|
Джаз раскрепощает. Его практически не исполняют в тоталитарных государствах. Он недоступен зажатым, чересчур расчетливым, скучным, «квадратным» людям. Джаз – это голос свободы. Он сам знает, где, как и когда ему появиться. Туву он уже увидел. Но понравилась ли она ему? Захочет ли он остаться здесь?
Тува – не Россия. И не Монако.
Чтобы сразу не было гневных возмущений – никаких сепаратистских подтекстов. Речь идет о разных проблемах джазистов: конкретно в Туве и в целом по России.
В России страдают, что нет духовиков. В ноябре прошлого года в Тюмени проходил международный фестиваль. 24 ноября для тюменцев играл Национальный филармонический оркестр России, которым руководит Владимир Спиваков, солировал Денис Мацуев. И вот Денис Мацуев, гениальный пианист, говорил о проблемах симфонических (и не только симфонических) оркестров: «Во всей стране есть дефицит духовиков: в петербуржской консерватории, в Москве, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке. Не за горами времена, когда мы будем приглашать на эти позиции легионеров. Духовая школа находится в таком плачевном положении, что нужно бить во все колокола и принимать решение».
Это в России. А в Туве? В Туве все с точностью наоборот – масса замечательных духовиков, а вот струнников практически нет. Как считает Игорь Дулуш – это результат преступной политики руководителей культуры давних лет, которые надеялись, что струнников всегда будут поставлять другие российские города. О том, что рано или поздно перестанут ссылать в Сибирь «политических» музыкантов, никто не подумал.
Ну а то, что Тува – не Монако, думаю, тоже понятно. Площадь Монако – 2 квадратных километра. Только Кызыл занимает чуть более 200 кв. км. А площадь «города из анекдотов» - Урюпинска - 26,7 кв. км. Население Монако - 35 986 человек, т.е. по 17 815 человека на квадратный километр. На головах друг у друга сидят, что ли? Нам этого не понять.
И вот на это малое население у них есть один оркестр - Военный, он же и Национальный, говорят, что вообще единственный. Оркестр насчитывает 85 человек. (Армия Монако, к слову, составляет 82 солдата – чуть меньше, чем оркестр).
В Туве ситуация чем-то похожа. Практически одни и те же музыканты – духовой оркестр, конный оркестр, и вот, теперь еще один новый коллектив – «Джаз-бэнд ВСГАКИ».
Правда, в процентном соотношении ко всему населению, мы очень и очень проигрываем Монако. Но что поделать. Жителям этого крошечного европейского государства не надо пасти овец, например, заниматься другими проблемами. Живут за счет туризма и игорного бизнеса. Но живут очень хорошо. И о музыке не забывают.
Джаз приходит с опозданием
И опять-таки не надо понимать неправильно. Речь идет не о том, что все концерты у нас традиционно начинаются с большим опозданием.
Джаз – это конец 19, начало 20 века. Это почти сразу «завоевание» всех европейских стран, не говоря уже об Америке. Но поскольку Россия не совсем Европа, то здесь решали все просто – «джаз – музыка для толстых». Как будто все еще не получившие права афроамериканцы могут относиться к «толстым». Дальше – больше: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
Впрочем, не все боялись прослыть «продателями» и «толстыми». Взять, хотя бы Утесова. А в Туве вот как-то джаз не очень пришелся ко двору. Знакомясь с «засаянской» - мировой музыкой, жадно осваивали, «поглощали» классику. Развивали свою симфоническую культуру. Потом, и вполне объяснимо, это действительно необходимо, развивали национальные музыкальные традиции. А джаз опять оказался где-то сбоку.
А ведь джаз хорош именно тем, что он вбирает в себя музыкальную культуру разных народов. Одни афроамериканцы не могли бы создать тот джаз, который мы сейчас знаем. Для этого надо было африканской музыкальной культуре встретиться с английской, ирландской, французской. Джаз Утесова имеет свои особенности. А каким будет джаз Тувы?
Пока еще о тувинском джазе мы говорить не можем. Но уже можем говорить о появлении собственного коллектива – «Джаз-бэнд ВСГАКИ».
«Джаз-бэнд ВСГАКИ»
В конце прошлого года «Джаз-бэнд ВСГАКИ» дал первый концерт. И перед концертом Игорь Дулуш, директор филармонии, при которой создан джаз-бэнд, объяснил выбор имени коллектива. Есть вероятность, что ВСГАКИ – Восточно-Сибирская академия культуры и искусств больше не будет носить это имя. Возможно, в связи с реформой высшего образования академия опять станет институтом. Но это имя не исчезнет полностью, оно останется в названии джаз-бэнда.
Вероятно, похожими мотивами руководствовались и другие коллективы республики. Доктор культурологии Валентина Сузукей рассказала, то в Туране был ВИА, который назывался «Светофор». Играли в нем гаишники, а назвали так потому, что в Туране, по крайней мере в то время, не было ни одного светофора. Кстати, сейчас в Кызыле подростки организовали свой музыкальный коллектив и назвали его «Троллейбус». Ни с чем ни спутаешь. Троллейбусов в Кызыле действительно нет.
Но открыли концерт не джазисты, в прошлом году закончившие обучение во ВСГАКИ, а педагоги Кызыльского колледжа искусств. Играющие педагоги, по аналогии с играющими тренерами, были на высоте. Группа «Кант» исполнила несколько произведений, и студенты колледжа убедились, что их педагоги могут не только учить, но и сами играют великолепно. Заставить домру звучать как банджо может только первоклассный музыкант.
Но и потом не сразу настало время джаза. На сцену вышел новый состав легендарного ансамбля «Аян». Солистки - сестры Сюрюн, дочери Галины Сюрюн Заслуженной артистки Тувы. И, конечно, зрители были в полном восторге, когда к микрофону вышел супер-хоомейжи Кайгал-оол Ховалыг. Он тоже начинал в группе «Аян» и решил помочь новому составу.
А потом был джаз. Много джаза. Рассказывать о нем невозможно. Можно только слушать. Ну, или самому исполнять, если кто может. Достаточно назвать несколько имен: Лари Ник, Боб Карлетон, Глен Миллер, Дюк Эллингтон…
И длинный, длинный «Полицейский участок» Куинси Джонса (саунд-трек к «Полуночной жаре»), пока представляли всех музыкантов.
Кстати, говорят, что на днях состоится еще один концерт джаз-бэнда. Есть шанс пойти послушать, особенно если пропустили первый концерт.
«Каким станет тувинский джаз через несколько лет»
Игорь Дулуш говорит, что эта молодежь – музыканты - показала, каким может стать тувинский джаз через несколько лет. Пока музыканты играют только 90 произведений, а настоящим джазменом может считаться тот, у кого в репертуаре более 700 джазовых композиций.
С этим можно и поспорить – когда создавался джаз, легендарные «короли» и «герцоги» вряд ли уже написали и могли исполнять столько мелодий. В основе джаза – импровизация, просто заучить наизусть композиции мало.
Опыта, конечно, у наших музыкантов маловато. Но свой потенциал они уже показали. Впрочем, у них была солидная поддержка. Например – фантастическая Софья Кара-оол. Она всегда фантастична. А уж когда исполняет «Караван»… Тонкость, глубина, изящество и вкус - это Алексей Саая. После «Европы в Центре Азии» многие его так зовут «Европой». Говорят, что он действительно больше похож на европейца.
Но ведь джазу, чтобы жить, надо развиваться. Мало только исполнять классику. А вот как он будет развиваться? Каким действительно будет джаз в Туве? На эти вопросы ответов пока еще нет. И правильно, что нет. В конце-концов, непредсказуемые импровизационные озарения – основа джаза. Нельзя заранее все планировать, все наперед знать.
Джаз завоевал весь мир. Сейчас он начал «атаку» на Туву». Джаз сам знает, где и каким ему быть.
|
|