— Даже не знаю, что такого особенного рассказать вам о нашей работе, — главный врач Тес-Хемской центральной районной больницы Орлан-оол Монгуш немного смущается. — Прием пациентов, лечение их в стационарных условиях, срочные вызовы, срочные операции... Будни.
Орлан-оол Викторович возглавил больницу два года назад. Приехал в качестве хирурга. А спустя два месяца был назначен главным врачом.
— Предложение поступило сначала моему коллеге-ровеснику, врачу-анестезиологу. Но он отказался. Я же согласие дал. Посчитал: кто-то должен не только лечить, но и вести административную и организационную работу. Сначала было очень трудно, но врачи и медицинские сестры с пониманием отнеслись к проблемам, с которыми тогда столкнулся. Так что с первых шагов в районной больнице пришлось осваивать и роль главного врача. В тридцать три года.
В Самгалтае Орлан-оол Викторович оказался благодаря федеральной программе «Земский врач». А до того вел хирургическую практику в республиканской клинико-диагностической поликлинике, она еще известна как первая городская поликлиника Кызыла. С благодарностью вспоминает своего главного наставника Лидию Михайловну Козлову, нашего легендарного хирурга.
Работа в глубинке, конечно, во-первых, привлекла внимание материальной стороной: здесь более высокая заработная плата, а кроме того, есть возможность построить собственное жилье за счет одного миллиона рублей, который дает государство всем молодым врачам в возрасте до 35 лет.
— В Кызыле я жил с родителями. Но имел уже собственную семью. Перспективы приобрести собственное жилье в столице были туманными.
Работа врача в районной больнице, называет Орлан-оол Викторович второй довод в пользу переезда, дает хорошую практику, а значит, обеспечивает быстрый профессиональный рост. В Кызыле практики меньше: на ведущих позициях доктора в приличном возрасте — опыт в хирургии фактор первостепенный. Но не каждого молодого врачу греет перспектива многие годы быть подмастерьем.
В Тес-Хемской больнице сегодня работают девятнадцать молодых врачей. Район обеспечен сегодня такими специалистами, как реаниматолог, рентгенолог, дерматовенеролог, стоматолог, инфекционист, фтизиатр, невропатолог. Здесь работают два врача-гинеколога и пять участковых педиатров.
При советской власти, когда действовала система распределения выпускников мединститутов, профильных врачей в Самагалтае хватало. Но работать в 90-е «за копейки», да еще и без всякой уверенности в завтрашнем дне, желающих было мало. Очень быстро районная больница осталась без опытных врачей. Прервалась связь поколений, а это явление для медицины очень важное. Только сейчас появился шанс изменить ситуацию к лучшему.
Большая удача, по мнению Орлан-оола Викторовича, то, что в больнице есть теперь свой врач-анестезиолог. Два десятка лет райбольница обходилась без такого специалиста. Хотя, что значит, обходилась? Без участия анестезиолога невозможна ни одна серьезная операция, а потому местные хирурги работали по мелочам. Пациентов с серьезными «болячками» сразу направляли в Кызыл.
— Но ведь всегда была категория нетранспортабельных пациентов, — делится главный врач, — и любая их перевозка в столицу республики, за двести километров, могла быть и смерти равносильна.
Районная больница занимает сегодня девять деревянных одноэтажных корпусов. Самый старый из них построен еще в десятые годы двадцатого века. Туда и пригласил главный врач.
На прием к врачу-рентгенологу выстроилась в очередь небольшая группа женщин. Приехали из Эрзина, за пятьдесят километров. Их село тоже районный центр, однако в местной больнице нет аппарата для ультразвукового исследования (УЗИ). Представителей прессы они встретили с любопытством и настороженностью. И даже перешли в своих разговорах на более привычный для них монгольский язык.
За плечами у врача-рентгенолога Владимира Начына Красноярская медицинская академия, специализация в клиниках Саратова и Томска. Но без стажа в Кызыле молодому доктору на хлеб с маслом и икрой не заработать. Здесь, в глубинке, совсем другой расклад. А потому о возвращении в столицу даже не думает. Хотя рос в городе и о жизни на селе не имел ни малейшего представления.
— Без дела сидеть не приходится. В день принимаем не менее десяти пациентов, — признается он. — А когда привозят, как сейчас, эрзинцев, приходится и обедом пожертвовать. Но это и хорошо: каждый случай индивидуален, и чем больше пациентов через тебя прошло, тем быстрее копится профессиональный багаж.
Чтобы попасть в хирургическое отделение, пришлось «нарядиться» в халаты и надеть бахилы очень большого размера. На операционном столе лежала молодая женщина. Прибыла с переломом плечевой кости. Хирургам пришлось делать надрезы и выправлять эту кость «изнутри».
— Пациентка прибыла к нам после автомобильной аварии, — рассказал уже после операции врач-травматолог Шолбан Аг-баан, — не окажи мы помощи сразу, осталась бы инвалидом. В таких случаях время — решающий фактор.
Шолбан Анатольевич вспоминает о том, как десять лет трудился по своему профилю в кызылской городской поликлинике номер два. Низкая зарплата и отсутствие перспективы — вот такая была проза жизни. В Самагалтае есть теперь возможность самому снять квартиру. И мечта о собственном доме на земле тоже стала реальностью. Об одном жалеет врач: мало опытных педагогов в районной школе. Потому жена и сын живут пока в Кызыле. Не хочется врачу, чтобы у сына были плохие знания.
— Такую бы программу, как «Земский врач», придумать для школ в глубинке, — размышляет Шолбан Агбаан, — тогда молодые и очень грамотные педагоги приедут на работу в село, и многие из них останутся здесь.
После окончания Алтайского медицинского университета Айзану Кыргыс ждало разочарование: в кызылских больницах и поликлиниках нет хороших вакансий. С детства хотела выучиться на детского врача и мечту свою в итоге осуществила. Здесь, в Самагалтае.
— Приехала сюда еще в 2011 году, — рассказывает она, — как только услышала о программе «Земский врач».
Айзана буквально источает энергию. Ее открытая улыбка обезоруживает пациентов. От такого светлого и теплого общения детишки быстро идут на поправку.
— Доктора у нас самые лучшие! — делится пациентка Азиана Намзырай. — Жаль только, что здание больницы очень старое. Туалет на улице, нет ванной. А ведь эти «детали» очень важны для женщины, тем более — для роженицы.
Азиана Намзырай ждет второго ребенка, девочку. В школе, где трудится Азиана Дановна учителем географии, коллеги уже готовятся к этому событию. А вот четырнадцатилетняя дочка Азианы беспокоится: как же так? Появится сестренка, ей тогда будет все внимание?..
Педиатр Айзана Кыргыс тем временем уже пригласила нас к себе в гости, показать дом, который почти уже выстроили за один «земский» миллион.
Район для молодых врачей выделили у южной околицы Самгалтая, почти у самой трассы М-54. Соседями Айзаны будут коллеги-врачи.
— Новый год справлю всей своей немаленькой семьей — вот в этой большой комнате! — ведет она по дому. — Очень мечтаю о большой кухне. Не беда, что миллиона хватило только на «коробку» и крышу — отделочные работы осилим сами. Муж поможет, дочка и сын, школьники, и родственники из Эрзина. Зато я буду первой хозяйкой, которая поселится на улице Тугулга! Не правда ли: красивое это название, взято из легенды. Жители села рассказывали мне, что так называется гора в окрестностях Самагалтая.
…Прощаясь, главный врач поделился и ближайшими планами: в будущем году пригласим для работы в больницу отоларинголога и офтальмолога.
— Уже договорились с эрзинцами о том, что одну ставку выделяют они, вторую — мы. А работать эти два врача будут на нашей базе.
А современное здание больницы, по словам Орлан-оола Монгуша, появится к 2020 году. Есть такие планы в министерстве здравоохранения республики.
— Сам буду разрезать красную ленточку при открытии. Вот увидите!
|