|
Доля расходов бюджета Тувы, реализуемого программно-целевым методом, увеличилась почти в полтора раза – с 36 % в 2012 году до 47,6 % в 2013-м. Это означает, что о том, на какие цели и с какой отдачей будут потрачены 7,5 млрд. рублей, или почти половина республиканского бюджета, теперь сможет судить не только посвященный в тонкости финансового дела специалист, но практически любой житель Тувы. Такова одна из главных задач проводимой правительством РТ реформы бюджетной системы – сделать механизмы управления финансами максимально прозрачными, понятными, легко контролируемыми и, следовательно, эффективными. О результатах работы по переводу бюджетного процесса на новые принципы шел разговор на заседании расширенной коллеги Минфина республики, состоявшемся на минувшей неделе.
К поэтапному переходу на программный бюджет в республике приступили в 2012 году. По данным Минфина Тувы, изначально планировалось сверстать в виде программ только 7 % расходной части прошлогоднего бюджета. Однако фактически на программное управление было переведено более трети всех расходных обязательств. В итоге более 5 млрд. рублей консолидированного бюджета были сосредоточены на реализации 10 ведомственных и 47 республиканских целевых программ, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Главное отличие программного бюджета от традиционного состоит в том, что распорядители бюджетных средств, получая их, берут на себя или наделяются определенными обязательствами по достижению совершенно конкретных целевых показателей. Такой подход к формированию и исполнению плана расходов заставляет министерства и ведомства продумывать детальный и жестко регламентированный порядок действий. Скажем, для Минсельхозпрода РТ достаточно размытая по формулировке задача развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия была в 2012 году разложена на такие мероприятия, как обследование почв с четким указанием площадей – 7,8 тысячи гектаров, обеспечение фермеров ГСМ – 64701 литр на 29 хозяйств, организация поставок элитных семян – по 10 тонн на 2 предприятия и т.д.
Эффективность управления настолько скрупулезно расписанными расходами бюджета легко оценить даже неподготовленному человеку. Критерий прост – мероприятия программы, обеспеченные бюджетными средствами, либо выполнены, либо нет. Такая открытость бюджета позволяет достичь одной из главных целей реформирования государственной системы финансов – вовлечения в бюджетный процесс не только организаций, но и рядовых граждан. При этом они получают возможность влиять на принимаемые властью решения не только раз в четыре года через выборы губернатора, мэра или депутатов, но и с помощью оценок качества оказываемых государственных или муниципальных услуг. В перспективе, по мере продолжения реформы, повышения открытости и публичности бюджета в зависимость от оценок населения планируется поставить и результаты деятельности чиновников всех уровней, в том числе и их заработную плату.
Обеспечить полную прозрачность бюджета и механизмов управления республика должна к 2016 году. Пока на новый формат планирования переводятся только отдельные статьи республиканского бюджета. В настоящее время расходы по ним, напомним, распределены в 87 целевых программах, 34 из которых – ведомственные, 50 – региональные. Однако, как считают в Минфине РТ, глава республики Шолбан Кара-оол поставил перед ведомством задачу ускорить реорганизацию финансовой системы. Уже на следующий, 2014 год, бюджет Тувы должен быть сформирован по программно-целевому методу не менее чем на 60 %.
|
|