|
30 апреля Глава Тувы выступил перед Верховным Хуралом республики с отчетом о работе правительства в 2012 году. В полуторачасовом докладе Шолбан Кара-оол подробно рассказал о том, что было сделано исполнительной властью за год. Обсудив отчет премьера, депутаты высказались за позитивную оценку итогам деятельности правительства. Даже представители оппозиционной фракции признали, что итоги 2012 года говорят не только о сохранении положительной динамики социально-экономического развития, но и значительных достижениях в каждой из отраслей.
«Дерзко работали», – так, в частности, охарактеризовал деятельность исполнительной власти депутат Марат-оол Ондар, имея в виду амбициозность проектов и задач, которые пришлось решать правительству республики, а также сложные условия прошлого года: землетрясения, лесные пожары, засуху и техногенные происшествия. Председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Иван Чучев, работавший ранее вице-премьером правительства, отметил, что кроме форсмажорных обстоятельств, правительство выдержало испытание и дефицитным бюджетом: «По своему опыту знаю, как это тяжело, поэтому могу только выразить уважение Шолбану Валерьевичу и его команде».
Руководитель парламентской фракции «Единая Россия» Виктор Глухов напомнил коллегам, что отчет главы республики совпал с первой годовщиной второго срока полномочий на посту Председателя Правительства Тувы. Для него особо показательным в нынешнем отчете был тот факт, что Шолбан Кара-оол достаточно самокритично отразил в своем докладе итоги прошлого года, а это еще раз подчеркивает его открытость к диалогу с парламентом и конструктивному сотрудничеству. «Но даже при критическом анализе позитивная динамика в работе правительства налицо», - убежден депутат.
«Итоги прошлого года очень хорошо восприняты народом, поскольку они заметны каждому», – сообщил Председатель Общественной палаты Тувы Хонук-оол Монгуш, принявший участие в обсуждении выступления главы республики. Общественная палата, по его словам, параллельно с отчетной кампанией правительства провела опрос населения. «Подавляющее большинство жителей ставят работе правительства в 2012 году «пятерку», даже с плюсом», – проинформировал он депутатов. В заключение обсуждения отчета Верховный Хурал единогласно проголосовал за постановление, принимающее к сведению отчет правительства.
В итоговом документе парламента также высказана полная поддержка направлениям социально-экономического развития республики, указанным правительством в качестве стратегических на 2013 год. Отчет главы республики перед парламентом, напомним, практикуется в Туве третий год – с тех пор, как в 2010 году эта норма была закреплена в конституции республики.
В нынешнем выступлении перед Верховным Хуралом Шолбан Кара-оол сказал, в частности, следующее: «Прежде чем начать свой отчётный доклад, хочу поздравить депутатский корпус республики с Днём российского парламентаризма, который наша страна отмечала буквально на днях – 27 апреля. И отмечала впервые. Новый государственный праздник – это заслуженная дань уважения к народной представительной власти, признание исключительной важности законотворческой работы, благодарность депутатам всех уровней. Мы на своем опыте убедились: действенный парламент, совместная конструктивная работа исполнительной и законодательной властей – решающее условие успешной реализации программ социально-экономического развития республики, согласия и консолидации в обществе.
Нашему отчёту перед парламентом традиционно предшествовало представление итогов года в кожуунах, населённых пунктах, трудовых коллективах. Вот и в этом году в обсуждении Отчёта Правительства приняли участие около 11 тысяч 600 жителей республики, большинство из них оценили нашу деятельность положительно. Собрано 557 наказов граждан, которые будут использоваться в дальнейшей работе. Хочу поблагодарить тех депутатов, которые посчитали необходимым принять участие в отчетах правительства в своих округах. По сути, это наша с вами общая работа и общая ответственность за совместно принятые решения.
Отчет правительства перед населением официально не закреплен ни в Конституции республики, ни в других республиканских законах. Но власть, прежде всего, ответственна перед народом. Ежегодная отчётность Правительства перед населением – наша принципиальная позиция. Она обеспечивает живую обратную связь, объективную оценку наших действий.
Уже стало хорошей традицией представлять видеоверсию отчета. С одной стороны, честно признаюсь – сложно конкурировать с «живой картинкой». С другой – это дает хорошую возможность избежать излишней детализации и множества цифр, а сделать акцент на анализе прошедших событий. Если хотите – на уроках 2012 года. Отчетный год был очень сложен и противоречив, наполнен важными и разнонаправленными событиями. Главным политическим акцентом 2012 года стала президентская кампания. Убедительную победу в ней одержал национальный лидер Владимир Владимирович Путин. Ему удалось на непростом общественно-политическом фоне объединить людей разных национальностей, веры и политических убеждений на платформе Общероссийского народного фронта. Всех, кому небезразлична судьба сильной и единой России. Предвыборная, поистине народная, программа ОНФ нашла живой отклик у населения Тувы.
В нашей республике в выборах Президента Российской Федерации приняли участие почти 93 процента избирателей. Абсолютное большинство из них (более 90 процентов) отдали свои голоса за Владимира Владимировича Путина. Нам, представителям власти, надо по достоинству ценить мудрость многонационального народа Тувы. Из года в год избиратели республики демонстрируют четкую позицию – обществу нужны единство власти и сильный национальный лидер. И своим выбором обеспечивают республике все необходимые условия для поступательного движения при поддержке федеральной власти. Именно эта позиция лежит в основе того, что я, как Глава республики, и обновлённое правительство, имеет возможность продолжить то, что было начато в 2007 году. Естественно, мы не должны ограничиваться консолидацией усилий только на республиканском уровне.
Практически весь 2012 год был посвящен «муниципальной перезагрузке». Проведены выборы депутатов представительных органов муниципальных районов, городских и сельских поселений Республики Тыва. На замещение 92 мандатов депутатов представительных органов муниципальных районов претендовали 268 кандидатов, избрано 92 депутата. На замещение 607 мандатов депутатов представительных органов сельских и городских поселений претендовали 1094 кандидата, избрано 592 депутата. Впервые за последние годы были проведены прямые выборы депутатов районного звена. Внесены изменения в уставы муниципальных районов, которые обеспечили избирателям право отозвать местного чиновника, не оправдавшего их доверия.
Эти изменения дали возможность мне, Главе республики вносить, предложения по кандидатурам на должность председателя местной администрации. Ни для кого не секрет, я воспользовался этой возможностью, предложив в таких районах, как Барун-Хемчикский, Бай-Тайгинский – кандидатов, имевших большой опыт работы в правоохранительных органах, в Кызылском кожууне – опыт управления в сельском хозяйстве, в Чеди-Хольском – как вы знаете, бывшего министра энергетики. В каждом конкретном случае эти предложения были обусловлены приоритетностью проблем на данных территориях и были поддержаны местными депутатами. Таким образом, у нас появился реальный механизм не только финансовой поддержки муниципалитетов, но и грамотной расстановки опытных кадров, исходя из перспектив развития республики в целом. Без эффективных грамотных управленцев на местах нам не решить тех грандиозных задач, которые ставит перед нами жизнь, тех амбициозных планов, которые мы наметили себе сами. Сегодня ожидания от муниципальной власти очень высоки. И эти ожидания надо оправдывать.
Уважаемые депутаты! Видеоверсия отчета вернула нас к тем трагическим событиям, к тем, не побоюсь этого слова, катаклизмам, которые всем нам довелось пережить в 2012 году. Землетрясения, пожары, засуха, коммунальная авария в п. Хову-Аксы… Народ республики достойно выдержал все испытания. Они сплотили нас, сделали сильнее. Хотели мы того или нет, Тува стала своеобразной «лакмусовой бумажкой» целого ряда общероссийских проблем.
Серия землетрясений и ликвидация их последствий обсуждались на самом высоком уровне. Стали толчком к пересмотру объемов финансирования федеральной целевой программы по сейсмическому усилению социальных объектов и жилья не только в нашей республике, но и во всех в сейсмоопасных регионах России. По большому счету? в федеральной повестке актуализирована задача скорейшего переселения людей из аварийного и ветхого жилья. Пожары, полыхавшие по всей Сибири «осветили», по-другому и не скажешь, критическое состояние лесной отрасли России. Совсем недавно, уже в этом году, такую весьма нелицеприятную оценку лесному хозяйству страны дал Владимир Владимирович Путин на заседании президиума Госсовета в Улан-Удэ.
Локальная авария в п. Хову-Аксы стала тревожным сигналом ненадежности коммунальной энергетической инфраструктуры страны. Во всяком случае, наше мнение о том, что необходимы единые федеральные усилия для модернизации объектов теплоснабжения населённых пунктов, поддержали, как минимум, все сибирские губернаторы. Теоретические измышления о том, что энергетический рынок выйдет на саморегуляцию, стоит его отпустить на свободу, не оправдались. Никто из частных инвесторов не выразил большого желания строить объекты теплогенерации в тысячах небольших, малоперспективных поселениях страны. Зато регионам в наследство достались неэффективные, высоко затратные, предельно изношенные котельные и теплоэлектроцентрали, пожирающие бюджетные деньги.
Мы отчетливо понимали – надо искать выход из положения. Мы - власть, и мы, в отличие от бизнеса не можем рассуждать категориями только прибыльности. Поэтому мы пошли на вынужденный шаг – на коммерческий кредит начали строительство новой модульной котельной в поселке Хову-Аксы. Я хочу поблагодарить депутатов за то, что они поддержали нас и дали согласие на государственные гарантии подрядчику. Но для преодоления всех проблем, накопившихся в теплоснабжении республики, – это не выход. И мы будем добиваться принципиального решения на федеральном уровне.
К сожалению, мы не успели построить новую модульную ТЭЦ в Хову-Аксы. Коммунальная авария грянула раньше. Вмешались землетрясения и человеческий фактор. Более 100 миллионов бюджетных средств уже ушло на ликвидацию последствий ЧС. Для сравнения – на строительство трех модулей новой котельной в п. Хайыракан было затрачено 29,6 миллиона рублей. Вот и посчитайте: на 100 миллионов можно было бы построить новые модули в трех поселках. И, как минимум, в два раза сократить нынешние расходы на приобретение угля и повысить надежность теплоснабжения.
Из аварии в Хову-Аксы мы просто обязаны извлечь уроки. Первый: энергетический комплекс в республике находится в критическом состоянии, о чем мы начали говорить с первого дня работы в правительстве. Поэтому, не впадая в излишние эмоции, надо четко понимать – функционирование объектов ТЭК нуждается в ручном управлении. Нужен жёсткий ежедневный контроль, как за подготовкой к отопительному сезону, так и особенно, в период его прохождения. Главы местных администраций, руководители предприятий несут персональную ответственность за каждый винтик в котельной и каждую тонну угля. Председатели администраций свой рабочий день должны начинать с посещения котельных. В этой сфере у нас чрезвычайный режим круглый год. Отсюда второй урок – создание сил чрезвычайного коммунального реагирования на всех уровнях.
Необходимо сформировать, как по республике, так и на территориях аварийно-восстановительную службу из лучших специалистов отрасли, оснастив их самым современным оборудованием и достойной заработной платой. Третий урок – формирование резервов. По каждому социальному объекту должны быть отработаны такие вопросы, как наличие резервного источника теплоснабжения, от теплотронов до пресловутых «буржуек», которые мы собирали по всей Сибири, пока сами не наладили их производство. Резерв технических средств, запасных частей, постельных принадлежностей, продуктов длительного хранения и так далее. Все это должно быть сформировано в каждом населенном пункте. И наконец – наши базовые действия по модернизации республиканской системы теплоснабжения. Скорейшая разработка и утверждение всей проектной документации на новые современные котельные.
Анализируя основные экономические итоги 2012 года, необходимо учитывать тот неблагоприятный, если не сказать кризисный фон, который складывается в общемировом пространстве. Обрушиваются экономики целых стран и союзов. Это, естественно, сказывается и на темпах экономического роста в нашей стране. Тем не менее, Россия выглядит более уверенной за счет накопленного запаса прочности. Более того, в условиях мирового финансового кризиса руководство страны не снимает с повестки дня такие задачи как повышение социальных обязательств государства и дальнейшее экономическое развитие. В этом фарватере стараемся держаться и мы.
Несмотря на все испытания, катаклизмы, республика двигается вперед. 2012 год был довольно результативным в продвижении крупных стратегических проектов. Шаг за шагом решалась проблема энергодефицита, главного ограничителя экономического роста Тувы. В марте 2012 года Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал нас, и уже в мае ФСК России приступила к реализации своего инвестиционного проекта – строительство высоковольтной линии электропередачи Кызыл-Чадан. Ввод её в эксплуатацию уже в этом году позволяет закольцевать схему энергоснабжения республики, значительно усилить его надежность и сократить дефицит электроэнергии на 80 МВт. Нам удалось получить у Президента страны «добро» на включение давно продвигаемого нами проекта ТЭС-2 в федеральный перечень энергообъектов, которые будут строиться по системе договоров предоставления мощности. Эта новая форма партнерства государства и бизнеса дает 100-процентную гарантию возврата вложенных в проект капиталов и обеспечивает необходимый уровень доходности инвестиций. Это выстраданное для нас решение я расцениваю как прорыв в привлечении инвесторов. Если раньше нам приходилось их уговаривать, то сейчас у нас есть уже несколько инвестиционных предложений и появилась возможность выбора.
В этом же ряду – принципиальное положительное решение о перенаправлении федеральной трассы М-54 «Енисей» в сторону пункта пропуска «Хандыгайты – Боршоо». Рядовой житель Тувы, наш избиратель, может у нас спросить: что вы «носитесь» с этой дорогой уже несколько лет? Что реально изменится? Что в ней особенного? Ответы очевидны. Для республики эта дорога станет настоящей осью развития. Как говорят: есть дорога – есть жизнь! Получение федерального статуса, федеральное финансирование, в разы повысит категорийность дороги, ее качество. А это – безопасность, удобство, доступность, связь нового поколения. Это – развитие придорожной инфраструктуры, малого, аграрного бизнеса. У нас высвободятся деньги, которые мы сегодня можем направить на сельские дороги.
Новая федеральная трасса пройдет по территориям районов, которые в ближайшей перспективе должны стать зонами ускоренного экономического роста. В её непосредственной близости – основные участки разрабатываемых месторождений коксующегося угля, комбинаты по производству кобальта и асбеста, цементный и кирпичный заводы. А если заглянуть ещё дальше – у Тувы появляется реальный шанс стать удобным транспортным коридором, выводящим Россию на перспективные центрально-азиатские рынки. Новое направление трассы М-54 – это проект, в котором переплетаются интересы всех: республики, регионов Сибири, всей страны и крупных инвесторов. В его реализации мы предлагаем федеральному правительству интересный механизм привлечение крупного бизнеса – концессионное соглашение по строительству и эксплуатации значительного участка этой трассы.
С 2012 года у нас начал работать Дорожный фонд, объём финансирования дорожной отрасли вырос по сравнению с 2011 годом в 2,4 раза и составил более 700 миллионов рублей. На строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание дорог затрачено 614,3 миллиона рублей, почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году. В результате в нормативное состояние более 46 километров автомобильных дорог. Нам удалось предоставить субсидии местным бюджетам на ремонт муниципальных автодорог и дворовых территорий. В прошлом году мы уже приступили к дорожным проектам, связанным с подготовкой к 100-летию единения Тувы с Россией. Провели ремонт главных улиц в Шагонаре, Туране, Чадане, Ак-Довураке. Поставили перед собой задачу к 2014 году сделать центральные улицы всех районных центров благоустроенными, освещенными, безопасными и комфортными для наших людей. Напомню, что это совместное обязательство республиканской и муниципальной властей. В этом году работа продолжится. И основной акцент предъюбилейной подготовки в дорожной отрасли – это модернизация улицы Магистральная в Кызыле. В 2012 году нам удалось добиться принципиального для Тувы решения – о создании на базе аэропорта Кызыл федерального предприятия. Это позволит нам завершить реконструкцию взлетно-посадочной полосы уже к 2014 году, в ближайшей перспективе организовать регулярные рейсы в соседние регионы, прямой рейс «Кызыл-Москва».
Отчётный год стал поворотным в судьбе нашего основного инвестиционного проекта – строительство железнодорожной линии «Кызыл-Курагино». Я бы даже сказал – годом его выживаемости. Пришел инвестор, готовый продолжить строительство дороги без участия государства. Подписано четырехстороннее соглашение между Минтрансом России, Красноярским краем, Тувой и новым инвестором – Тувинской энергетической промышленной компанией. Самым весомым аргументом в пользу железнодорожного проекта и государственной заинтересованности в его реализации стало слово Президента страны – дороге быть! Напомню, что реализация данного проекта, учитывая его мультипликативный эффект, влечет за собой более двух десятков тысяч новых рабочих мест, что может закрыть нашу проблему номер № 1 – безработицу. И более 12 миллиардов налоговых поступлений в республиканский бюджет ежегодно.
Ключевой вопрос в привлечении инвестиций – создание благоприятного климата. В этом направлении нам удалось переломить ситуацию. Это наша общая с парламентом заслуга. Создана необходимая законодательная база. По возможности ликвидированы административные барьеры. Улучшаются условия ведения бизнеса. Но действия республиканской власти необходимо подкреплять на местах. Ожидая от бизнеса социальной ответственности, муниципальная власть должна четко выполнять свои обязанности и работать с населением.
Многие коллеги-муниципалы рассуждают примерно так: с инвесторами пусть договаривается Кара-оол. Хочу сразу сказать: постоять в сторонке не удастся. На своих территориях главы муниципальных районов ответственны за все. Чего ждать от населения, если некоторые муниципальные руководители имеют весьма смутные представления о тех крупных проектах, которые реализуются в их кожуунах, и не корректируют в соответствии с ними свою экономическую тактику. Надо всем осознать – экономический рывок на бюджетные деньги не сделать. Это поле инвестиционной активности. Её рост – очевидный позитивный результат нашей совместной работы. В 2012 году общие инвестиции в основной капитал достигли 11 миллиардов рублей и возросли в 1,3 раза. Вклад крупного бизнеса составил 4,7 миллиарда рублей. Сумма налоговых поступлений от реализации инвестиционных проектов во все уровни бюджетов возросла по сравнению с 2011 годом практически в два раза. Почти на 26 процентов увеличилось добыча золота. Около 900 местных рабочих и специалистов смогли трудоустроиться на предприятиях инвесторов. Вот реальная отдача от привлечения на территорию республики частных инвестиций. И это только первые шаги, а как быстро мы будем продвигаться по этому пути, зависит уже от нашей активности, нашего умения работать с частным инвестором.
Основным индикатором экономического роста было и остается строительство. Итоги неплохие. Положительная динамика последних лет в жилищном строительстве сохраняется. Ввод жилья в 2012 году вырос почти на 6 процентов. Для сравнения – в целом по России рост составил 4,7 процента. Надо отдать должное предприимчивости наших земляков. Основной вклад, почти 90 процентов всего введённого жилья – индивидуальное жилищное строительство. Свою позитивную роль сыграли принятые нами совместные решения о выделении леса на корню по льготной цене. В 2012 году этой возможностью воспользовались 518 семей. Объем проданной древесины по сравнению с первым годом реализации проекта возрос в 3 раза. Всего за четыре года введено 1465 домов. Особое удовлетворение от того, что нам удалось сдвинуть с «мертвой» точки застаревшую проблему – обеспечение жильем детей-сирот. Итоги 2012 года – 105 сирот стали новосёлами. Эти цифры идут плюсом к тем, кому удалось получить постоянную прописку в предыдущие годы. За период с 2008 по 2012 год объем финансирования строительства и приобретения жилья для детей данной категории за счет республиканского и федерального бюджетов увеличился в 8 раз!
В течение строительного сезона 2012 года велись аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий землетрясений. Мы получили 334,7 миллиона рублей федеральной помощи. Отремонтировали 257 объектов. По республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда ввели в эксплуатацию 3 многоквартирных дома, условия проживания улучшили 44 семьи или 190 человек. Наверное, эти цифры мало впечатляют. Совершенно справедливо. Надо честно признать – власть на местах не поспевает за запросами граждан, желающих приобрести квартиру или построить собственный дом. Непростительно долго идет утверждение территориальных планов развития, правил застройки. Муниципалитеты не готовы сегодня предоставить обустроенные инженерной инфраструктурой земельные участки под строительство жилья. Мы до сих пор не в состоянии предложить людям широкий выбор проектов экономного, быстровозводимого жилья с применением современных технологий. В строительстве у нас накоплен хороший опыт концентрации бюджетных средств для точечного финансирования приоритетных объектов. Этот подход мы обязательно будем выдерживать и в нынешнем году. В первую очередь, сосредоточимся на главных юбилейных стройках. Эти задачи поставлены в моем Послании. Они уже начали реализовываться и требуют предельной мобилизации, точечной отработки, новых подходов в управленческих решениях. На новых подходах в управлении хотелось бы остановиться отдельно.
Проблем, стоящих перед республикой много, также много и проектов, которых хотелось бы осуществить. Очевидно, что решить сразу все невозможно. Чтобы не «размазывать» средств, акцентировать свои главные усилия на приоритетных направлениях, мы перешли с 2011 года на программно-целевой принцип работы. В прошлом году мы приступили к поэтапному переходу на программный бюджет. Изначально планировалось сверстать в виде программ только 7 процентов расходной части прошлогоднего бюджета. Однако фактически на программное управление было переведено более трети всех расходных обязательств. В итоге более 5 миллиардов рублей консолидированного бюджета были сосредоточены на реализации 10 ведомственных и 47 республиканских целевых программ, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Сегодня доля расходов бюджета Тувы, реализуемого программно-целевым методом, увеличилась почти в полтора раза – с 36 процентов в 2012 году до 47,6 процента в 2013-м. Теперь, на какие цели, и с какой отдачей будут потрачены 7,5 миллиарда рублей, или почти половина республиканского бюджета, сможет судить не только посвященный в тонкости финансового дела специалист, но практически любой житель Тувы. Такова одна из главных задач реформы бюджетной системы – сделать механизмы управления финансами максимально прозрачными, понятными, легко контролируемыми и, следовательно, эффективными. В 2012 году государственная поддержка республики из федерального бюджета составила 6 миллиардов 142 миллиона 800 тысяч рублей или 153,2 процента к уровню 2011 года. Профинансированы 43 республиканские целевые программы на сумму около 976 миллионов рублей из республиканского бюджета, что позволило увеличить поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет республики на 13,5 процента. На 1 рубль республиканского бюджета привлечено 5,6 рубля из федерального бюджета, создано 996 новых рабочих мест. Но и этого недостаточно. Вернее, недостаточен эффект от реализации этих немалых средств.
Хороший результат можно получить только, если понятна конечная цель. Именно поэтому родился главный экономический проект этого года «Одно село – один продукт». Это, если хотите, единая идеологическая платформа, на которой точечно должны реализоваться все наши республиканские программы по подъёму экономики. Прежде всего, мы должны вытащить село. Сделать его основной производительной единицей. Это повлечет за собой дополнительные рабочие места, повышение доходов сельчан. Важно от количественных успехов, скажем, в животноводстве, перейти к наращиванию перерабатывающих производств, в конечном итоге – к качественным изменениям в жизни чабанов. То же самое касается и других отраслей сельского хозяйства. Несмотря на засуху, из-за которой было потеряно более 6 тысяч гектаров засеянной пашни, возникли трудности с кормами, труженикам села удалось сохранить общий объем производства на уровне 2011 года и даже дать небольшой прирост на 0,8 процента. 2012 год стал отправным в развитии крестьянско-фермерских хозяйств. На поддержку семейных животноводческих ферм, начинающих фермеров направлены субсидии в размере почти 70 миллионов рублей. Помощь оказана 30 начинающим фермерам и 16 крестьянским фермерским хозяйствам. За счет субсидий приобретено более 5 тысяч голов скота; 240 единиц сельскохозяйственной техники и агрегатов; строительные материалы для ремонта производственных помещений, создано 69 рабочих мест. В отчётном году построено 6 специализированных откормочных площадок. Это очень хороший знак, что личные подсобные хозяйства выходят на уровень фермерства. Это говорит о том, что люди готовы трудиться на земле. Серьезно, профессионально. Их надо только поддержать.
В реализации программы по поддержке начинающих фермеров, инициированной Путиным, наша республика в числе самых активных регионов. 566 телочек и 34 бычка герефордской породы были закуплены по республиканской программе развития мясного скотоводства и на конкурсной основе переданы хозяйствам в разных районах республики. Участники программы также получили по комплекту кормозаготовительной техники, в том числе тракторы МТЗ- 81, пресс-подборщики, прицепы и необходимое оборудование. Животноводы условия договора знают назубок: вернуть республике такое же количество телочек, какое было получено. Живая «прибыль» будет передаваться на конкурсной основе селянам, которые пожелают разводить скот мясной породы. К 2015 году стадо герефордов должно удвоиться.
Меры по поддержке мясного и молочного животноводства уже дают свои результаты – поголовье крупного рогатого скота в отчётном году увеличилось на 5,4 процента. Предмет особого моего внимания – развитие табунного коневодства. Если вы помните, я выступил инициатором поддержки тувинской породы лошади. В 2012 году развитие табунного коневодства субсидировалось государством. Это дало заметные результаты: поголовье лошадей увеличилось по итогам прошлого года на 5,8 процента. В этом году такая форма поддержки будет продолжена. 19 апреля Правительством республики утверждены ставки по субсидиям на развитие агропромышленного комплекса, в том числе на содержание поголовья табунных лошадей (500 рублей на каждую голову – из республиканского бюджета, 253 рубля – из федерального бюджета).
К слову сказать, в восстановлении традиционных видов животноводства, местных пород скота мы добились в отчётном году и ещё одного заметного результата. Наша совместная с инвесторами поддержка оленеводства в Тоджинском кожууне обеспечила рост поголовья оленей на 19 процентов. Приоритетная поддержка сельского хозяйства и пятикратное увеличение его финансирования стали нашим первым совместным с депутатским корпусом решением, принятым в 2007 году. Оно принесло свои плоды. Мы перешли знаковый рубеж – поголовье мелкого рогатого скота перевалило за миллион, наблюдается стабильный рост и по другим основным его видам.
Надо двигаться дальше. У нас очень сложно идет организация перерабатывающих производств. Хотя успешные примеры есть. Открыт молочный цех в г. Кызыле производительностью 1000 литров в сутки. Объём цельномолочной продукции увеличился по сравнению с 2011 годом на 15,3, колбасных изделий – на 42,4 процента. Но говорить о том, что у нас наметились серьезные подвижки в сельхозпереработке, еще рано. Нам еще предстоит выстроить четкую логистику в агропромышленном комплексе: от пашни и пастбища до готовой продукции на прилавке. Здесь очень многое зависит от самих производителей, которые должны видеть не только старт своего дела, но и его финиш. Задача Минсельхоза, Минэкономики республики – помочь им в этом.
Хочу ещё раз вспомнить о проекте «Одно село – один продукт» – именно в этом его главная цель. Уважаемые коллеги! Третий год в качестве магистрального направления по созданию дополнительных рабочих мест и снижению уровня безработицы нами определена поддержка местного товаропроизводителя. В 2012 году на развитие малого и среднего бизнеса направлено более 92 миллионов рублей, что в 1,8 раза выше уровня 2011 года. За счет этих средств получили поддержку 263 бизнес-проекта. Доходы регионального бюджета от предпринимательской деятельности за 2006-2012 годы увеличились более чем в 2 раза, их объем превысил 1,2 миллиарда рублей. В 2012 году эта статья доходов выросла на 11 процентов по сравнению с 2011 годом и составила 251,4 миллиона рублей.
Многих предпринимателей стоит только немного поддержать, и результат виден невооруженным глазом. Особенно это касается сферы инновационных производств. В 2012 году за поддержкой в реализации подобных проектов обратились 22 субъекта предпринимательства, 14 из них были профинансированы на сумму свыше 6 миллионов рублей. В числе поддержанных проектов – производство строительных материалов по запатентованной республиканскими учеными инновационной технологии, переработка молока сарлыков. Общее количество малых инновационных компаний увеличилось по итогам года на 33 процента, а их совокупный годовой доход вырос на 59 процентов к уровню 2011 года. Объем уплаченных ими налогов увеличился в 3,4 раза, а выплаты во внебюджетные фонды – на 32 процента.
Важным событием 2012 года стало заключение соглашения о сотрудничестве и создании индустрии венчурного инвестирования в республике между Правительством Республики Тыва и ОАО «Российская венчурная компания». В 2013 году в Барун-Хемчиксом кожууне откроется малое экспериментальное производство, которое будет выпускать строительные материалы из отходов обогащения асбеста по технологии Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН. Масштабировать производство планируется за счет привлечения ресурсов Российской венчурной компания. На мой взгляд, если и стоит вкладывать деньги, то именно в такие современные инновационные производства. Главное – надо сделать инновации выгодными для бизнеса.
На сегодня одной из самых инновационных отраслей является связь. Именно эта отрасль – наиболее успешная в республике. Сотовой связью и доступом к глобальной сети Интернет обеспечены 118 населенных пунктов республики, что составляет 82,5 процента от их общего числа. Объем платных услуг связи возрос по сравнению с 2011 годом на 13 процентов до 871,2 миллиона рублей. Инвестиции в отрасль увеличились на четверть и составили 442 миллиона рублей. Сегодня в отрасли задействовано около полутора тысяч человек. Несмотря на трудности в развитии сетей связи, дорогой Интернет, эта отрасль остается весьма привлекательной для молодых. Мы должны четко понимать – у нас подрастает поколение, которому нужны не просто рабочие места, а интересная, высоко технологичная работа. Даже если это традиционный труд, связанный с жизнью животновода, в ней должно быть место современным технологиям: альтернативным источникам энергии, цифровому телевидению, интернету, мобильной связи. Равные стартовые условия жизни, доступность образования, медицины, культурных ценностей, совершенно новое понятие цифрового равенства, – все это составляющие социальной справедливости. Общаясь с молодыми ребятами в социальной сети «Вконтакте», я вижу, как остро они реагируют на социальное неравенство, убеждаюсь, что многие из них действительно находятся в трудной жизненной ситуации. И это касается не только ребят без профессионального образования, но и имеющих вполне приличные дипломы.
Наша республика – молодая. И не только как самый молодой субъект Российской Федерации, но и в демографическом разрезе. Детей в возрасте до 17 лет у нас 104 тысячи, практически треть населения. Общая задача власти, общества, семьи – сделать всё, чтобы молодёжь не чувствовала себя «на обочине жизни». Для самоутверждения, самореализации молодому человеку, молодой семье нужно не так уж много – доступное и качественное образование, востребованная профессия, достойная работа и комфортное жильё. В 2012 году нам удалось сократить количество безработной молодежи на 35,3 процента. 53 молодые семьи получили социальные выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей». Всего улучшили жилищные условия 99 молодых семей и специалистов. Наша главная стратегическая цель – сделать образование на всех его этапах настоящим «социальным лифтом», начиная с доступности детских садов и заканчивая профессиональной подготовкой «заточенной» под конкретные потребности экономики и социальной сферы республики, нашего рынка труда.
Как вы помните, в 2012 году одной из главных предвыборных тем была нехватка детских садов. Об этом говорили все партии, все кандидаты. Это действительна одна из самых острых проблем, особенно в Туве, с ее передовыми показателями по рождаемости. Дефицит детских садов даже стал одним из стимулов к реформированию парламента республики. По итогам 2012 года мы можем сказать, что обещание, данное избирателям в 2010 году, выполнили – депутатов стало меньше, и появился новый детский сад в Кызыле на 280 мест. Мы приступили к реализации программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений на 2012-2015 годы», общей стоимостью в 1 миллиард 254,5 миллиона рублей. В 2012 году введено 325 дополнительных мест за счет строительства детского сада в столице и возвращения здания детсада в с. Самагалтай. Создано 1500 мест за счет открытия групп на базе школ и учреждений дополнительного образования. В результате, численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, возросла до 18 тысяч человек и составила 45,3 процента от общего количества дошколят (в 2011 году – 42,8 процента). Продолжается модернизация в сфере общего образования. В 2012 году большое внимание уделялось укреплению его материально-технической базы.
Всего за прошедший год в систему образования республики направлено почти 7 млрд. рублей, что в 1,2 раза больше по сравнению с 2011 годом. Среднемесячная заработная плата работников образования в 2012 году составила 16 528,5 рублей (73,2 процента от средней заработной платы по региону). Это, включая воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и специализированных школ. Здесь хочется остановиться особо. С мая 2012 года, после выхода известных указов Президента страны, перед нами поставлена сложнейшая задача по доведению заработной платы работников бюджетной сферы до средней по региону. Задача архи трудная. Уповать только на поиск дополнительных финансовых источников за счет федерального центра мы не имеем права.
Повышение заработной платы должно сопровождаться оптимизацией бюджетных отраслей. Я не сторонник тотального сокращения всех и вся. Тем более, учитывая особенности нашей республики, удаленность и труднодоступность сел. Но поиск оптимальной модели систем образования, социальных учреждений и здравоохранения должен продолжаться.
Наведение порядка в бюджетной сфере, эффективность вкладываемых сюда средств остаются главными условиями повышения заработной платы. Мы все прекрасно понимаем, что достойный уровень заработной платы педагогов, медиков, социальных работников, работников сферы культуры – это государственные гарантии, закрепленные Конституцией страны. Это одно из базисных условий повышения качества жизни наших граждан. В этой сфере о кардинальном улучшении говорить пока рано, но позитивная тенденция сохраняется. Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц составили 11647,7 рубля при прожиточном минимуме в среднем 6322 рубля. Среднемесячная заработная плата составила 22570,8 рубля, что на 15,4 процента выше уровня 2011 года. На 1 января 2013 года общий объем средств населения на счетах кредитных организаций составил 4852,4 млн. рублей, он увеличился за год на 27 процентов.
Для меня одним из самых комплексных показателей улучшения качества жизни является динамика смертности за последние 10 лет. Если в 2003 году общее число умерших составляло 4633 человека, то к 2013 году оно снизилось до 3,5 тысячи человек. Уровень смертности, конечно, остается высоким, но и позитивный тренд очевиден. Основными факторами смертности у нас остаются внешние причины и определяющий их высокий уровень преступности и дорожно-транспортных происшествий. Однако и здесь есть заметные позитивные подвижки. В частности, наметилась устойчивая тенденция снижения тяжких преступлений. Так, если в 2006 году было совершено 244 убийства, то в 2012 году их число сократилось до 150-ти. За этот же период более чем в два раза снизилось количество тяжких преступлений на бытовой почве (252 против 593), в 2,5 раза – число тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Но, в течение того же периода, у нас практически на одном уровне застыла «пьяная» преступность. И это, несмотря на то, что мы приняли достаточно серьезные меры: ограничили время и места продажи алкоголя, ввели безалкогольные субботу и воскресенье. Раньше федерального центра приравняли пиво к крепким алкогольным напиткам. Но результаты очень скромные.
Сегодня Минздравом Тувы разрабатывается национальная стратегия борьбы с алкоголизацией населения. На 2012 год пришелся основной объем мероприятий по модернизации здравоохранения. На них направлено 3,65 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Отремонтировано 42 объекта здравоохранения, построен ФАП в с. Сизим, современным медицинским оборудованием оснащено более трёх десятков лечебных учреждений. На 38,1 процента увеличилось количество пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, на 10 процентов возросла заработная плата врачей, на 7,3 процента – среднего медицинского персонала. Выплачено 211 единовременных компенсаций в размере 1 млн. рублей молодым врачам, намеренным проработать в сельской местности не менее 5 лет. Наработанный за два года организационный, технический и кадровый потенциал сегодня должен наконец «выстрелить» качеством медицинского обслуживания, которое сегодня, что греха таить, вызывает много нареканий со стороны наших граждан. Именно поэтому было принято решение выделить Министерство здравоохранения в отдельную структуру, провести консультации с профессиональным сообществом по кандидатуре министра. Хочу отдать должное Анатолию Партизановичу, которому удалось главное – обеспечить контроль за всеми мероприятиями модернизации и объединить медицинское сообщество. Сегодня для улучшения качества медицинского обслуживания нужен опыт профессионала. По данным Всемирной организации здравоохранения в 60 случаях из 100 влияние на здоровье человека оказывает стиль его жизни, приверженность здоровому образу. В 2012 году мы продолжили нашу генеральную линию по созданию условий для занятий физкультурой и спортом. Сегодня в республике действует 195 спортивных залов, 6 бассейнов, 22 детско-юношеские спортивные школы. Количество регулярно занимающихся физкультурой по итогам года увеличилось на 25,8 процента.
Хочу поделиться с вами радостью. В прошлый четверг встретился с министром спорта России Виталием Леонтьевичем Мутко, который поддержал все наши задумки. Спортивно-культурный центр в п. Каа-Хем мы начинаем строить в этом году! Более того, министру понравилась идея проекта «Спорт – во дворы», и он пообещал, что выделит для Тувы 10 мини-стадионов, каждый из которых стоит полтора миллиона рублей. Да и как федеральному Министру не поддержать Туву, если 48 тувинских спортсмена входят в составы сборных команд России. Мало найдется регионов с таким количеством чемпионов на душу населения. Большой победой тувинского спорта в 2012 году стали золото и бронза олимпийца Михаила Оюна. Такие примеры человеческого и спортивного духа дорогого стоят.
Мы и дальше будем воспитывать олимпийских чемпионов. Нам не помешают волюнтаристские решения об исключении вольной борьбы из олимпийской программы. Мы будем развивать и спортивные единоборства, и стрельбу из лука, и командные игровые виды. 2012 год запомнился нам всенародным обсуждением и принятием Кодекса чести мужчин. Теперь у нас есть высокий стандарт для работы с юношами. Несгибаемый дух, ответственность за родных и близких, за свою страну, знание своего рода, истории родного края, культурных традиций – вот что составляет основу патриотизма, вот что воспитывает настоящих защитников Отечества!
Уважаемые депутаты! В мае 2012 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации об основных мероприятиях по подготовке к празднованию 100-летия единения России и Тувы. Подготовка к нашему юбилею вышла в практическую плоскость. В своем Послании к вам я определил основные задачи предъюбилейного года. Не имеет смысла повторяться.
Единственное, что хочу сказать: у нас очень сжатые сроки. И только, используя весь объединительный потенциал этой исторической даты, мы сможем достойно подойти к Юбилею, выполнить все намеченные планы. Очень важна личная созидательная позиция каждого из нас. От нас с вами, от нашей убедительности зависит, чтобы каждый житель республики мог сказать: это мой юбилей! Народ оценил работу правительства за отчётный период в основном положительно. Считаю, что это наша общая заслуга. Вместе с тем, мы должны понимать, что сегодня наши земляки находятся, скорее, в ожидании кардинальных перемен к лучшему. Наша с вами задача – не обмануть их ожидания. Уверен, что 2012 год стал еще одним шагом в поступательном развитии нашей республики. Спасибо за внимание!»
|
|