|
Юбилейный год в самом разгаре. К празднованию ожидается приезд множества гостей, хотя последних в республике никогда, наверное, мало не бывает. Тува строится, заброшенные объекты срочно ликвидируются или приводятся в порядок. Но вот за что республика может не хвататься в первую очередь и не стыдиться вовсе, так это дороги. О них мы и поговорим с главным инженером ФКУ Упрдор «Енисей» Сергеем Квашиным.
Брак не пройдет
У него на столе куча бумаг – отчеты, проекты, согласования... Все это нужно для того, чтобы главная «артерия жизни» в республике – трасса М-54, за которую отвечает Упрдор, не давала сбоев. Сергей Иванович - главный инженер. Фактически – главный по дорогам. Он лично согласовывает все проекты и проверяет качество построенной или отремонтированной дороги. И рабочие знают, если Иваныч выехал на трассу, значит всё, «брак» не пройдет и нужно работать на совесть.
Тува началась с Орлиного перевала
Сергей Иванович работает в дорожной отрасли уже более 25 лет, строит, содержит, ремонтирует. Дорога – это его любовь. Первая и на всю жизнь.
Второй любовью стала Тува. После омского института на практику он попал в нашу республику и... влюбился. В стада яков и верблюдов, которые мирно паслись на изумрудных лугах, в глубокое лазурное небо и реки, из которых можно пить воду. В то время на трассе «Ак-Довурак-Абаза» на Орлином перевале был ремонт. С него-то для Сергея Ивановича и началась Тува.
А третьей любовью стала девушка по имени Ольга, с которой у него сложилась замечательная семья. Поначалу, она, кончено, ревновала Квашина к дорогам: он часто ездил по командировкам, детей почти не видел, да и фактически жил на трассе. А потом привыкла – первую любовь из его сердца не вырвешь. Сергей Иванович улыбается – Ольга знала ведь, за кого шла.
Ему нужна дорога
За свою трудовую деятельность Сергей Иванович прошел большой путь. Был и мастером ДСУ-3, и прорабом, а потом стал главным инженером ДРСУ, несмотря на то, что это был шаг назад в карьере - эта организация занималась только содержанием и мелким ремонтом дорог. Кто-то удивится, зачем? Но Сергей Иванович, как истинный романтик, хотел испытать себя. И испытал. Понял – он не может сидеть в кресле, ему нужна дорога. И даже сейчас, став главным инженером главной дороги, он в кресле почти не сидит. «Чистый администратор из меня никакой, - признается он. - Я зарекся быть начальником и выше главного инженера не поднимаюсь. Лучше буду рядом с дорогой, нюхать асфальт, где надо и в автогрейдер сяду, где - в экскаватор, где с лопатой буду стоять, мне так проще.
Лопатой смесь кидать легче, чем руководить. А вот если я буду правильно управлять людьми и под моим руководством они сделают больше, чем могли бы, и за это получат зарплату выше, чем соседняя бригада, вот это уже результат. Подчиненные меня слушают, где-то приходится настоять, где-то самому показать. Но поддерживают. И это главное».
У каждого километра свое «лицо»
На вопрос: «Почему вы любите дороги?» - Сергей Иванович отвечает: «Они необходимы, это мое твёрдое убеждение. Без них не будет ничего: ни заводов, ни машин, ни пароходов. Ты хоть на лошади, а все равно дорога нужна. Первое – это дорога, а потом уже всё остальное. Ну и конечно, дорога – это романтика. Это свобода».
На трассе М-54 он знает каждый камушек, каждый кустик и убеждает: двух одинаковых километров дороги нет. «Вы можете построить два дома – один в один. Но вы никогда не построите два одинаковых километра дороги. Потому что условия везде разные, и на каждом конкретном отрезке можно сделать только так, и никак иначе».
Дорогу надо укрыть
Сейчас строительный сезон в самом разгаре, и у дорожников работы непочатый край. Но Сергей Иванович улыбается: зимой дороги строить тоже можно. «В прошлом году «Полку» мы строили при минус 50 градусах, хоть на день остановилась стройка? Где-нибудь есть брак? Нету! Проверяли! Да, асфальт не любит влажность. Но его ведь можно укрыть. Дорога строится при определённых температурах, и никто не говорит, что зимой строить нельзя, создай температуру и работай дальше. Просто это будет стоить дороже, и зачем мучиться, когда можно перенести сроки?»
Почему гоняют по дорогам
Квашин утверждает: в Туве хорошие дороги. Ему есть с чем сравнивать – по России его помотало. «Почему у нас водители носятся по дорогам? – спрашивает он и сам отвечает. - Потому что есть, где носиться. В Саратове, например, едешь 20 км/ч, кое-где можно разогнаться до 40 км/ч, и всё. А у нас 150 летят! Это ведь показатель. Помимо этого, у нас еще и самые дешевые дороги в России. Мы везем сюда только битум, а щебень и песок у нас есть».
Дорожники без работы не останутся
Не без гордости Сергей Квашин рассказывает о том, что в деле строительства дорог есть и инновации. «В России это еще мало где использовалось. В битум добавляются компоненты, которые полностью меняют его структуру – он становится пластмассой, называется это полимербетон. И это покрытие не подвергается воздействию воды. С таким покрытием у нас построено 500 метров, но это хороший опыт. Дорога цела до сих пор. Покрытие, конечно, трескается. А что не трескается, если в Туве перепад температур от минус 50 до плюс 50? При переходах температуры через ноль - ночью зима, а днем лето - около четырех месяцев в году, какое покрытие выдержит? Металл не выдерживает, лопается! Но мы с этим тоже боремся. Уже есть технологии для решения и этой проблемы».
Сергей Квашин гордится своей работой. «Если бы я не любил свою профессию, ушел бы из нее, - говорит он. – Был шанс уйти в совершенно другую отрасль или стать предпринимателем. Сидел бы сейчас где-нибудь на Канарах, я сижу на дороге...»
Он знает – когда доделают один участок, будет другой, и уверен: дорожники без работы не останутся.
Сергей Иванович отдал свое сердце дорогам, это его любовь на всю жизнь. И она в крови.
|
|