|
Правительством Тувы утверждена Концепция развития системы дополнительного образования детей. Комментируя основное содержание утвержденного Правительством Тувы документа, министр образования и науки Каадыр-оол Бичелдей отметил:
- В Концепции нашла свое отражение одна из главных стратегических целей, обозначенных Главой республики в Отчете о деятельности Правительства Тувы в 2012 году, – «сделать образование на всех его этапах настоящим «социальным лифтом», начиная с доступности детских садов и заканчивая профессиональной подготовкой, «заточенной» под конкретные потребности экономики и социальной сферы республики, нашего рынка труда». Основные принципы, положенные в основу Концепции, - бесплатность и доступность дополнительного образования для каждого ребенка. Причем, это образование должно быть качественным, соответствующим современным требованиям, создающим все условия для формирования полноценной, духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности.
Среди основных задач, определяемых Концепцией, Каадыр-оол Бичелдей назвал расширение сферы образовательных услуг, развитие системы поддержки одаренных детей, разработку инновационных образовательных программ, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования, совершенствование механизма оплаты их труда, укрепление материально-технической базы, внедрение дистанционных форм обучения, развитие межведомственного сотрудничества, создание системы различных форм общественной поддержки дополнительного образования.
- Концепция не имеет своей целью детальной проработки комплекса мероприятий. Она лишь определяет основные идеи и направления деятельности, ставит стратегические задачи, решению которых должна быть подчинена работа всех заинтересованных органов управления и общественных организаций. Детализация Концепции найдет свое отражение в разработанных на основе ее республиканских и ведомственных программах.
В настоящее время дополнительные образовательные услуги в республике оказывают 76 учреждений, подведомственных Министерству образования и науки, Министерству культуры и Министерству по делам молодежи и спорта. В них занимается 30,5 тысячи детей в возрасте от 5 до 18 лет, или 43,8 процента от общего числа школьников Тувы, что доказывает большую востребованность и популярность данного типа образования. В среднем по России процент охвата школьников различными видами дополнительного образования составляет 41 процент.
В детско-юношеских спортивных школах, домах и центрах детского творчества республики работают сегодня 758 педагогов, методистов, психологов, тренеров и других специалистов, реализующих около 120 программ различной направленности.
Учреждения дополнительного образования играют очень важную роль в становлении и развитии личности ребенка, раскрытии его творческого потенциала. Более 40 процентов получателей грантов в рамках национального проекта «Образование» прошли школу дополнительного образования.
Особенностью учреждений республики, предоставляющих дополнительные образовательные услуги, является их высокая доступность для детей из различных социальных слоев. Дети, обучающиеся на платной основе, составляют лишь 1,2 процента. Более половины занимающихся в системе дополнительного образования – дети из семей со сравнительно низким уровнем достатка.
Вместе с тем система дополнительного образования требует серьезных изменений, вызванных бюджетным финансированием по «остаточному» принципу, старением кадров и низкой заработной платой сотрудников, недостаточной материально-технической базой, слабым развитием технических направлений творчества.
Накопившиеся проблемы обусловили необходимость концептуального подхода к развитию очень важной составляющей образовательного процесса в целом.
Целью Концепции, разработанной Министерством образования и науки республики на период до 2020 года, является обеспечение устойчивого и стабильного развития системы дополнительного образования детей в рамках единой региональной образовательно-воспитательной системы.
|
|