|
Город Ак-Довурак образован в 1964 году. Расположен на западе Тувинской котловины, на левом берегу реки Хемчик (левый приток реки Енисей), в центре Хемчикской долины, в 309 км к западу от г. Кызыла. Название города определило месторождение асбеста: «ак довурак» означает «белая земля». На стройке асбестового комбината – первенца тувинской индустрии – выросли замечательные тувинские кадры, крепла дружба братских народов, мужал рабочий класс самой молодой в СССР Тувинской АССР.
В 1964 году, в канун двадцатилетия Советской Тувы и пятидесятилетия вхождения Тувы в состав России, коллективы строителей треста «Тувинстрой», специализированных организаций Государственного производственного комитета по монтажным и специальным работам СССР, эксплуатационники завершили строительство и ввели в строй первую очередь Ак-Довуракского асбестового комбината. В торжественной церемонии открытия комбината участвовал первый секретарь Тувинского обкома КПСС, член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР Салчак Тока.
В строительство Ак-Довуракского асбестового комбината вложен не только труд местных рабочих, инженеров, техников, но и труд коллективов многих предприятий страны. Они посылали сюда свою продукцию. По железной дороге, водным путем, а дальше через Саяны автотранспортом доставлена масса материалов различных наименований. Израсходовано громадное количество. Только за 1964 год в Ак-Довурак поступило примерно четыре тысячи тонн цемента. Для его перевозки потребовалось сделать более тысячи авторейсов.
Вместе со строительством шел монтаж оборудования. Его изготавливали многие заводы страны. Свердловский, ныне Екатеринбургский, «Уралмаш» обеспечил комбинат мощными дробилками и другим технологическим оборудованием. Надо учесть, что дробилки, например, весят по 40 тонн. Ремонтно-механический завод треста «Союзасбест» изготовил на 60 тысяч рублей нестандартного оборудования. Станкостроительные заводы: Мелитопольский, Московский, Ростовский, Белорусский и другие поставили более сорока металлорежущих станков. Десятки тысяч километров кабельной продукции отгрузили Томский, Ташкентский, Хабаровский кабельные заводы. Всего оборудования для первой очереди комбината получено более чем на два миллиона рублей. Чтобы перевезти всю эту массу строительных материалов, машин и оборудования (более миллиона тонн) потребовалось большое количество транспорта. Перевозки успешно осуществляло Тувинское автоуправление. Особенно возрос поток грузов весной 1964 года. Были дни, когда из Абакана отправлялось по 250 автомашин.
Не успели ввести в строй первую очередь комбината, как тут же началось строительство второй очереди, что потребовало еще больше материалов и оборудования.
Строители и эксплуатационники приложили максимум усилий, чтобы в кратчайшее время освоить проектную мощность введенного в действие комбината и выполнить производственную программу, дать Родине добротный тувинский асбест. Как бы в награду за это, учитывая многочисленные пожелания жителей рабочего поселка Ак-Довурака, Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 3 февраля 1964 года утвердил постановление Президиума Верховного Совета Тувинской АССР о преобразование населенного пункта Ак-Довурак Барун-Хемчикского сельского района в город районного подчинения с сохранением за ним прежнего названия.
Так начался городской этап жизни Ак-Довурака.
В архивном фонде «Верховный Совет Тувинской АССР» имеется Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1964 года «О преобразовании населенного пункта Ак-Довурак Барун-Хемчикского сельского района Тувинской АССР в город районного подчинения». Предлагаем всем читателям газеты «Тувинская правда» ознакомиться с данным указом.
|
|