Вторник, 16 апреля 2024 г. 18:53 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Тувинцы в Китае сохранили себя как народность
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Ноябрь 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Тувинцы в Китае сохранили себя как народность

Тувинцы в Китае сохранили себя как народностьКитайские тувинцы. Всего около 2,5 тысячи человек, загадочным образом оказавшихся на территории современного Китая, сумели сохранить себя как народность. Китайские тувинцы, так же как их соотечественники в Республике Тыва, отмечают Шагаа, освящают возвышенности, верят в Будду. Практически каждый из них с детства знает несколько языков — китайский, казахский, монгольский. В общении могут с легкостью переходить с одного языка на другой.
Частый и всегда желанный гость наших родственников — именно так называют нас китайские соплеменники — молодой ученый, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН Жанна Юша.
Как говорит Жанна Юша, китайские тувинцы сумели сохранить многие обычаи, которые у нас, к сожалению, утрачены. Праздно¬вание Шагаа в Китае, например, делится на несколько этапов: подготовка, встреча Нового года и само празднование, которое длится полмесяца. Основной смысл, вкладываемый в празднование Шагаа — очищение, избавление от негатива и пропаганда доброго отношения ко всем живым существам — сохранено тувинцами и в Китае. В дни празднования грешно на кого-то сердиться. Угощают и радуются как желанному гостю даже тем, с кем был в ссоре. Празднование Шагаа — дань древним традициям и возможность ощутить единство народа. Интересно, что во время традиционных тувинских обрядов барана режут тувинском методом «озээр», в то время как в другие дни используется заимствованный от казахов метод выпускания крови через горло. Любимые виды спорта — конные скачки, хуреш. Примечательно, что состязания по стрельбе из лука проводятся только в честь Шагаа.
Подготовка к Шагаа — это традиционная уборка жилища, очищающие молебны. Канун восточного Нового года называется чапсар или по-монгольси кучун. После полудня в чапсар накрываются праздничные столы и ходят по очереди в гости друг к другу, начиная с жилища самого уважаемого соседа. В каждом доме проводится специальный обряд Шагаа: зять или другой молодой человек топором разбивает бедренную кость коровы или овцы, после чего мужчины выходят на улицу с возгласами «Курай-Курай», громко кричат, даже голосят. Так они призывают счастье, достаток и запугивают злых духов.
С появлением первых солнечных лучей и наступлением Шагаа мужчины поднимаются на байлык или по-нашему оваа, разжигают жертвенный огонь сан и молятся. Затем начинается обряд чолук¬шуур — с белыми кадами приветствуют друг друга: младшие подставляют обе ладони под ладони старших. Празднующие трехкратно обходят место встречи Нового года, после чего старший по возрасту произносит благопожелания. Женщины в этом ритуале не принимают участие.
В праздничные дни и стар и млад носят с собой белые кадаки, преподносят друг другу при встрече, совершая обряд шагалаажыр — а в Туве это обряд чолукшуур — обме¬ниваются благопожеланиями. Женщины в первые дни нового года не выходят из дома в ожидании гостей, которых надо встретить по всем законам гостеприимства.
В последний пятнадцатый день празднуется «Мэтэр», посвященный приходу Майтрен — Будды грядущего тысячелетия. В этот день традиционно чествуют хвалебными речами и кадаками тех, кто отличился трудолюбием и заслужил почет добрым и справедливым отношением к другим.
Другой масштабный праздник «Оваа дагыыры» отмечается летом, празднование «Чула» — осенью.
Жители Ак-Хаба, Ханас, Хом, Ала-Хаак, Кок-Догай
Так называются селения, в которых проживают Китайские тувинцы. Точных сведений об их численности нет, так как в документах они значатся как монголы. По собственным ассоциативным данным их около 2,5 тысячи человек. Проживают в Алтайском аймаке Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики, граничащей с южной стороны с Республикой Алтай, на западе — Казахстаном. Это в основном горно-степные территории Алтайского нагорья. Кроме тувинцев там проживают китайцы, казахи, дункане, монголы и уйгуры. Немногочисленные тувинские семьи встречаются и в городах Алтай, Бурчан, Хаба.
Туву китайские тувинцы называют Тывастан по аналогии с Казахстаном или Большая Тыва. Сами себя называют кок-мончак, мончак или алтай-тыва. О тувинцах, живу¬щих в Туве, говорят не иначе, как о родственниках. При случае всегда подчеркивают кровную связь народа, разделенного многими тысячами километров. По легенде родоначальниками китайских тувинцев являются войска Чингис-хана, оставленные когда-то на территории Китая для военных целей. Научных данных об их происхождении нет. Нет и каких-либо сведений о переселении малочисленной группы тувинцев в Китай. Большинство из них носит двойные монгольские, реже тувинские, казахские и китайские имена — имя, данное при рождении и имя отца. Фамилий как таковых нет, есть родоплеменная принадлежность, о которой не упоминается в личных документах. Всего в Китае девять тувинских племен: хойук, иргит, чаг-тыва, ак-соян, кара-сал, кара-тош, кызыл-соян, танды, хойт.
Закон почитания старших
Большое впечатление на ученого произвели взаимоотношения наших соплеменников между собой. При первом знакомстве обязательно спрашивают родовую принадлежность и возраст. Если он окажется старше хотя бы на один год, значит, нужно относиться с почетом и внимать каждому его слову, а если наоборот, окажется младше, значит, ты в ответе за него, стараешься уберечь от ошибок, взять на себя наиболее ответственные вопросы или тяжелую работу.
Пока жив язык
Именно по языку тувинский этнос в Китае впервые был идентифицирован китайским ученым Го Ши Мин в 1956 году. Сами китайские тувинцы называют родной язык мончакским или тувинским. Используется он для общения внутри сообщества, для совершения традиционных народных обрядов, хранения и передачи информации будущим поколениям. Вызывает удивление и восхищение, что, несмотря на отсутствие собственной письменности, сохранен национальный фольклор и сам язык.
Дети тувинцев в Китае обучаются в монгольских, казахских и китайских школах. Примечательно, что в монгольских школах обучают старомонгольской письменности. Тувинцы считают, что этот вид письма, который, кстати, был достаточно популярным и в старой Туве, наиболее точно отражает фонетические особенности тувинского языка. В таких школах чаще всего работают учителя-тувинцы. Но в некоторых селениях имеются только казахские школы. Однако предпочтительней, по понятным причинам, конечно, китайский язык.
Национальный язык родственных китайских тувинцев, безусловно, претерпел влияние китайского языка и языков проживающих по соседству других народов. Как ни странно, китайских заимствований в тувинском языке меньше всех и используются в основном для обозначения бытовой техники, названий стран, официальных учреждений.
Боорзаком и лепёшками лакомятся и в Китае
Основным видом хозяйствования является животноводство. В стране, где практически все площади заняты для выращивания риса и овощных культур, актуальна проблема нехватки пастбищ. Любят мясо, готовят такие традиционные блюда, как боорзак, тувинские лепешки, кисломолочный хойтпак, ааржы, курут… Пьют чай с молоком, иногда с добавлением топленого масла. Летом гонят молочную араку, китайскую водку называют «кара арага». Разнообразие в рацион вносят казахские, китайские и монгольские блюда. До недавнего времени мужчины промышляли охотой. Добывали волка, медведя, марала, передвигаясь на самодельных лыжах, обтянутых шкурой животных для лучшего скольжения. С вводом заповедного режима в 2000 году на охоту в тех местах было наложено строжайшее вето.
Новым видом деятельности в последние годы стал туризм. Приезжают в эти труднодоступные места в основном китайские туристы: интересуются бытом и культурой тувинцев и других малочисленных народностей Китая.
Раньше здесь семьи были традиционно многодетными. Но сегодня китайские законы позволяют иметь два ребенка в семье, если женщина работает. Если нет, то для малочисленных народов разрешено завести третьего ребенка. Нарушение закона влечет штраф в размере 5 тысяч юаней, что составляет 1,5 среднемесячной заработной платы служащего. Китайским семьям позволено иметь не более двух детей, при условии, если женщина домохозяйка.
Тоска по Большой Туве
Интересны в Китае ритуальные обряды тувинцев. Например, перед тем, как предать земле покойника, его укладывают в положении внутриутробного плода. Уникален обряд закапывания в землю плаценты новорожденного возле своего дома. Считается, что это убережет малыша от сглаза, болезней и, возможно, таким образом, укрепляют привязанность человека к родному дому. В проведении свадебного ритуала бытует, по всей видимости, заимствованный у казахов обычай выкупа невесты. При этом смешанных браков с казахами почти не встречается.
Обряд первой стрижки волос ребенка тувинцы считают обязательным. Этот и другие обычаи предков соблюдали даже в годы репрессий, депортаций и строгих запретов вследствие проводимой в стране политики в конце 1950-х и начале 1960-х годов.
Китайские тувинцы мечтают приехать и посмотреть, как живут их соотечественники в Большой Туве, интересуются тувинской письменностью и спрашивают, могут ли в Туве их принять для постоянного проживания: оказывается, получить разрешение на выезд из Китая малочисленным этносам не так просто.

Чечена Булытова, газета "Тувинская правда"
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) ЗАВТРА: new! Концерт "Мы - дети Чыргал-оола", посвящённый 100-летию народного артиста СССР, основоположника тувинской симфонической музыки Алексея Боктаевича Чыргал-оола (ВДНХ, у 75 павильона, Москва)

2) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

3) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

4) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

5) 27.04.2024: new! Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

6) 29.04.2024 - 04.05.2024: new! XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

7) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

8) 07.05.2024: День Связи

9) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

10) 10.05.2024 - 12.05.2024: new! Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования