|
ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?
Искать ответы на вечные вопросы дети начинают с 4 класса
Что значит быть моральным? Каковы моральные обязанности человека? Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к людям? Что такое эгоизм и альтруизм, как человек выбирает себе друзей, почему свобода всегда связана с ответственностью – вот примерный круг тем, на которые теперь будут беседовать учителя с выпускниками начальной школы. Таково, в частности, наполнение учебника «Основы светской этики», который предложен для изучения в четвертом классе в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».
КОМУ – ЧТО…
В Кызыле этот учебник уже пролистали 23,6 процента четвероклашек. Напомню, что новый курс предлагается в шести вариативных модулях, из которых выбрать нужно было всего один. Как показали данные августовского мониторинга, проведенного специалистами департамента по образованию города, самым востребованным у кызылских школьников, а точнее, у их родителей – выбирали ведь они – оказался модуль «Основы буддийской культуры». Это направление сегодня ведется для 34 процентов четвероклассников Кызыла. 26,7 процента родителей захотели, чтобы их дети изучали обобщающий модуль «Основы мировых религиозных культур», и 15 процентов остановились на «Основах православной культуры». Два модуля – об исламе и иудаизме – остались в Кызыле невостребованными. Впрочем, цифры могут ещё поменяться. Как сообщила замначальника городского департамента по образованию Анжелика Дитрих, у родителей еще есть возможность как следует ознакомиться с модулем и, если вдруг они передумают, сменить его на другой.
Что же это за предмет такой, поймут ли его четвероклассники, и как у нас отнеслись к внедрению новой дисциплины – мы спросили у кызылских учителей.
В департаменте нас сразу же обнадежили: педагоги взялись за ведение нового предмета с энтузиазмом. Да чего, собственно, страшиться, если уже есть наработки в регионах, где экспериментировали с предметом два года и отзываются о нем положительно? Есть опыт национальной республики Бурятии. Есть целые сайты в Интернете, посвященные новому курсу. Учителя из разных городов могут общаться и делиться опытом и проблемами на специальных форумах, которых тоже уже хватает. В Кызыле учителя нового курса, прошедшие обучение, создали методобъединение. Нет методической литературы – но её, считают в департаменте, вполне может заменить тот обширный материал, который можно найти в Интернете. Словом, от чего оттолкнуться – есть. Что же на практике?
В смешанных городских школах палитра предпочтений получилась довольно пёстрая. А вот в национальной школе №2 родители объединились в решении изучать основы буддийской культуры. Это ни хорошо и ни плохо, это – решение наших родителей, сказали в школе.
– У нас большая часть родителей – буддисты, – объясняет учитель начальных классов Нина Менниг-оол, – поэтому, наверное, и выбрали так единодушно этот модуль. Хотя на собраниях мы им рассказывали и о других направлениях курса. Но таково было их решение.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Решить, какой из модулей полезнее, не так просто. Кажется, самый универсальный модуль курса – «Основы мировых религиозных культур» – смог бы как раз дать ребёнку максимум информации, показать ему картину религий мира во всем ее многообразии. Однако эксперты, которые досконально учебники проанализировали, считают, что как раз от выбора этого направления разумнее поостеречься. По их мнению, авторы учебника попытались объять необъятное, и, скорее всего, в итоге картинка у ребят сложится поверхностная и легковесная. Еще больше нареканий родилось в адрес учебника «Основы светской этики». Примечательно, что учителя, когда спрашиваешь их, о чём этот предмет и чему он научит ребятишек, отвечают пространно: ну, научим мы их тому, как воспитанный человек должен вести себя в обществе – в семье, в школе, на работе, с друзьями. Обсудим, какие поступки хорошие, а какие плохие... По сути, – и так, видимо, донесли и до части родителей, – смысл предмета сводится не к этике как таковой, а больше к этикету. Кто-то из родителей так и решил, что на этих уроках его ребенка научат правилам поведения, принятым в человеческом общежитии.
Не путайте этику и этикет! – восклицают эксперты. И в самом деле. Предмет, если заглянуть в учебник, от узкой линейки этикета ой как далёк. Он нацелен на постижение гораздо более тонких материй. Начиная с бесед о добре и зле, добродетели и пороке, справедливости и дружбе и заканчивая совестью, нравственными идеалами. В конечном итоге школьник должен прийти к пониманию того, что «высшая нравственная ценность – это жизнь человека». Критикуя предмет, ученые находят его даже опасным для ребёнка – если преподавать его возьмется нерадивый учитель. Почему, спрашивают они, в учебнике есть уроки о дружбе, но нет уроков о любви? А определения, которые даются к понятиям «добро», «нравственность» и прочим, также кажутся ученым весьма поверхностными и довольно свободными, что и таит в себе опасность: трактовать можно по-разному. При всей своей глянцевости и многоцветности, учебник, увы, – предупреждают эксперты, – ничего не даст ни школьнику, ни даже учителю, которому для того, чтобы провести понятный и интересный для четвероклашки урок, а главное, достичь поставленной цели урока, придется перелопатить гору дополнительного материала. Впрочем, если говорить вообще, то это вполне нормально: любой хороший педагог, давая тему, заявленную в учебнике, уходит далеко за её пределы. Поэтому-то педагогом может стать, наверное, любой, а вот хорошим педагогом – далеко не каждый. Об этом нам и сказала Татьяна Хертек, учитель нового предмета школы № 5, а еще учитель курса мировой художественной культуры (МХК) и, по совместительству, режиссёр школьного театра. Была бы я буквоедкой, говорит она, неизвестно, как бы ребятишки меня слушали. Татьяна Александровна преподает два модуля – ту самую светскую этику и мировые религиозные культуры.
– «Основы мировых религиозных культур» – это модуль, направленный на то, чтобы дать ребёнку возможность узнать обо всех религиозных культурах понемногу, не углубляясь, причём с позиций общечеловеческих норм и этических правил общества, – рассказывает педагог. Она не видит опасностей ни в одном из предложенных курсов. – Там нет погружения, углубления. Всё дается на уровне мультиков. Предмет интересный, очень нравственные часы. Что касается «Основ светской этики» – то этот предмет рассматривает всё с позиций добра и зла. Не столько мы даем детям информацию, сколько на основе их жизненного опыта, их знаний мы пытаемся анализировать всё, что вокруг нас происходит. Но это и не нравоучительные беседы, когда я бы утверждала, что воровать, например, это плохо. Дети сами говорят, что это плохо, и объясняют, почему. Все проводится в форме бесед, рефлексивных обсуждений того, что мы слышали, что знаем. Главное – это урок, который поможет маленькому ребёнку вырасти человеком, который бы мог жить в обществе, в согласии с собой, с миром.
СЕКРЕТЫ УСПЕХА
Кстати, о том, кто именно должен вести новый предмет, тоже спорят до сих пор. В пятой гимназии Кызыла ни один из педагогов начальной школы на дополнительную нагрузку не согласился. Обучили двух преподавателей МХК. По словам Татьяны Хертек, первые уроки прошли успешно, дети и слушали заинтересованно, и вступали в диалог с учителем – а это значит, что педагог смогла найти такой способ подачи материала, который оказался близок ребячьим душам. И какой-то чувственный опыт по затронутой теме у них есть – он-то и побудил их протянуть руку и попросить разрешения поделиться своими мыслями.
– Тут огромный выбор, как преподавать этот предмет, – рассуждает она. – Конечно, для начала надо опуститься на уровень ребёнка и не говорить о каких-то непонятных для него вещах, а только о том, что для него в этом возрасте важно. Мы стараемся. Нет ничего хуже, чем скука, согласитесь. Но ведь есть разные вариативные задания. Все должно подаваться в игровой ситуации.
Конечно, чтобы беседовать с малышом о вечных ценностях, нужно, чтобы и у того, кто беседу ведет, за душой, что называется, было уже и накоплено, и проанализировано достаточно, чтобы запросто поговорить об этом с ребёнком. Поэтому преподаватель должен быть человеком мудрым, считает педагог школы № 9 Кызыла Светлана Шулуу-Маадыр.
– Моё мнение, – говорит она, – что этот предмет должен вести человек, который прошёл уже какой-то путь, имеет опыт, то есть, это люди старшего поколения. Совсем молодым, которые только закончили вуз, трудно будет. Разве только если они творческие, начитанные молодые люди.
ПОЛЕЗНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
Любопытно, что кое-кто из экспертов, раскритиковавших обобщающий модуль курса и светскую этику, порекомендовали родителям выбрать любой из оставшихся – буддизм, ислам, иудаизм или православие. Причём можно даже такой, который не совпадает с культурой, к которой относит себя семья. По крайней мере, считают они, ребёнок сможет погрузиться в конкретную религиозную культуру и составит о ней более или менее устойчивое представление. Наши родители, выбирая для своих чад направление учёбы, руководствовались рассуждениями попроще.
– В основном, родителей привлекло ключевое, в их понимании, слово – буддизм, – объясняет завуч девятой школы Опейма Ховалыг. – Хоть как объясняй, что предмет культурологический, а не религиозный, родителям кажется, что этот предмет расскажет ребенку всё о буддизме. По себе скажу, что когда я подрастала, была в детском возрасте, мы в храмы не ходили, о религии ничего не знали, и поэтому, хоть сейчас и умеем проводить какие-то обряды, принимаем в них участие, но теорию, глубинный смысл знаем плохо.
– Из рассказов о традициях, например, дети узнают, как нужно вести себя, как относиться к старшим, – аргументирует завуч школы № 2 Саяна Монгуш. – Ведь в тувинской семье, по-хорошему, ребёнок воспитывается в соответствии с нормами буддийской морали. Поэтому очень хорошо, что мы будем говорить об этом на уроках. Многое ведь в нашем современном обществе растрачено. А тут, получается, мы возвращаемся к своим истокам.
В пятой школе – своя точка зрения на преподавание дисциплин, связанных с религией. Есть такие родители, сказали там, которые категорически против того, чтобы их детям на уроках рассказывали о каких бы то ни было вероисповеданиях. Попробуй таким объясни, что ребёнок из школы выйдет в мир, где от информации не огородишься, в том числе и от религиозной. Но родитель говорит «нет», и педагог не имеет права навязывать.
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Что получится более удачно, что менее – можно будет говорить, предполагают педагоги, уже после первого полугодия. В национальной школе ко всем прочим трудностям преподавания предмета прибавляется еще одна: объяснить плохо говорящим на русском языке детям из районов сложные абстрактные термины. Тем не менее, именно в национальной девятой школе к новому предмету присмотрелись как-то по-особенному. Там сказали: было бы у нас право формировать этот курс, мы бы не разбивали предмет на модули по выбору. Организовали бы поэтапное изучение всех модулей: сначала предлагался бы курс нравственных бесед по основам этики, потом – общий экскурс в пространство мировых религиозных культур, а после этого – подробное изучение каждого культурологического модуля. И отметили, что четвероклассникам, все-таки, рановато задумываться о морали и нравственности. Не накоплено еще жизненного опыта, трудно сфокусироваться на столь сложных вещах.
А вот Татьяна Хертек с такой позицией не согласна.
– Любой психолог вам скажет, – доказывает она, – что именно в этот период становления личности очень благодатно приживаются те нравственные нормы, которые потом необходимы будут ребенку, чтобы социализироваться в обществе. Он только-только вышел из семьи, начал познавать мир. И сейчас как раз нужно закладывать фундамент этих нравственных качеств. К тому же, чем старше возраст школьника – тем больше для него учебных часов; мы же должны выпустить ребёнка здорового. И я думаю, что в старших классах есть другие предметы, которые смогут подкорректировать или додать то, что мы не додадим в этом курсе.
|
|