|
Синоптики убеждают: для Тувы, как и всей страны, минувшая зима выдалась экстремальной. Аномально рано выпал первый снег, ударили первые заморозки, аномально низкими были температуры в декабре, зимой выпало аномально большое количество осадков, аномально рано нагрянула оттепель. Какие коррективы природные капризы внесли в работу дорожников, в чьем ведении находится наша главная транспортная артерия – федеральная трасса М-54. Не повлияли ли они на сроки окончания строительства нового участка противолавинной галереи?
Начнем по порядку. Рабочие Танзыбейского ДЭП-363, в чьем ведении находится участок М-54 с 583 по 625 километр, рассказывают, что такого количества снега им еще видеть не доводилось.
– Не знаю, что там говорят синоптики, но, по нашим наблюдениям, в этом году снега нападало раза в три-четыре больше, чем в прошлом, – говорит бригадир мехзвена ДЭП-363 Валерий Сагаев, кивая на засыпанные снегом обочины «федералки».
Действительно, сугробы, стеной обрамляющие асфальтовое полотно, впечатляют: не меньше двух метров, местами – и более, как, например, у Ойского озера, где снежное одеяло похоронило под собой все дорожные знаки, верхушки которых забавно торчат из-под снега.
Однако несмотря на это, сама проезжая часть поддерживается в удовлетворительном состоянии, проезду ничто не мешает, нет наледи, осевая вычищена. Лишь кое-где встречаются лужи талой воды и грязи, да и те стараются незамедлительно ликвидировать.
«Дэповцы» рассказывают, что последний сильный снегопад прошел 16 марта. Несмотря на то, что на некоторых участках тогда образовалась коварная корка снежного наката, дорогу закрывать не стали.
Силами двух ДЭПов – Туранского и Танзыбейского: 14 единиц техники и 6 бригад рабочих – удалось обеспечить сносные условия движения для всех видов машин. Вероятность возникновения ДТП в те дни, конечно, была, но Бог миловал.
Сейчас основная забота «дорожников» – подготовка трассы к весеннему паводку. Со стороны танзыбейского ДЭПа ежедневно дежурит бригада из шести человек, задействованы два грейдера и один снегоуборочный очиститель. Особо тщательно выполняются работы по обеспечению быстрого отвода талых вод из кюветов, на обочинах нарезаются поперечные дренажные канавки, чтобы обеспечить сток воды с полотна трассы.
Большое внимание уделяется участку дороги вдоль Ойского озера, которого с проезжей части из-за снежных «стен», увы, не увидишь.
Кстати, помимо «профильных» работ, «дэповцы» со своей старенькой техникой время от времени выступают в амплуа спасателей, оказывая посильную помощь таким супергрузовикам, как «Scania». Некоторые подъемы остаются не по зубам даже таким тяжеловесам. Сагаев причину тому видит в том, что дорога строилась под «КамАЗы» и «ЗиЛы». Теперь же, когда по ней курсируют импортные тягочи, грузоподъемностью превосходящие отечественные аналоги, дорога требует сглаживания подъемов. Хотя, как сгладишь? А вот по мнению коллеги Сагаева, экскаваторщика Степана Стряпкова, проблема не столько в сложном рельефе федеральной «артерии», сколько в том, что тяжеловозы загружают как попало, не учитывая, как вес груза будет распределяться в кузове или фургоне.
На Буйбинском перевале полным ходом идут строительно-монтажные работы по удлинению на 550 метров в сторону Абакана противолавинной галереи. Напомним, что ее участок длиной в сто метров в сторону Кызыла был сдан еще в сентябре прошлого года, на два месяца раньше запланированного срока. Работы введет 91-й мостоотряд абаканского филиала ОАО «Сибмост» – подрядчика ФКУ Упрдор М-54 «Енисей». Как утверждают в ФКУ, строительство, начавшееся в 2010 году, несмотря на причуды климата, идет с небольшим опережением сроков. По предварительным прогнозам, сдача этого участка состоится не позже сентября.
За два прошедших года здесь закончили сооружение фундамента низовой опоры, а сейчас ведется монтаж балок перекрытия. Осталось смонтировать всего около 45 метров подобных конструкций – работы на месяц.
– Далее нам останется лишь произвести мелкие работы, включающие в себя заделку швов, «оштукотуривание» и шлифовку верховой опоры, соорудить водоотвод, произвести защитное покрытие балок пролетного строения, соорудить портал проезжей части внутри галереи, – рассказывает бригадир участка, бетонщик 91-го мостоотряда Сергей Резаев. – Когда снег полностью растает, мы займемся гидроизоляционными работами.
Надо заметить, что Упрдор М-54 и его подрядчики тяготеют к использованию в строительстве технологических новинок. К примеру, на новом участке роль защищающего бетон материала будет выполнять не рубероид, как было заведено, а полусантиметровый слой мостопласта, поверх которого будет укладываться еще один слой бетона. В случае камнепада, балка под таким «сэндвичем» будет надежно защищена от механических повреждений.
Кстати говоря, минувшая аномально снежная зима словно по заказу дорожников доказала оправданность затрат на удлинение галереи. Только за март с Буйбы на полку сошло шесть лавин, превративших большую часть этого сооружения в самый настоящий туннель с узенькой щелочкой-окном под самым козырьком галереи. Не будь ее, лавины натворили бы бед. В лучшем случае, каждая из них просто отрезала бы Туву от Большой Земли на несколько суток. В худшем – не обошлось бы без жертв. Галерея уберегла, выдержала испытание весной. А значит, солидные деньги на ее реконструкцию тратятся не зря.
|
|