|
|
|
|
|
Кобдинское сражение 1912 года. Неизвестная война. Неизвестные герои |
|
6 июля 2012 г. | 11182 просмотра | 0 комментариев |
|
|
История – удивительная штука. Вроде и знаем мы историю, а на самом деле мы знаем только ту историю, которую нам разрешили знать. Кобдо. Что мы знаем о Кобдинском сражении? Опять, вроде бы и все. На самом деле - очень мало. Монголы, когда говорят об этом бое, редко вспоминают тувинцев. И они в чем-то правы. Мы сами забыли своих героев. Тува и Россия – две параллели Интересное совпадение: в начале ХХ века, почти в одни и те же годы, еще до принятия протектората, и Россия и Тува участвуют в войнах. Россия – в Первой мировой, Тува – в национально-освободительной. Естественно, во время сражения есть отличившиеся воины, герои. Каждый народ помнит своих героев. Любого спроси, он «навскидку» назовет хотя бы нескольких героев и полководцев войны с Наполеоном: Багратион, Тучков, Раевский, Платов, Давыдов. Список можно продолжать. В Туве с уверенностью назовут полководцев-урянхов из армии Чингисхана. Героев Первой мировой мы практически не знаем. Часть из них оказалась на стороне белого движения, офицеры-дворяне были репрессированы, те, кто перешел на сторону красных, зачастую тоже были репрессированы в 30-е годы. Мы можем вспомнить только некоторых героев, которые прославились, в основном, уже как бойцы Красной армии. И такая же ситуация в Туве. Отличившиеся в боях – повышались в звании. Ушедший на войну десятником становился сотником. Повышение в звании - повышение социального статуса. Он считался уже феодалом. Ну а что станет с феодалами спустя некоторое время, мы уже знаем. Вот, например, совершенно тувинско-российский вариант: история Шондаан-Маадыра. Во втором томе «Истории Тувы» он фигурирует под именем Чондаан-Маады. Герой кобдинского сражения. В 1931 году был одним из организаторов Тере-Хольского мятежа. Дальше все ясно? В одни и те же годы сражались русские и тувинцы, и в одни и те же годы герои битв были забыты, уничтожены. Вторая параллель - исторический факт еще менее известный. 2 августа 1912 года, осажденные с середины июля монголами и тувинцами, китайцы обстреляли здание русского консульства в Кобдо. Этот инцидент послужил предлогом для монгольского командования направить амбыну Пу Жуню с пленным китайцем ультиматум о немедленной сдаче города и крепости в течение трех дней. Не получив в указанный срок ответа на ультиматум, в ночь с 6 на 7 августа монгольские войска численностью около 2500 человек с рассветом двинулись на штурм. Именно обстрел русского консульства послужил началом перехода от осады города к наступлению, то есть собственно к началу Кобдинского сражения. В те годы не было еще ни МНР, ни Тувинской Народной Республики, ни страны Советов. Но в Кобдо был заложен еще один камень в прочное основание дружбы между народами. Мемориальная доска в Качыке Недавно несколько человек, потомки героев Кобдинского сражения поехали в Качык, чтобы установить там мемориальную доску Кыргысу Шондаан-Баатару Карма оглу. Именно так звучит полное имя героя Кобдинского сражения, о котором уже упоминалось. Это была инициатива его сына Санаа Шондаановича Баяна. Церемония установления доски была достаточно торжественной для Качыка (население – 270 человек вместе с малолетними детьми, которые, понятно, не могли еще участвовать ни в каких церемониях). Из Кызыла для такого события приехали известный писатель Кара-Куске Кунзекович Чооду, который давно собирает материал и пишет книгу о героях; внук участника боев Василий Савырович Салчак и еще два человека, местные жители, Седип Кыргысович Шойжулчап и Тааш-оол Бууевич Кунга которые слышали от старших родственников истории о войне. В 2011 году главную улицу в Качыке назвали именем героя Шондаан-Баатара Кыргыса. А теперь, вот, установили мемориальную доску. В честь такого события его сын подарил селу два музыкальных центра – один для школы, другой для клуба. Кара-Куске Чооду подарил свои книги. Накануне вечером, при свечах (в поселке не работал движок, и электричества не было), в крошечной квартирке главы администрации сумона рассказывали историю сражения, рассказывали о людях, которые отличились в боях, как и почему началась эта война. Рассказывали о том, как это происходило. Может быть, не все в этих историях абсолютно достоверно, мы можем только полагаться на память людей, которая постаралась сохранить для потомков героические страницы. Но сама обстановка - темнота за окном, свечи, воспоминания на двух языках, которые наслаивались друг на друга - заставляла поверить в сказанное. Кстати, понятно, что сам Шондаан-Баатар Кыргыс не родился в Качыке, село появилось гораздо позже, он родился в местечке, которое сейчас находится на территории сумона. Из-за чего началась война Сначала все определили, из-за чего, собственно, началась война. Ну, из-за чего начинаются все национально-освободительные войны? Понятно, всякому терпению народа есть предел, и когда гнет становится нестерпимым, вспыхивают восстания. Об этом есть в учебниках, но уж, чтобы не терять нить повествования, надо начать именно с гнета. А точнее – с экономического гнета. За иголку с уже вдетой нитью китайские купцы могли запросить целого вола. Волы были практически разменной монетой. Конечно, скота в Туве в те времена было много, но надо и совесть знать. Целые стада, сотни голов, отходили купцам за разные товары. Справиться с этой ситуацией, казалось, было невозможно, но тут произошла Синьхайская буржуазная революция в Китае, свержение власти маньчжурской династии Цин. И это уже послужило мощным толчком к подъему национально-освободительного движения в Монголии, в том числе на ее западной окраине в Кобдоском и Алтайском округах. Причем тут Тува? Тува тогда не мыслилась без Монголии. Маньчжурская династия была одинаковым гнетом и на территории нынешней Монголии, и на территории нынешней Тувы. Одно отступление. Территориальное. Войска стягивались к Кобдо практически со всей Тувы. Но дело в том, что, как все знают, некоторые земли Тувы в свое время отошли к Монголии. И тувинцы - герои сражения за Кобдо, автоматически стали считаться монголами, поскольку их земли, их семьи оказались на территории Монголии. Об этих людях получить информацию еще сложнее. Впрочем, чтобы потом не возвращаться, можно сразу отметить еще одну «русскую параллель». Как пишет в своей книге «Россия и Китай в Центральной Азии» В.А. Моисеев, к выступлению подталкивало монголов и правительство России. Российский посланник в Пекине И.Я. Коростовец 12 ноября 1911 г. телеграфировал А.А. Нератову, чтобы правительство России довело до монгольских князей и высших лам информацию о том, что происходящие в Китае события «дают монголам исключительно благоприятный случай обеспечить на будущее время свою самостоятельность. С этой целью им следует, не порывая официально связей с Пекинским правительством, обсудить сообща возможность устранения китайских чиновников от всякого участия во внутреннем управлении монгольскими землями, расформирования отрядов регулярных китайских войск, образованных в Урге...». Опираясь на помощь и покровительство России, феодалы Халхи 1 декабря 1911 года провозгласили в Урге Декларацию о восстановлении независимости Монголии от Китая. В Монголии на короткий срок возникло новое государство, причем теократическое. Его главой, ханом Монголии, 16 декабря того же года был избран первосвященник - Богдо - Гэгэн Джебцзун-Дамба-хутухта. А тем временем в Туве громят торговые фактории китайцев, отбирают их неправедно нажитое имущество в Эрзине, Тес-Хеме, Овюре... Когда монголы обратились за военной помощью к тувинским князьям, помощь была охотно предоставлена. Некоторые воины поехали, как бы сейчас сказали, по призыву. Больше было добровольцев. Картинка Очень хочется представить, как все это было. Как это выглядело. Когда речь идет о конном войске, о кавалерии, сразу представляются ровные колонны, шеренги, знамена, полковая музыка, форма, одинаковые кони для разных эскадронов, например. Понятно, ничего этого не было. Большая часть войска - добровольцы. Все на своих конях, и уж в какой есть одежде. Знаки различия у офицеров не на погонах или в петлицах, а на шапочках - шарики и перья. Обошлось без полковой музыки, без барабанщиков и без знамен. Лето. Август. Нещадное солнце. Пыль дорог – поэтическое преувеличение. Чаще – просто по степи. Скачут вереницы всадников, старых и молодых. Они едут сражаться не за чужой город, который к тому же и не все видели раньше. Они едут сражаться за свою родину. За свою свободу. Они верят, что стоит только уничтожить последний оплот китайцев, или, если хотите, маньчжуров, и все будет хорошо. Жизнь наладится. Еще не совсем четко представляют себе, что будет дальше. Шондаан-Баатар Кыргыс – один из тех, кто в феврале 1912 года подписал письмо, отправленное амбын-нойоном Комбу-Доржу Усинскому пограничному начальнику Чакирову об объявлении Тувы отдельной страной, с просьбой о защите и покровительстве русского царя. А в 30-х годах он же будет бороться против власти в ТНР. Точно одно – все знали, что эта битва не первая, тувинцы еще 8 июня 1912 года разгромили хорошо вооруженный отряд маньчжур из 500 солдат, отправленный из Шара-Суме на помощь осажденным в Кобдинской крепости. И точно знали, что не последняя. Одним ударом всех угнетателей не сокрушишь. История - удивительная штука. Вроде и знаем мы историю, а на самом деле мы знаем только ту историю, которую нам разрешили знать. Кобдо. Что мы знаем о Кобдинском сражении? Опять, вроде бы и все. На самом деле – очень мало. Монголы, когда говорят об этом бое, редко вспоминают тувинцев. И они в чем-то правы. Мы сами забыли своих героев. Легенды Кобдо Официальная пропаганда постаралась сделать все, чтобы герои Кобдинского сражения были забыты. И этому есть причины – слишком многие из них были недовольны новой властью. Но легенды в народе остались. Легенды появлялись и преумножались по законам народной памяти. Ужар-оол (Ужар-Маадыр) из Ары-Оюна Оюннарского хошуна. Это передовой человек. Был избран делегатом Восьмого Великого Хурала партии 1929 года. «Ужар» - «летать», и о нем, как о «летающем герое», создано много легенд, ходило много слухов. Даже мальчишки любили придумывать разные рассказы о герое. Своего рода - тувинский «Супермен». Расплющенные пули А эту легенду знают не только в Качыке, ее знают по всей Туве и далеко за ее пределами. В смутную пору начала ХХ века появился в степях Западной Монголии таинственный человек. Он командовал одним из отрядов восставших, и называли его Джа-лама, или Дамбижанцан, хотя никто не мог сказать с уверенностью, что это его подлинное имя. Никто не знает, где он жил раньше, кем он был, совершил ли, как утверждают некоторые источники, паломничество в столицу Тибета Лхасу, где стал, как сам утверждал, другом далай-ламы. Во всяком случае, еще при жизни его признали святым, а сам себя он объявил потомком легендарного князя Амурсаны, жившего в XVIII веке и прославившегося своей борьбой против маньчжуро-китайского засилья. Но главное, Джа-лама словом и делом убеждал всех, что он является земным воплощением ужасного Махакалы. Наибольшую известность как бесстрашный воин и хитрый военачальник Джа-лама приобрел в 1912 году, когда участвовал в штурме Кобдо, города-крепости, где засел большой китайский отряд. Говорят, по его приказу собрали по степи старых верблюдов, сзади привязали им хворост, подожгли и погнали на неприступные стены. Среди гарнизона, защищавшего Кобдо, возникла паника, что позволило нападающим ворваться в город. Рассказывали, что после сражения Джа-лама, склонившись в седле, выгреб из-за пазухи пригоршню расплющенных пуль и широким взмахом разбросал их вокруг. Войско приветствовало его криками: «Джа-ламу и пули не берут!». Легенда из будущей книги Кара-Куске Чооду сейчас пишет книгу о героях Кобдо. Наверное, в этом году она выйдет в свет. Вот легенда, которую приводит известный писатель Тувы об одном из героев, о Кыргысе Шондаан-Баатаре Карма оглу: «Как о Чапаеве, Щорсе и Будённом, о Шондаане-Баатаре тоже много разговоров, легенд. Например, «в одно утро вероломно напал враг на наш отряд. В ожесточённых сражениях наши были вынуждены оставить позицию и перейти к защищённому лесом бугорку. Пока поскакали туда, в чистом поле был застрелен конь Шондаана. А Шондаан мгновенно лёг за труп своего коня и начал стрелять и уничтожать врага как из окопа. Пало много китайских солдат, а оставшиеся в живых удрали назад. Так он один остановил нападение врага, благодаря своему мёртвому коню». Было это или не было? Это совершенно неважно. Народу всегда нужны герои. Этот случай, конечно, могли и приукрасить, но суть от этого не меняется - человек, которого звали в народе: Шондаан-Маадыр, Шондаан-Генерал, Шондаан-Соржу, Шондаан-Лама - действительно был героем. Качыкская легенда о печати Легенда построена на исторических событиях, хотя за ее достоверность трудно ручаться. Но, значит, так. Жил такой человек – амбын нойон Агбан Демчы. Это для истории он амбын нойон, но его считают самозванцем. По-настоящему амбын-нойоном должен был стать сын Комбу Доржу амбына – дээли Содунам Балчыр. Говорят, что Агбана Демчы поддержали русские, и он стал амбыном, а иначе не видать бы ему такой должности как своих ушей. Но зато именно он создал ТНР. Как это произошло? Все очень просто. Чтобы стать самостоятельным государством, Туве нужно было иметь свою танма (тамга - печать). А печать эта хранилась в Монголии, у монгольских правителей. Агбан Демчы часто бывал там с визитами, для подтверждения любого указа была нужна эта печать, и хорошо изучил привычки монгольского чиновника-феодала. Чтобы создать независимое государство, эту печать было решено похитить. Амбын нойон подробно проинструктировал своих помощников, отправляя на задание. «Этот чиновник сначала прочитает указ, потом подпишет его, повернется направо, откроет шкатулку возьмет печать, приложит ее, потом опять повернется направо, положит печать в шкатулку, потом повернется налево, возьмет пиалу с чаем, отопьет его. Вы должны, как только он повернется к чаю, схватить шкатулку, и быстро привезти печать в Туву». В ожидании подходящего момента долгое время стояли оседланные неподкованные быстрые кони. Когда настало время, помощники амбын нойона сделали все, что он велел. Два человека зашли в юрту к начальнику, два остались у коней. Шкатулку с печатью похитили, быстро привезли. У Тувы появилась своя печать, и она смогла стать независимым государством.
|
|
|
|
|
|
Ирина Качан, газета "Плюс Информ" |
|
|
|
|
|
|
Информация |
|
|
|
|
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
Анонс событий | 1) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ: new! Первенство Республики Тыва по вольной борьбе среди инвалидов с нарушением слуха (ШИДНС, Кызыл, Тува) |
2) СЕГОДНЯ: Фестиваль казачьей культуры. Праздничный концерт "Любо!" (Кызыл, Тува) |
3) СЕГОДНЯ: new! День информатики |
4) СТАРТУЕТ ЗАВТРА: new! Республиканский форум "Доброволец Года-2024" (Дворец молодежи, Кызыл, Тува) |
5) ЗАВТРА: new! Международный день добровольца |
6) 06.12.2024: new! Торжественное собрание, посвященное 30-летию со дня создания Управления Федерального казначейства по Республике Тыва. Начало в 11 ч (Центр культурного развития, Кызыл, Тува) |
7) 07.12.2024: Республиканский конкурс среди мультиинструменталистов-хоомейжи «ХӨӨМЕЙИМНИ – ХӨГЖҮМҮМНҮ» на призы Народного хоомейжи, Заслуженной артистки Республики Тыва Чодуры Тумат (Кызыл, Тува) |
8) 07.12.2024: new! День рождения Рената Васильевича Кужугета, директора Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Тува) |
9) 09.12.2024: ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА |
10) 12.12.2024: День Конституции Российской Федерации | все даты |
| | | | |
|