|
В 2012 году много надежд было связано с проектом строительства железной дороги «Кызыл-Курагино» в увязке с освоением Элегестского угольного месторождения в Туве на основе государственно-частного партнёрства. В феврале текущего года были подписаны официальные документы о взаимодействии в вопросе реализации железнодорожного проекта между Минтрансом России, Правительствами Тувы и Красноярского края и новой частной структурой - Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК). О том, что значит этот проект для республики рассказал глава региона Шолбан Кара-оол.
- Как известно, государство отказалось от финансирования строительства железной дороги, и разрабатывалась другая форма реализации проекта. Значит, все-таки, есть реальные перспективы?
- Замечу сразу, подписано соглашение не только о взаимодействии, но и об оказании содействия частному инвестору в строительстве железной дороги, которое мы подписали в феврале рамках Красноярского экономического форума, в присутствии премьер-министра России Дмитрия Анатольевича Медведева, - очень важное событие. Это официальный документ, которым подтверждается объединение усилий государства - Правительства России, Красноярского края, Республики Тыва с частным инвестором. Напомню, что и Президент на своей декабрьской пресс-конференции подтвердил намерение государства довести этот проект до логического завершения. И если необходимо, то с участием государства. Позиция Владимира Владимировича для нас важна.
Я бы хотел поблагодарить и Руслана Сулимовича Байсарова за решение, которое взяла на себя его новая структура – «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Вложить более 200 миллиардов рублей в качестве инвестиций в развитие инфраструктуры государства – это очень смелый шаг. Как известно, дороги, инфраструктура – это больше задачи государства, нежели частного инвестора. В прошлом году, как известно, у Енисейской промышленной компании, владевшей на тот момент лицензией на освоение Элегестского угольного месторождения, появились большие проблемы из-за скрытых долгов предприятия. Но мы посчитали, что это не повод отказываться от проекта. Были предприняты определённые меры. В результате, Руслан Байсаров заявил, что выступит основным инвестором через новую структуру и приступит к активному строительству. Сейчас временная лицензия на разработку месторождения находится у ТЭПК. Итоги конкурса на окончательное приобретение должны быть подведены в течение апреля.
- Между ТЭПК и Правительством Тувы было подписано ещё одно Соглашение о взаимодействии? В чем его смысл?
- Действительно, документ был подписан сразу после Красноярского экономического форума. Главный смысл в том, что Республика Тыва выступает за открытую и прозрачную форму сотрудничества со всеми без исключения частными инвесторами, которые вошли в Туву. Мы стремимся найти точки соприкосновения, чтобы с одной стороны - у них была уверенность: в Туву, действительно, можно вкладывать инвестиции, здесь будут соблюдаться законность и партнёрские деловые отношения. В то же время бизнес должен работать не только на себя, но и на регион, в который они пришли зарабатывать деньги. Считаю, что социальная ответственность компаний – это тоже капитал, и серьёзный. Комфортная среда, благосклонность общественности к предприятию не менее важны, да и окупаются не хуже, чем вложения в производственные технологии.
Соглашения о сотрудничестве способствуют выстраиванию конструктивных отношений. Наша задача - вовлекать партнёров в качественное решение региональных вопросов. Прежде всего, инвестор должен быть честным налогоплательщиком и не использовать вахтовый метод работы. Принципиально - трудоустройство местного населения, подготовка квалифицированных кадров, строительство дорог и другой инфраструктуры на территориях, где ведутся разработки. Мы стараемся увязывать свои предложения социального партнёрства с интересами и профилем самого инвестора.
Так и в случае Тувинской энергетической промышленной корпорации в лице её руководителя Руслана Сулимовича Байсарова, выступающего основным инвестором по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино» в увязке с освоением Элегестского месторождения.
- Как известно, Вы недавно согласовали с Президентом России вопрос о включении новой ТЭС в федеральный перечень энергообъектов, строящихся по договорам предоставления мощности. В связи с этим, можно предположить, что инвесторов, желающих поучаствовать в этом проекте, значительно прибавится. Вы в этом заинтересованы?
- Мы в этом однозначно заинтересованы. Многие, кстати, сразу проявили серьёзный интерес к этому вопросу и начали вести расчёты. То есть у республики появился выбор. Теперь, есть возможность поразмышлять на тему: какой должна быть новая ТЭС? Один предлагает российскую технологию, другой - чешскую. Вот которая из них эффективнее и экологичнее, - такую и будем выбирать. Думаю, вопрос по инвестору решится в ближайшее время, после чего мы сразу начнём работать более конкретно. Таким образом, для нас место в федеральном перечне объектов ДПМ – это, прежде всего, решение проблемы с поиском инвестора. До сих пор мы честно пытались найти его самостоятельно, учитывая растущий интерес крупного бизнеса к республике в связи с освоением месторождений угля и других полезных ископаемых. Желающие строить станцию есть, в том числе и из-за рубежа. Но все они ждут реализации основного проекта развития Тувы – строительства железной дороги. Логика понятная - мол, вот когда появится реальный потребитель, способный оплачивать вложения в генерацию, тогда мы и построим станцию. Однако для нас промедление – это экономическая смерть. Республику нехватка энергии душит, не даёт развиваться предпринимательству, даже малому. В столице строительство фактически встало из-за дефицита тепла и света.
- Какие проблемы должна решить новая ТЭС?
- Я уже сказал об энергодефиците, который мешает Туве двигаться вперёд. Причём, буквально по всем направлениям. Новая ТЭС не только устраняет его, но и создаёт задел для развития республики на десятилетия вперёд. Кроме того, это абсолютно новый уровень энергобезопасности республики и особенно её столицы. Я также надеюсь и на то, что энергетика Тувы с появлением собственной генерации выйдет на более современную ступень развития. Но при этом отмечу, что у нас уже есть реальные достижения. В 2012 году в Туве завершилась прокладка новой ЛЭП, и тем самым мы получили дополнительных 80 мегаватт электричества. Это прямое следствие нашей встречи с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, состоявшейся в Хакасии в 2011 году. После обсуждения проблем энергодефицита нашей республики он дал поручение ускорить процесс перевода высоковольтной линии Кызыл – Чадан со 110 киловольт на проектное напряжение 220 киловольт. Реализация этого проекта дала республике дополнительные энергомощности, которые позволили «закольцевать» схему энергоснабжения Тувы, которая на тот момент была тупиковой. У нас появились реальные запасы на 7-10 лет. За этот период мы обязаны устранить в регионе проблему острого энергодефицита.
- Шолбан Валерьевич, железная дорога в Туву ещё не построена, но некоторые иностранные и российские компании, возлагая на неё большие надежды, приступили к разработке богатейших полезных ископаемых республики. Как обстоят дела в горнодобывающей отрасли региона на сегодняшний день, каковы перспективы развития?
- В общей сложности в горной отрасли реализуются 9 крупных инвестиционных проектов. К сожалению, большинство горнодобывающих компаний в ожидании строительства железной дороги не торопятся разворачивать производства, ограничиваясь доразведкой запасов и иными подготовительными работами. Тем не менее, вклад отрасли в экономику Тувы понемногу растёт – если в 2009 году её доля в ВРП составляла чуть больше 4 %, то сейчас она приближается к 8 %.
В консолидированный бюджет горные предприятия приносят до 10,3 процентов налоговых доходов. Это уже весомый вклад в развитие региона, если учесть, что мы только-только разворачиваем добычу. Можете представить себе, каким он будет, когда мы выйдем хотя бы на половину проектных мощностей уже работающих инвестиционных проектов. Уверяю вас, в этом случае – очень скоро социально-экономическая ситуация в Туве кардинально изменится в лучшую сторону.
|
|