|
Совладелец Русской медной компании (РМК) Игорь Алтушкин вернул долю в Енисейской промышленной компании (ЕПК), владеющей лицензией на Элегестское угольное месторождение, структурам Сергея Пугачева
Об этом сообщил представитель РМК. О том, что Алтушкин и его партнер по РМК Руслан Байсаров на паритетных началах покупают все 100% ЕПК, стало известно в июне 2011 г. Сумма сделки не раскрывалась. Источники, близкие к ее сторонам, утверждали, что речь идет о $2,5 млрд.
Сделка разорвана из-за скрытых от покупателей обязательств ЕПК, объясняет представитель РМК. По его словам, в декабре 2011 г. Агентство по страхованию вкладов (АСВ, конкурсный управляющий Межпромбанка) «официальным письмом уведомило новых собственников о наличии скрытой задолженности на сумму более 60 млрд руб., которая образовалась еще до покупки ЕПК, но была обнаружена только по итогам проверки деятельности банка уже после сделки».
С собственниками ЕПК велись переговоры о возможности урегулирования ее взаимоотношений с АСВ. Выплата Пугачевым долгов компании позволила бы возобновить реализацию проекта, однако этот вопрос решен не был, поясняет представитель РМК. Договор покупки ЕПК был расторгнут в феврале 2012 г., добавляет он. Получил ли назад Алтушкин все уплаченные за ЕПК деньги, представитель РМК говорить не стал.
Летом пост гендиректора ЕПК покинул Байсаров, тогда же он объявил, что «приостановил участие в сделке». Байсаров пояснял, что покинул ЕПК и увел команду по своей инициативе: «Считаю дальнейшее управление компанией бесперспективным». Алтушкин же объявил о выходе из проекта после того, как истекли «обязательства конфиденциальности», объяснил представитель РМК.
Долги перед Межпромбанком — не единственная проблема ЕПК.
В октябре 2012 г. железная дорога Кызыл — Курагино в Туве, которая свяжет Элегестское месторождение с Транссибом, была исключена из списка проектов, финансируемых из инвестфонда. Причиной стало неисполнение обязательств инвестора — ЕПК, которая должна была построить часть дороги. Впрочем, государство не отказывается от участия: в декабре президент Владимир Путин заявил, что власти примут участие в проекте по строительству железной дороги, если это потребуется. По его словам, «месторождение очень перспективное и для внутреннего использования этого угля, который там есть в огромных количествах, и для поставок на экспорт, в том числе в Китайскую Республику» (цитаты по Интерфаксу»). «Мне бы очень хотелось, чтобы этот проект был реализован», — резюмировал президент.
Нарушения выполнения лицензионного соглашения обнаружили и Роснедра, их устранить необходимо в I квартале 2013 г. Представитель ЕПК от комментариев отказался.
Не исключено, что государство отзовет у ЕПК лицензию на Элегестское месторождение и выставит на аукцион или лицензия под присмотром властей будет продана другой частной структуре, считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. В этой ситуации теперь уже бывшие покупатели ЕПК могли бы принять участие в новом аукционе, полагает он. Связаться с Байсаровым вчера не удалось. Алтушкин передал через представителя РМК, что не заинтересован в получении лицензии на Элегестское месторождение. Он намерен сконцентрироваться на проектах РМК, пояснил представитель: к 2015 г. планируется увеличить производственные мощности РМК на 65% до 330000 т катодной меди. Самый крупный инвестпроект компании — строительство ГОК «Михеевский» стоимостью более $780 млн, его запуск запланирован на IV квартал 2013 г.
АСВ отсудило долг ЕПК по кредитам ликвидируемого Межпромбанка (ранее говорилось, что долг составлял $60 млн), говорит заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. Сейчас агентство пытается вернуть в залог акции ЕПК, но ситуация ухудшается риском отзыва лицензии на разработку Элегестского месторождения, отмечает он. «Для нас это, конечно, плохо — уменьшится стоимость активов», — подчеркивает он. Переговоров о том, чтобы у ЕПК не отзывалась лицензия, АСВ ни с кем из госструктур не ведет, говорит Мирошников.
В случаях расторжения сделок по вине продавца возможно, что часть средств не вернется покупателям, поясняет адвокат, преподаватель Илья Рачков. Впрочем, существуют способы, позволяющие еще на этапе покупки застраховаться от подобного риска. Перед сделкой, как правило, проводится глубокая проверка и стороны оговаривают, что в случае появления новых, невыявленных проверкой рисков ответственность ложится на продавца: он обязан оплатить неустойку, компенсировать убытки или развернуть сделку. А часть уплаченных средств может храниться на спецсчете, с которого и удовлетворяются требования покупателя.
|
|