребят – лесники, участковые техники- лесоводы, помощники лесничих, лесничие.
Школьные лесничества со своим «штатом» и «лесным фондом» появились в Брянской, Свердловской, Рязанской областях, Удмуртии и Карелии. Организаторами их были работники лесного хозяйства и учителя местных школ. В 1967 году, когда Минлесхозом РСФСР, Министерством просвещения и Всероссийским обществом охраны природы было утверждено Положение о школьных лесничествах, в Российской Федерации их было уже 75, объединивших около 1000 учащихся восьмилетних и средних школ.
В Лесной кодекс, принятый 8 августа 1978 года, вошла статья «Школьные лесничества». Так это общественное движение было узаконено на государственном уровне. В 1979 г. постановлением коллегий Минлесхоза РСФСР и Минпроса РСФСР утверждено новое Положение о школьном лесничестве.
Наибольшей активности движение школьных лесничеств достигло в 70-80-е годы. В 1986 году действовало 6000 школьных лесничеств, которые объединяли более 200 тысяч учащихся 5-10-х классов.
В эти годы школьные лесничества стали формой профориентации молодежи и профессиональной подготовки учащихся, которые получали профессии лесника, рабочего лесокультурника, зеленого строительства, тракториста.
|