В Государственном Театре Наций завтра открывается новый сезон. На Большой сцене он начнётся одним из самых ярких спектаклей минувшего сезона «Гамлет. Коллаж» в постановке Роббера Лепажа. Похоже, театр собирается побить достижения прошлого года – восемь премьер. Первую из них зрители увидят уже завтра на Малой сцене. Рассказывают «Новости культуры».
Театр Наций полон проектов. Как всегда очень разных. После прошлого сезона, посвященного Шекспиру, в новом сезоне здесь обратятся к русской классике. И это не случайно.
«Мы просто думали о том, что в театре Наций не так много русской классики идет. Молодые режиссеры не очень хотят за это браться, а если берутся – лучше бы не брались, и мы решили в этом году посвятить русской классике. И, честно говоря, поставили в сложную ситуацию некоторых режиссеров, потому что они даже не представляли себе, что можно идти в эту сторону. А дальше произошло чудо: они стали искать материал и нашли, кому что свойственно», – рассказывает художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
Филипп Григорян поставит гоголевскую «Женитьбу». Разумеется, экспериментальную.
А вот художественный руководитель театра «Одеон» в Париже, известный французский режиссер Люк Бонди обещает сделать классического чеховского «Иванова». В главной роли – Евгений Миронов.
«Ставить Чехова для европейского режиссера – безумие! Самое сложное – это простота его языка. Сейчас сразу два переводчика в Париже объясняют мне буквально каждое слово. К тому же я решил объединить две существующие версии Иванова – что-то возьму из одной, что-то – из другой. Вопрос, как именно погибнет герой, для меня пока открыт. И вообще, Иванов – это серьезный вызов», – признается французский режиссер Люк Бонди.
Еще одно громкое имя – американец Роберт Уилсон. Он тоже завершит сезон русской классикой – «Сказками Пушкина». Репетиции начнутся в ноябре. Впервые в театре появится и детский репертуар – Полина Стружкова работает над «Детским театром цветов». А еще – уже не первая – социальная инициатива. После прошлогоднего проекта с наркозависимыми ребятами «Бросить легко» в этом году – «Прикасаемые»: в условиях театра слепоглухие дети расскажут истории своей жизни. Но всего этого кажется Евгению Миронову мало, в планах – новые большие проекты.
«Национальные театры остались за бортом, на мой взгляд, – говорит Евгений Миронов, – мы их потеряем. А это наше богатство. Например, театр в Туве. И я предлагаю сделать такой фестиваль – национальных театров. Кому, как ни Театру Наций этим заниматься?»
А пока журналистам показали то, чем заканчивается год Шекспира в Театре, и с чего в нынешнем сезоне начнется Малая сцена. «Сонеты Шекспира» в постановке молодого режиссера, лауреата Золотой маски Тимофея Кулябина.
«Я отобрал – их всего 14 будет – и все они посвящены теме ухода, увядания, но в конечном счете, конца. Все, конечно, все рано или поздно закончится. Вот об этом мне почему-то захотелось поразмышлять будучи молодым человеком», – рассказывает режиссер Тимофей Кулябин.
Для режиссера важно – об увядании говорят совсем молодые люди. Намеренно никаких известных лиц. Лирическо-пластическое действо – сонеты Шекспира, нанизанные на авторский замысел, на выбранную тему. Внутри более 40 зашифрованных цитат из мировой живописи. Сама коробка сцены – отсыл к кабинету из фильма Тарковского «Зеркало».
|