|  |  Свой  44-й концертный сезон Государственный ансамбль песни и танца «Саяны»  открыл в новой ипостаси. Принято решение вывести его из состава  Тувинской госфилармонии и придать статус самостоятельного структурного  подразделения министерства культуры.
 Директором  нового юридического лица стала бывший заместитель директора филармонии  Уран Тулуш, главным балетмейстером назначен Аян Мандан-Хорлуу. На  должность художественного руководителя приглашен Марат Тумат из  Санкт-Петербурга, на должность балетмейстера-постановщика – Менгилен Сат  из Москвы. Сегодня мы знакомим вас с художественным руководителем  ансамбля Маратом Туматом.  – Марат Александрович, как вы попали в балет? –  Во время уроков, тогда я учился в четвертом классе Самагалтайской  средней школы, к нам в кабинет зашел балетмейстер Вячеслав Октяброович  Донгак. Сказал, что идет набор в хореографическое училище, проверил  растяжку, прыжок, выворотность, слух каждого ученика. Тогда из  республики отобрали четверых детей и направили на обучение в Бурятское  государственное хореографическое училище. Среди них был и я. Поначалу  все было непонятно и сложно. День в училище был очень загружен, занятия  длились с девяти утра до шести вечера. Жизнь вдали от родителей, родных  мест тоже не прибавляла оптимизма. К тому же по специальности первое  время у меня были сплошь тройки. – Когда вы впервые вышли на сцену?  –  Через год после того, как начал учебу в училище. Самых способных  учеников занимали в спектаклях Государственного театра оперы и балета  Бурятии. Помню, первый раз вышел на сцену в балете «Дон Кихот» в 1986  году, когда мне было 11 лет. Тогда я учился в пятом общеобразовательном и  втором балетном классе. Партия называлась «Уличная детвора». В ней мы в  основном преследовали Санчо Пансо. Конечно, это было очень волнительно:  выступление наравне со взрослыми артистами, первый сценический грим,  прическа, костюмы. В то же время было очень весело и интересно.
 – Что предопределило вашу судьбу? –  Госэкзамены по специальностям классический, дуэтный и характерный танцы  я сдал на одни пятерки, на выпускном концерте исполнял партию принца в  балете «Щелкунчик» и па-де-де «Карнавал в Венеции» из балета  «Сатанилла». Меня и еще троих выпускников заметил и пригласил  художественный руководитель Новосибирского государственного  академического театра оперы и балета, который был председателем жюри на  выпускных экзаменах. Приглашали на работу и в Бурятский театр оперы и  балета, но я выбрал Новосибирск. Во время работы в новосибирском театре  исполнял партию Шута, венгерский танец из «Лебединого озера», Принца из  балета «Щелкунчик», крестьянский танец и вставное па-де-де из балета  «Жизель», был занят в «Корсаре», «Спящей красавице», в половецких  плясках из оперы «Князь Игорь», балетах Ю. Григоровича «Спартак»,  «Легенда о Любви». Получил очень хорошую сценическую практику. В  1995 году мне поступило предложение поработать в Санкт-Петербургском  академическом театре балета под руководством Бориса Эйфмана. Исполнял  партию Пиноккио в одноименном балете. Это очень сложный балет в двух  актах. Чтобы достойно выступить я репетировал каждый день с десяти утра  до десяти вечера в течение трех месяцев. А когда танцевал в самом  спектакле, за каждое выступление терял в весе три килограмма. С балетом  «Пиноккио» мы выступали сначала в Петербурге, затем гастролировали по  Южной Корее и Японии. Позже, оставаясь внештатным артистом этого театра,  я поступил на работу в Государственный театр оперы и балета  Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Исполнял  партии в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик» и др.  спектаклях, принимал участие в постановках балетмейстеров-хореографов,  обучавшихся на кафедре хореографии консерватории. В этом театре я достиг  всего, о чем мечтал, но хотелось еще чего-то нового. Как  раз в этот момент проходил набор артистов в Санкт-Петербургский  государственный академический театр балета им. Л. Якобсона. На  отборочный урок пришли около 30 артистов, но приняли только четверых. Я  оказался в числе счастливчиков. Театр мне был очень симпатичен еще с тех  пор, когда я услышал его историю. Основателем творческого коллектива  был Леонид Вениаминович Якобсон – выдающийся балетмейстер ХХ века. В  театре несколько направлений – это классический репертуар, наследие Л.  Якобсона и современное направление. Он очень мобильный, в нем хорошая  творческая атмосфера, уютные большие балетные залы, богатый репертуар,  высокий профессионализм артистов, репетиторов и балетмейстеров. Работая в  этом театре, я выступал в спектаклях и концертах на самых больших  сценах Петербурга – Мариинском, Михайловском, Эрмитажном,  Александринском театрах, БДТ, БКЗ «Октябрьский». В 2003 году принимал  участие в балете «Свадебный кортеж», который был удостоен Национальной  театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Наследие», а в 2004 году  в балете «Клоп» и пяти хореографических миниатюрах, удостоенных высшей  театральной премии «Золотой Софит». Танцевал в шедевре Якобсона «Экзерсис XX», получившем  диплом «Золотой Маски». Исполнял разнообразные партии в таких балетах,  как «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Шехеразада», «Дон Хосе. Страсти по  Кармен», «Чиполлино». – Какие качества необходимы для того, чтобы добиться успеха в искусстве? Каких принципов вы сами придерживаетесь? –  В жизни, работе и творчестве самое главное самодисциплина,  ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Это умение я  выработал в себе еще в училище. Из четверых ребят, с которыми ехал  учиться в Бурятию, окончил училище я один. Мой принцип – всегда ставить  цель и идти к ней, невзирая на плохое самочувствие, плохую погоду,  бытовые неурядицы, тогда рано или поздно все складывается хорошо. Когда у  человека нет цели – это просто существование. К тому же без принципов в  балете делать нечего – это очень тяжелый физический труд. Чтобы в  балете добиться успеха, надо работать каждый день с утра до ночи.  Конечно, случаются травмы, но как только они заживают, работа  продолжается. Расслабляться некогда. У артиста балета очень короткая  профессиональная сценическая деятельность – всего 20 лет. Если за это  время в балете ничего не добьешься, не добьешься уже никогда. – Вы говорите, балет – это тяжелый труд, травмы, горечь от потерь. Не хотелось сменить профессию? –  Хотелось, но до сих пор, как видите, все еще работаю. Ни для кого не  секрет, что культура финансируется по остаточному принципу. Работники  нашей отрасли получали и получают, мягко говоря, небольшие зарплаты. Но  если артист по-настоящему любит свое ремесло и относится к своему делу  профессионально, то с выбранного пути он уже никогда не сойдет… Отрадно,  что федеральные и республиканские власти меняют подходы к этой сфере. В  течение трех ближайших лет заработная плата в наших организациях должна  повыситься вдвое. Надеюсь, наши артисты, наконец, смогут уделять  творчеству больше времени, нежели сейчас, когда многим приходится  подрабатывать, чтобы прокормить свои семьи, и тогда их профессиональный  уровень, который и так довольно высок, поднимется в разы. –  И все же, почему вы решили возглавить ансамбль «Саяны», имея  возможность работать в петербургских театрах и гастролировать по всему  миру? –  Мои друзья тоже не перестают задавать мне этот вопрос. Когда отвечаю,  что я – тувинец, родился в Тес-Хемском районе и хотел бы передать  накопленный багаж молодым артистам ансамбля, чтобы они были на уровне  старших коллег, мне не верят. Творческих людей вообще очень сложно  понять. Они, как и все, страдают от житейских проблем, но если перед  ними будет стоять выбор дать сольный концерт или купить новую машину,  они выберут сцену. Или если у них налажен быт, а их позовут покорять  новые вершины, они выберут лишения, чтобы познать что-то новое, ранее  неизведанное. Вот и я, когда получил приглашение министерства культуры и  туризма республики стать художественным руководителем ансамбля, все же  поехал, бросив насиженное место, хорошую зарплату, дом. Ведь работать в  ансамбле «Саяны» было престижно всегда. На должность  балетмейстера-постановщика ансамбля из Москвы приглашен Менгилен Сат, с  которым мы сдружились еще в Бурятии, очень творческий, талантливый,  опытный специалист и профессионал с большой буквы. Вместе, я думаю, мы  сможем претворить те задачи и планы, которые перед нами поставлены. – Какие задачи стоят перед вами? –  В планах на будущее – поднять еще выше исполнительский уровень  артистов, создать бренд ансамбля «Саяны» в России, выйти на мировой  уровень. Наконец, начать участвовать в коммерческих проектах, которых  достаточно как у нас, так и за рубежом. Конечно, этого не добиться за  год или за два. Требуется некая эволюция, а для этого понадобится время.  Это я говорю к тому что, в Америке, в Европе, да и в ведущих театрах и  ансамблях России трудовой договор с артистами заключается только на год.  В зависимости от того, как показал себя артист за сезон – хорошо или  плохо, руководство решает, продлевать договор с артистом или нет. В  будущем в ансамбле будут работать высокопрофессиональные и  харизматичные люди, которые не боятся меняться, расти творчески,  экспериментировать, находиться в движении. Только с такими людьми мы  сможем достичь новых целей, стоящих сегодня перед ансамблем. Сегодня  важно, что у ансамбля есть огромный потенциал и то, что артисты не  боятся трудностей. А их у нас предостаточно. Костюмы и реквизиты  устарели. Нет своей звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратуры,  концертной площадки, без которой сложно заработать. Выездные концерты  проблематичны: транспорт изношен. Приходится ходить с протянутой рукой,  арендовать аппаратуру и транспорт. Но, как говорится, дорогу осилит  идущий. 
 |  |