|
Учрежденные главой Тувы гранты в поддержку одаренных детей вызвали возрождение центров массового технического и декоративно-прикладного творчества молодежи. На этой неделе в Минобразования РТ подвели итоги профильной выставки, завершившей предварительный отбор соискателей на премии Председателя Правительства Тувы. Как отмечают в Центре дополнительного образования (ЦДО), который выступил организатором выставки, поддержка премьера пробудила к новой жизни угасшие было очаги детского научно-технического и прикладного творчества.
В частности, экспозиция, которую в честь предстоящего 100-летия единения Тувы и России назвали «Символы отчизны», собрала значительное по меркам последних лет количество работ – от 177 юных мастеров из 14 районов республики и городов Ак-Довурака и Кызыла.
Выставка, считают в Минобразования республики, получилась достаточно презентабельной не только по количеству участников, но по актуальности работ. Ярко и красочно была представлена номинация «Декоративно-прикладное творчество», свидетельствующая о сохранении стойкого интереса детей к традиционным для Тувы ремеслам — работе с берестой, кожей, поделочным камнем и другими материалами. Развитию этих занятий власти республики придают большое значение, считая их основой формирования производств сувенирной продукции в контексте создания туристической индустрии.
В номинации «Начальное техническое моделирование и конструирование» юные мастера продемонстрировали, на взгляд экспертов, не по годам прагматичный подход к применению своих знаний и инженерных способностей. Среди выставленных экспонатов внимание посетителей привлекли, в частности, оригинальные авиа- и автомодели, а также выполненные в макетах решения систем уличного освещения с использованием ветряных генераторов и многое другое.
По словам заместителя директора ЦДО Татьяны Ефимовой, в столь представительном виде технический раздел выставки возродился после почти пятилетнего перерыва – благодаря инициативе главы республики о целенаправленной поддержке научно-технического творчества детей.
Его распоряжением для поощрения увлечений ребятишек техническим конструированием были учреждены премии по 10 номинациям. В 2012 году Шолбан Кара-оол по предложению руководителей ЦДО увеличил их число до 17, а количество грантополучателей – до 20, чтобы увеличить массовость движения. Сегодня, по данным центра, в техническое творчество только по системе дополнительного образования в республике вовлечены около 1300 детей.
Акцентированное внимание главы республики к развитию технического творчества детей напрямую связано с планами коррекции системы профессионального образования Тувы в соответствии с промышленными приоритетами региона. По его мнению, в настоящее время в республике налицо перепроизводство гуманитариев, в то время как крупные инвестиционные проекты и программы модернизации отраслей, реализуемые в регионе, испытывают острый недостаток в квалифицированных кадрах технического профиля – инженерах, строителях, программистах и т.д. По инициативе премьера в ряде учебных заведений республики были открыты соответствующие подразделения – к примеру, по подготовке мастеров декоративно-прикладных искусств, гостиничного дела и других специалистов, необходимых для организации деятельности инфраструктуры туризма, который власти Тувы считают одним из нераскрытых экономических потенциалов. Кызылский автотехникум был перепрофилирован в транспортный, где наравне с кадрами для дорожного хозяйства приступили к обучению специальностям железнодорожников для строящейся линии Кызыл – Курагино.
Однако, как показали итоги вступительных кампаний, открытие технических отделений в вузах и училищах – еще не гарантия выбора выпускниками школ инженерного образования.
В 2012 году, например, более половины абитуриентов Тувы, как и прежде, отдали предпочтение гуманитарным профессиям. Поэтому, считает Шолбан Кара-оол, выращивать будущих инженеров нужно со школьной скамьи. Одна из возможных схем реализации этой задачи, предлагаемых специалистами, – система профессиональной ориентации молодежи, выстроенная в виде, как минимум, двухмодульной программы. Первый – это теоретическая подготовка по естественным дисциплинам, второй – возможность применять на практике полученные знания. В такой схеме существенную роль должно сыграть звено дополнительного образования с его центрами технического творчества – в качестве своего рода технопарка, позволяющего детям с малых лет обретать навыки моделирования, конструирования и собственноручного производства техники.
В конце мая из представленных на выставку «Символы отчизны» детских работ специальная комиссия Минобразования РТ отберет самые лучшие. 1 июня, в День защиты детей
|
|