|
По решению ЮНЕСКО ежегодно 29 апреля отмечается День танца. Профессиональные, да и самодеятельные коллективы, усиленно готовятся удивить, перевернуть с ног на голову, взорвать ожидания поклонников танца.
Вот и в Кызыле не обойдется без премьеры. Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны» готовит для ценителей искусства новую программу «Болеро. Половецкие пляски». Постановщик проекта – балетмейстер-хореограф ансамбля Менгилен Сат накануне премьеры рассказал о своей жизни, планах и своем детище, которое он представит публике 27 апреля в Национальном театре республики.
- Менгилен, в советское время дети в основном мечтали стать космонавтами. Почему вы выбрали профессию артиста балета?
- Балет выбрал не я, а моя мама Фаина Сарыговна Кужугет. Сейчас ей 66 лет, 47 из них она трудилась в сфере культуры. Видимо, и меня мама хотела видеть в этой среде. В 1979 году в одной из газет она увидела объявление о втором наборе одаренных детей в Республиканскую школу искусств им. Р. Кенденбиля. Не раздумывая, она привела меня на вступительные экзамены. Отбор я прошел. Вначале сентября мама привезла меня из родного Чадана в интернат, который располагался на базе Кызылской школы № 2. Помню, мы вдвоем плакали, не хотели расставаться, но нужно было идти. И я пошел, еле таща свой огромный чемодан. Мне тогда было шесть лет.
- Как вы оказались в Улан-Удэнском училище искусств?
- В школе искусств я учился до 1982 года. Общее образование мы получали во второй средней школе, а на спецпредметы бегали через дорогу в соседнее здание, где и располагалось училище искусств, ныне Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола. Возможно, я бы его тоже благополучно окончил, если бы не Вячеслав Октябрьевич Донгак. В настоящем министр культуры республики, в то время выпускник Улан-удэнского хореографического училища, он приехал в Кызыл набирать детей для обучения в Улан-Удэ. Так я очутился в Бурятии.
- После окончания училища вы почти сразу поступили на службу в Бурятский государственный академический театр оперы и балета в городе Улан-Удэ. Расскажите об этом периоде.
- Еще во время учебы в училище педагоги-хореографы училища, да и балетмейстеры-постановщики Бурятского театра оперы и балета часто привлекали меня к участию в разных постановках. Бывало, постановщики специально под меня ставили номера. Я часто выступал на фестивалях хореографических училищ. В 1986 году от Республики Бурятия вместе с ансамблем «Березка» мне довелось принимать участие в открытии XXVII съезда КПСС в Москве. А в 1990 году, сразу после выпускного экзамена, мой педагог Народный артист России, лауреат Государственной премии им. Глинки, художественный руководитель училища Петр Тимофеевич Абашеев, предложил мне принять участие во Всероссийском конкурсе им. Я. В. Вагановой в Санкт – Петербурге. Там я занял 3 место. После этой победы он и рекомендовал мне идти в Бурятский театр оперы и балета.
- Помните ваше первое выступление на профессиональной сцене? И как жилось новоиспеченному артисту вдали от родных в тяжелые 90-е?
- Первой моей партией стал Ангел из рок-балета «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова в постановке петербургского балетмейстера Олега Игнатьева. Жилось, как и всем тогда, трудно. Зарплату в 120 рублей задерживали. Бывало, по полгода денег не было. Помогала мама, театр, который отправлял меня, как солиста, на правительственные гастроли. Вместе с другими ведущими артистами театра я часто выезжал за рубеж, где удавалось заработать. По сути, Бурятский театр стал для меня родным. Именно он заложил во мне фундамент, необходимый для артиста балета. Именно там я исполнил ведущие партии Альберта из величайшего балета своего времени «Жизель», Шута из бессмертного «Лебединое озеро», Ангела из рок-балета «Юнона и Авось», Маугли из балета «Владыка джунглей», Нурали из балета «Бахчисарайский фонтан» и осуществил мою самую главную мечту - станцевал Базиля в одном из самых популярных балетов в репертуаре многих театров мира «Дон Кихот».
- Как вы оказались в Калмыкии?
- В 1996 году президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов пригласил меня на работу в Муниципальный театр классического балета «Элиста». Я был не только мастером сцены, но и в течение года исполнял обязанности художественного руководителя. Надо сказать, Элиста стал для меня городом воплотившихся надежд. Там никогда не было такого, чтобы задержали зарплату, у меня было хорошее жилье. Да и климат мне очень нравился, - в Калмыкии он очень мягкий, даже зимой там тепло. За четыре года я выпустил два спектакля: «Сар Гэрэл» на музыку калмыцкого композитора Петра Чонкушова и «Окн Тенгр». Кроме того, у меня было много концертных программ из репертуара мирового классического балета. В 2000 году, с позволения Минкультуры Калмыкии и мэрии города, на сцене ГКЗ Элисты я провел 10-летие творческой деятельности, куда пригласил моих друзей и коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ. Художественный руководитель ансамбля «Саяны» Марат Тумат, в то время артист Санкт-Петербургского Государственного Академического театра балета имени Л. Якобсона, с которым мы сейчас работаем вместе, тоже приезжал меня поздравить. На моем юбилее он исполнил вариацию из балета «Пламя Парижа» и миниатюру Л. Якобсона «Баба-Яга».
- Как так получилось, что после Элисты вы ушли со сцены?
- К тому моменту все, о чем я мечтал как артист балета, реализовалось. И когда почувствовал свой «потолок», решил пройти переквалификацию, ведь век артиста балета очень короткий - 15-20, максимум 25 лет. Поехал в Москву, поступил в РАТИ-ГИТИС на режиссера хореографа, отучился очно пять лет. Моя нынешняя профессия мне по душе, она сродни профессии режиссера драматических спектаклей, ее возможности безграничны. Если ты в здравом уме и хорошей форме, то можешь ставить постановки до старости.
- С сентября 2012 года вы работаете балетмейстером-постановщиком ансамбля «Саяны», какие постановки вы ставите, какой жанр вам ближе?
- В первую очередь мне интересны вдумчивые роли и жанр мне ближе драматический. Поэтому в новой программе «Болеро и Половецкие пляски» больше не веселых, а скорее серьезных и, если так можно выразиться, философских картин о жизни, о любви. Главными постановками новой программы, вокруг которых и крутится сюжетная линия, являются «Болеро» Мориса Равеля и «Половецкие пляски» Александра Бородина. Не зря программа и была названа именно так. Зрителей ждут и другие постановки из мирового классического балета. Вокалисты ансамбля также представят новый репертуар из числа известных мировых и российских произведений. Какой именно репертуар, я бы не хотел говорить. Пусть этот секрет раскроют те, кто придет на премьеру. Еще один сюрприз - «Фламенко» Пако де Лусии в моем исполнении, хотя как артист балета я уже давно не танцую.
- Почему именно фламенко?
- В этот испанский танец я влюбился еще во время учебы в ГИТИСе. Когда понял, что в этом танце каждый раз находишь что-то новое, я настолько им проникся, настолько был им вдохновлен, что с тех пор грею и взращиваю в себе любовь именно к этому виду танца. К тому же, именно этот танцевальный жанр очень близок по духу каждому артисту балета, когда все действо проходит, как на острие ножа, когда танцуешь, как в последний раз.
- Признаться, во время уроков и репетиций, которые вы проводите в ансамбле, не верится, что ваш век, как артиста балета, подошел к концу. Вот и фламенко из новой программы, которое вы готовитесь исполнить, этому подтверждение. Неужели вас совсем не тянет на сцену?
- Не могу сказать, что весь порох в моих пороховницах иссяк. В будущем, как артисту балета, разумеется, мне хотелось бы исполнить какие-то характерные роли второго плана. Конечно, по своей фактуре мне не приходится претендовать на Гамлета или Короля Лира из одноименного произведения, но вот Яга из Короля Лира или другие яркие персонажи я с удовольствием бы воплотил, но только в драматических постановках и проектах. Для меня было бы еще интереснее сделать это в театральном спектакле.
- Что вы ожидаете от своей программы?
- Это моя авторская работа. Любой хореограф основывается на профессиональных знаниях и на своем жизненном опыте артиста. В частности, в «Болеро» Мориса Равеля я хотел показать историю человечества через призму танца, чтобы зритель прочувствовал, что танцевальное искусство - это, собственно, и есть история мировой цивилизации. Естественно, целая программа, это не отдельный танец. В программе должны быть выстроены сюжетная линия, последовательность, самое главное - в ней должен быть смысл, понятный зрителю без всяких обиняков. Мне думается, все это я смог сделать, хотя на подготовку этого проекта у меня было всего два-три месяца. И, конечно, я жду отдачи от этой программы, беспокоюсь, будет ли она представлять художественную ценность для зрителя, иметь право на дальнейшую жизнь. Как бы это ни звучало преувеличенно, для хореографа создание хорошей программы и даже танца, сродни вынашиванию и рождению ребенка. Ты это дитя создаешь, но решать, будет ли он жизнеспособен, не в твоих силах. Все зависит от публики, ее уровня культуры, воспитания, желания понять и принять что-то новое. В высоком искусстве это было всегда, есть и будет. Если танец придется по душе зрителю, он продолжит жизнь и без тебя.
Досье
Сат Менгилен Биче-оолович родился 30 декабря 1973 года в городе Чадан, Республики Тыва. Образование высшее профессиональное.
В 1990 году окончил Бурятское хореографическое училище по специальности «Артист балета», в 2006 г. – РАТИ-ГИТИС по специальности «Режиссер хореограф».
Лауреат Всероссийского конкурса им. Я. В. Вагановой в 1990 году. В 1993 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист Республики Бурятия», в 2000 году – нагрудного знака Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре», в 2005 году – почетного звания «Заслуженный артист Республики Тыва».
Работал ведущим солистом балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета в Улан-Удэ (Республика Бурятия), мастером сцены и художественным руководителем Муниципального театра классического балета «Элиста» (Республика Калмыкия), преподавателем по классу хореографии Детской школы искусств им. М. А. Балакирева в Москве. В 2012 году по приглашению Министерства культуры Республики Тыва работает в Тувинском государственном ансамбле песни и танца «Саяны» балетмейстером-постановщиком.
|
|