|
О чём в разгар весны говорить с главной театральной сцены тувинской столицы, как не о любви? О ней и говорили в минувший четверг артисты Государственного Академического театра «Московская оперетта» на премьере оперетты Ференца Легара «Весёлая вдова». И говорили, и пели, и славили любовь и женщин.
Премьера в Кызыле прошла с аншлагом.
«Великолепная вещь», – отозвался об остроумной и жизнерадостной оперетте известный русский композитор Сергей Рахманинов. Слова его остались на страницах ещё 1907 года. Впервые же произведение было поставлено в декабре 1905 года на сцене венского театра. Однако и через сто лет зритель с неподдельным интересом следит за перипетиями сюжета и от души смеётся над добрыми и забавными персонажами. Классика, как известно, бессмертна.
А бессмертна она потому, что рассказывает о вещах и явлениях, которые были, есть и будут в человеческом обществе всегда. Сюжет оперетки – это страсти и волокитство вокруг овдовевшей молодой женщины Ганны Главари, которая после смерти мужа осталась одна с двадцатью миллионами на руках. Судьба великого герцогства Понтеведро, где живёт Ганна и жил её покойный супруг, оказывается под угрозой банкротства: существенная часть национального богатства страны заключается в этих самых Ганниных миллионах. И если женщине вдруг вздумается выйти замуж за иностранца, например, парижанина (а вначале действие происходит именно в посольстве герцогства в Париже, куда взбредает в голову приехать Ганне), то богатство уплывёт из её страны. Опасность настолько серьёзная, что за дело, по поручению правительства страны, берутся сам посол и всё его окружение. Дальше крутится-вертится уморительная история. Два молодых друга-повесы, оба имеющие замужних любовниц, энергично приударяют за вдовой. При этом каждый из них пытается оказать «услугу» другу – и помешать ему жениться на вдове. В этой же каше оказывается и атташе граф де Россильон, обожатель молодой жены самого посла Валентины, который очень хочет жениться, но не на вдове, а на Валентине. Как и подобает лёгкому жанру оперетты, зритель видит персонажей смешных и глупых, которые то и дело попадают в разные путаницы и не раз оказываются в самом идиотском положении. Но смешно всё это по-доброму, и, что особенно приятно, не граничит с абсурдом. Ситуации вполне правдоподобные.
Шквалом аплодисментов после представления зрители наградили артиста Владимира Беспалова, сыгравшего непьющего Никоша, который комично пытается убедить всех любителей выпить в том, что «алкоголь негативно сказывается на работе центральной нервной системы и коры головного мозга». «О, сколько всего, – и это всё есть в тебе одном?» – хохмит в ответ один из центральных персонажей граф Данило, который потом и женится на весёлой вдове. Никош, меж тем, доказывает публике, что он – явление уникальное: не только не знает вкуса алкоголя и табака, но и никогда не целовал женщину. «Не созрел ещё!» – оправдывается он, когда не может заставить себя лобызнуть протянутую к нему ручку Валентины. Граф Данило, подтрунивая над намерением Никоша после смерти выложить свою абсолютно трезвую печень в музее, заявляет ему, что печень-то, как ни крути, заспиртуют, и лежать она будет в 96-градусном растворе. С горя Никош решает уже покончить с трезвостью, раз всё настолько несправедливо. Дело спасает Валентина, которая снова убеждает молодого человека в его исключительности и даже внушает ему мысль, что он, при его образе жизни, и вовсе никогда не умрёт. Зал покатывался, когда изумлённый этим простым открытием Никош заключает, уходя за кулисы: «Нас таких лишь двое: я и… Кощей Бессмертный».
Были в ходе действия и трогательные, и глубоко лиричные моменты. Пройдя весь лабиринт комедийных хитросплетений, зритель – о радость – находит торжество справедливости: побеждает в этой истории её величество любовь. Великолепный Пётр Кокорев, играющий ловеласа графа Данило, сразу же располагает к себе зрителя своей могучей харизмой, и недаром: именно он единственный, несмотря на демонстрируемую распущенность, оказывается способен на чистые и глубокие чувства. В итоге вектор охоты поворачивается в другую сторону, и уже влюблённая вдова пытается склонить Данило к браку. Ибо сам граф, хоть и сражённый стрелами Амура, пытается замаскировать свою слабость и объясняет Ганне: «Муж сделал вам медвежью услугу, оставив вам состояние. Ради миллионов жениться на нелюбимой женщине – значит, обречь себя всю жизнь её презирать. Ну, а если жениться на любимой женщине – и получить за это миллионы – потом всю жизнь придётся презирать себя».
Неунывающая Ганна прибегает к женской хитрости и объявляет свету, что муж оставил ей состояние с условием: миллионы принадлежит ей лишь до тех пор, пока она вдовствует. Не помня себя от радости, Данило делает вдове предложение. Она с достоинством принимает его, а потом добавляет: … а после её замужества состояние её переходит к её мужу.
В самом конце оперетты, в довершение комического эффекта, выясняется, что жениться на миллионах вдовы планировали абсолютно все мужчины комедии, включая почтенного посла и девственника-Никоша. Первый, впервые в жизни напившись, слёзно просит пару усыновить его, а второй, объявив, что он – старый маразматик, умоляет взять его на попечительство.
Вот такой сюжет. Полный оптимизма и жизнелюбия, как и творящаяся за окном весна. Воплощенный в добротной актёрской игре артистов московского театра и украшенный яркими декорациями, он стал чудесным весенним подарком для кызылской публики. Немного неожиданным в перерыве между сменой декораций стал выход в зал поющего графа Данило, Петра Кокорева – выпускника, кстати, Московской государственной консерватории имени Чайковского. Он подал руку одной из сидящих в первых рядах дам и покружился с ней в вальсе, не переставая петь. Он же потом изящно принимал цветы и отвешивал залу самые глубокие (в силу своего высокого роста) поклоны.
На прощание артисты «Московской оперетты» пообещали, что приедут в Кызыл ещё раз нынешней осенью. Будем ждать.
|
|