|
В 1999 году безработные инвалиды по слуху, объединила которых общественный деятель Людмила Федорова, решили открыть столовую. Многие откровенно крутили пальцем у виска, мол, здоровые-то люди не могут и не смогут еще долго оправиться от дефолта, а тут инвалиды взялись за столь рискованное дело. Набралось таких отчаянных смельчаков 30 человек. Среди них инвалид III группы Байлак Оюн.
Начали, как полагается, с ремонта. Здание под номером 13 на улице Кечил-оола требовало капитального ремонта – в глазницах окон зияли дыры, канализация не работала, в подвале мусора с целый КамАЗ, стены, пол и потолок шли вкривь и вкось.
Байлак со своими подругами штукатурила, белила, красила, драила. Три месяца ремонта – столовая и бар открылись. И народ пошел. Байлак в течение первых трех лет помогала на кухне – чистила, резала овощи для салата, присматривалась, запоминала, а затем по программе агентства занятости населения выучилась на повара. После ее поставили помощником повара. Байлак быстро освоила тонкости калькуляции и точно рассчитывала количество ингредиентов в блюдах.
Озорные глаза и улыбка Байлак скрывают непростые годы жизни. Байлак – с рождения инвалид по слуху. Она родилась в Чадане 7 декабря 1969 года. За образованием родители отправили ее в Кызыл – в школу-интернат для неслышащих детей. Поначалу чаданская девчушка плакала, никак не могла понять, почему ее увезли так далеко от дома и зачем ей вообще нужно учиться. Потихоньку привыкла, нашла друзей, среди них будущий муж – Валерий. Полюбила математику и физкультуру. Окончив восемь классов школы-интерната, Байлак отправилась в новосибирский техникум, чтобы стать швеей. Там впервые узнала, что в этом мире каждый сам за себя. Всё было по-другому – нет интернатской бесплатной столовой, нет воспитателей, помощников, всё приходилось делать самой. С подругами, приехавшими вместе с ней из Кызыла, научилась жить вскладчину.
Швеи из Байлак не вышло. После техникума вернулась в родной Чадан, работы там для нее не оказалось. Некоторое время трудилась в шагонарской хлебопекарне, но и там не сладилось. Семья Оюн отправилась в Кызыл, надо было поднимать двоих сыновей – Менги и Саяна. Здесь Общество глухих предоставило им комнату в общежитии, Валерий и Байлак нашли работу. Вот уже 13 лет Байлак воспитывает сыновей одна, в 2000-м похоронила мужа. Менги уже 23 года – служит в армии, Саяну – 20 лет, учится в Иркутске на гидролога. Они обожают еду, приготовленную мамой.
Первое блюдо, которое она самостоятельно приготовила – рассольник.
– Я вообще жутко волновалась: правильно ли рассчитала выход, соблюла ли рецептуру, понравится ли мой рассольник посетителям, – делится Байлак.
Сегодня в столовой «Донмас-суг» Байлак – старший повар. Особенно вкусно у нее получаются куриные рулеты, котлеты, бифштексы, фаршированная щука. Именно еда, а не внешний антураж, привлекает клиентов в столовую «Донмас-суг». Сама старший повар любит кушать пельмени и манты.
Коллектив столовой «Донмас-суг» называет себя дружной семейкой. Ежегодно вместе встречают праздники, выезжают на природу, парятся в баньке. Вот и нынче – в декаду инвалидов что-нибудь придумают вместе. А еще непременно сядут дружной семьей, 14 женщин и один мужчина, за стол, на котором будут стоять фирменные блюда Байлак.
|
|