|
На заседании Попечительского Совета Русского географического общества большое внимание было уделено проблеме сохранения редких видов животных, в том числе манула.
Изучением этой красивой и редкой кошки на протяжении ряда лет занимаются сотрудники Даурского заповедника, расположенного в Забайкальском крае. С 2011 года к этой работе подключились сотрудники Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН, а с 2013 года проект «Сохранение манула в Забайкалье» поддерживает Русское географическое общество.
«Манул живет в экстремальных условиях, – рассказывает ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН кандидат биологических наук Сергей Найденко. – Он очень мало изучен, а его численность подвержена резким колебаниям – то манулов достаточно много, то их количество сокращается по непонятным причинам. Несмотря на то, что животное занесено в Международную Красную книгу и Красную книгу России, он зачастую становится жертвой браконьеров. Другой серьезный враг этой дикой кошки – бродячие собаки».
Скрытный и неуловимый
Скрытный образ жизни манула затрудняет оценку его численности. Если для «переписи» других видов животных специалисты часто прибегают к зимним маршрутным учётам, когда размер популяции оценивается по следам зверей на снегу, то «посчитать» таким образом манула крайне тяжело.
«Манула крайне сложно учесть по следам – как и все кошки, он не любит глубокий снег и всеми силами старается избегать таких участков, – сообщает Найденко. – Он перемещается по скалистым территориям и по возможности выбирает южные склоны, где нет снега. В Даурском заповеднике очень небольшой снежный покров, и это открытая степь – глубина снега составляет 4–5 сантиметров, плюс сильный ветер, который заметает следы, и высокая численность копытных животных, следы которых мешают учётам. Там работы по изучению манулов идут благодаря мечению зверей радиоошейниками и использованию фотоловушек».
Болезнь малышей
Другой загадкой для учёных до сих пор остаётся высокая смертность молодняка палласова кота – так ещё называют манула – в неволе.
«Второе, что непонятно, кроме изменения численности, у этих кошек существенная проблема со смертностью молодняка от токсоплазмоза, вызываемого простейшим паразитом, который есть у большинства кошачьих, – тигры, домашние кошки прекрасно с ним живут и не сильно от него страдают. А у манула от него погибает до 100% молодняка в зоопарках», – отмечает кандидат биологических наук. Насколько высок уровень смертности котят манула от токсоплазмоза в дикой природе, неизвестно, отмечает Найденко. Кроме того, у учёных вызывает интерес и исследование генетического разнообразия манула. Дело в том, что палласов кот – обитатель степей Центральной Азии от Закавказья и до Востока Монголии. В России проходит северная граница ареала этого вида, который в нашей стране встречается в Горном Алтае, Туве и Забайкалье. И эти группировки, подчеркивает Найденко, между собой на территории России не соединены. Ареал манула связывает их между собой уже вне территории нашей страны. Насколько генетически отличаются одна группировка манула от другой, пока остается неизвестным.
Работа продолжается
Всё это ещё раз подтверждает, что для сохранения палласова кота его необходимо изучать. И в этом отношении Даурский заповедник предоставляет учёным уникальную возможность – манулы ведут скрытный образ жизни и в качестве убежищ выбирают скалистые районы. Но в заповеднике эта кошка живёт в открытой степи, где за ней легко наблюдать и брать у манулов анализы для исследований, в том числе для выявления патогенов.
Работа в Даурском заповеднике уже принесла плоды: учёные установили, что патоген, вызывающий токсоплазмоз у палассова кота, встречается не только у животных в зоопарках, но и у особей, обитающих в дикой природе. На эту тему в Journal of Wildlife Diseases опубликована научная статья овстречаемости различных патогенов в популяции манулов Даурского заповедника. В ней сказано, что примерно 15% манулов в Даурском заповеднике контактирует с токсоплазмой, как, впрочем, и еще с несколькими патогенами, которые могут быть опасны для существования популяции этой дикой кошки.
«Русское географическое общество поддерживает проект изучения и сохранения манулов с 2013 года. В его рамках проводилась работа по мечению манулов, причем сейчас численность этого животного в Даурском заповеднике восстанавливается после очередного снижения. Исследования будут продолжаться в том же направлении – проведение учётов и программ по сохранению манула на юге Забайкальского края», – говорит Найденко.
|
|