|
Глава Тувы Шолбан Кара-оол выступил в Верховном Хурале с отчетом правительства, после которого депутаты задали вопросы по интересующим проблемам. Они касались в основном дорожного строительства в сельской местности, повышения зарплаты работников культуры, дополнительных мер по поддержке многодетных семей, развитию спорта и т.д. Отчет правительства был одобрен депутатами единогласно. Текст выступления Шолбана Кара-оола на сессии мы приводим полностью.
Выступление Главы Республики Тыва – Председателя Правительства Ш.В.Кара-оола на сессии Верховного Хурала, посвященной Отчету правительства, 26 апреля 2012 года
Уважаемый Кан-оол Тимурович!
Уважаемые депутаты!
Правительство республики второй раз представляет Отчет о своей работе Верховному Хуралу. Эта норма была закреплена в Конституции Тувы по итогам всенародного референдума в апреле 2010 года.
Я выступаю перед Вами практически сразу после моего официального вступления в должность Главы республики. Ушло в отставку правительство. Завершается формирование нового кабинета министров. И в этой ситуации я считаю принципиально важным вместе с вами подвести основные итоги 5-летней работы исполнительной власти и определить приоритеты на ближайшие пять лет.
Главное, что удалось: Прежде всего, полностью перезагрузить взаимодействие с парламентом. Выйти на хороший рабочий диалог, оперативно, без лишних проволочек решать самые злободневные вопросы, своевременно принимать все необходимые законы, ввести в нормальное русло бюджетный процесс. Наладить систему совместной работы: ежемесячные объединённые советы парламента и правительства для планирования и координации действий, совместные выезды в рабочие командировки, консультации по ключевым кадровым назначениям. Хочу поблагодарить депутатов за конструктивный настрой и поддержку. Уверен, что эффективность нашего сотрудничества будет только повышаться, и станет ключевым условием для результативной работы на благо родной республики.
Общими усилиями мы добились согласия в тувинском обществе. Прямое свидетельство тому – результаты выборных кампаний последних лет. Практически единодушное голосование избирателей республики на парламентских и президентских выборах расцениваем как однозначный заказ на общественную консолидацию. Как высокое доверие народа и к федеральной власти, и к региональному правительству, которое важно оправдать.
Нам удалось привлечь к Туве внимание федерального центра, доказать объективный характер самых острых наших проблем и убедить в необходимости их совместного решения. В тяжелейший кризисный период страна не отказалась от бюджетного финансирования такого затратного государственно-частного инвестиционного проекта как строительство в Туву железнодорожной ветки Кызыл – Курагино. Нас поддерживают и по другим инфраструктурным проблемам – слабое развитие дорожной сети, насущная необходимость реконструкции аэропортового хозяйства и возрождения малой авиации, критическое состояние энергетического комплекса.
Есть заметные подвижки в выстраивании отношений с муниципалитетами. Идёт активный поиск оптимальной модели, которая, с одной стороны, не ограничивала бы прав и полномочий органов местного самоуправления, с другой, – обеспечивала нормальный уровень взаимодействия и управляемости. На муниципальный уровень передаются всё новые полномочия и налоги. Отсюда и жесткие требования к самой власти на местах. Сослаться на 131-й закон и отмахнуться: «Это ваши проблемы» – легче всего. Очевидно, если мы с вами – (мы – правительство и вы – парламент) не поддержим, не подставим плечо местному самоуправлению, – могут пострадать люди. Для них же не важно, кто не сработал. Власть она и есть власть.
В наш актив можно записать и серьёзный правовой задел для работы с инвесторами. С одной стороны, мы приняли целый ряд республиканских нормативных актов по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности и ведения бизнеса. С другой, – поставили инвестора в жесткие рамки. По действующему законодательству распоряжение недрами – прерогатива федерального центра. Однако, мы предложили публичные механизмы участия недропользователей в социально-экономическом развитии республики. В лицензионных соглашениях последних трех лет заложены ограничения, снижающие риски негативного воздействия крупных производств на природное и культурно-историческое благополучие нашей республики. Существенное социальное обременение бизнеса, конкретные обязательства инвесторов по привлечению к работе местных специалистов, подготовке кадров, участию в жизни республики, в развитии тех муниципальных образований, на территории которых реализуется инвестпроект – теперь не простое благопожелание, а конкурсное требование, зафиксированное в соглашении и обязательное к исполнению.
А теперь к конкретным показателям. Прошедшие пять лет мы держали позитивную динамику практически по всем основным параметрам социально-экономического развития. Бюджет региона вырос с 10 до 17 млрд. Собственные доходы увеличились в 2,4 раза. Активно работали с федеральными структурами, участвуя во всех конкурсах и программах. В итоге помощь федерального центра выросла с 5,7 млрд. рублей в 2006 году до 12,6 млрд. в 2011-м.
Валовой региональный продукт – главный макроэкономический показатель – увеличился в 1,7 раза, достигнув в 2011 году 33 млрд. рублей. В рейтинге среди 12 регионов Сибирского Федерального округа Тува по темпам роста ВРП поднялась с 8-й на 5-ю позицию.
Заметно, почти в два раза увеличилось среднедушевые доходы населения с 5817 рублей до 11050 рублей, превысив прожиточный минимум в 1,8 раза. Среднемесячная заработная плата возросла с 10702 рублей до 19062 рублей.
В промышленном производстве – объемы увеличились в два раза и составили 7 млрд. 519 млн. рублей. На 23 процента выросла добыча угля. Мы возродили индустрию строительных материалов. В сравнении с 2007 годом, когда практически каждый кирпич завозился из-за Саян, в 2011 – объем собственного производства достиг 5,4 млн. кирпичей в год. Стали выпускать в 3,5 раза больше железобетонных изделий. В том числе и на базе бывшего Кызылского домостроительного комбината. Там же запущены две линии по производству пустотных плит перекрытия и товарного бетона. Начато производство современных строительных материалов – сэндвич-панелей и изделий из полистиролбетона.
В сельском хозяйстве. За пять лет государственная поддержка агропромышленного комплекса выросла в 10 раз, только прямые финансовые вливания возросли шестикратно. За эти годы в село вложено в общей сложности 2 млрд. 447,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 1375,6 млн. рублей, республиканского - 1072 млн. рублей.
Объем валовой продукции агропромышленного комплекса вырос на 62 процента. Причем в разы увеличились показатели одного из самых проблемных секторов – растениеводства. Урожай зерновых вырос почти в три раза, картофеля и овощей – на 39 процентов. Это в том числе за счет значительного обновления парка сельхозтехники и расширения поливных земель. Мы эту работу будем продолжать, но уже в рамках целевой программы. На выездном заседании в Чадане по подготовке к весенне-полевым работам я дал конкретное поручение Минсельхозу разработать программу по модернизации технического парка сельхозпредприятий. Нам также удалось реконструировать шесть крупных оросительных систем, таких как Алашская, Кызылская, Хемчикская, Шуйская, Мергенская и Кара-Тальская. В итоге средняя урожайность зерновых выросла с 5,7 ц/га в 2007 году до 10,8 ц/га в 2011 году.
Нашим главным достижением считаю комплексный подход к стимулированию основной сельскохозяйственной отрасли – животноводства. Это и многократное увеличение республиканского финансирования, и результативная защита объемов федеральной поддержки, включая субсидирование маточного поголовья, развитие молочного и мясного скотоводства.
Одним из акцентов работы было развитие племенного дела. Например, несмотря на очевидную затратность идеи, на самолётах завозили с Севера Красноярского края племенных оленей для улучшения генофонда местного стада. Начинали с 6 генофондных племенных хозяйств с 6 тысячами голов в 2007 году. Теперь в 27 племенных хозяйствах по разведению местных пород овец, коз, лошадей, яков, оленей, верблюдов племенное стадо насчитывает 22 тысяч голов.
В поддержку традиционных форм хозяйствования мы начинаем включать инвесторов. Достигнута первая договоренность о паритетном субсидировании оленеводства. На одну голову республиканский бюджет выделяет 1200 рублей, такую же сумму добавляют инвесторы, работающие в Тоджинском кожууне. При этом, оленеводы объявляют мораторий на забой оленей хотя бы на ближайшие три года. Очевидно, что и другие редкие местные породы домашних животных, такие как верблюды и яки, также требуют неординарных мер поддержки.
Все эти годы мы стабильно удерживали лидерские позиции в Сибирском федеральном округе, как по общему поголовью скота, так и в расчёте на душу населения. Ежегодный прирост составлял 3-5 процентов, и в 2008 году поголовье МРС перевалило за миллион.
Здорово, что восстанавливается такая жизненно важная отрасль как коневодство. Здесь достигнут наибольший рост поголовья за пять лет – на 61 процент. В традициях тувинского народа, в его крови особое отношение к коню, как лучшему другу кочевника. Поэтому, требуется не только финансовая поддержка, но и моральное стимулирование роста престижа коневодства – возрождение традиционных скачек, восстановление ипподрома, введение почётного звания «Лучший коневод Республики Тыва»…
С реконструкцией Кызылской птицефабрики удалось качественно изменить ситуацию в птицеводстве. Сегодня на потребительском рынке Тувы за местной курятиной очереди. Производство яиц выросло в 3,8 раза, молока – на 20 процентов, мяса животных – на 18 процентов. Мы стали лучше питаться. Потребление мясных продуктов выросло на 14,3 процента, молочных – на 20,5.
На полках магазинов местная продукция постепенно теснит завозную. Нужна системная работа по ее продвижению. На это нацелен Год поддержки местного товаропроизводителя. Нужно вести переговоры с торговыми сетями, для которых местный продукт – это лишняя головная боль. Нужна грамотная рекламная кампания и, конечно, координирующая роль Минэкономики, где необходимо создать отдельную структуру по развитию потребительского рынка. В ее задачах и защита населения от недоброкачественных товаров, и продуманный маркетинг местной продукции, и работа над ее товарным видом.
Чтобы сократить дистанцию между производителем и потребителем, которую сегодня заняла целая цепочка перекупщиков, необходимо активно строить сельхозрынки. Проведение сельскохозяйственных ярмарок выходного дня показывает, как это востребовано. Важная задача нового министра сельского хозяйства и муниципальных властей. Опыт Чадана показателен. Местная власть нашла помещение, бизнес его отремонтировал, государство обеспечило все необходимое оборудование, и первый специализированный сельхозрынок открылся в Дзун-Хемчикском кожууне. В этом году необходимо ввести сельхозрынок в Кызыле.
Сверхзадача на предстоящую пятилетку – подтянуть и благоустроить село. Здесь проживает 144,5 тысяч человек, чуть меньше половины населения республики. Республиканская целевая программа «Социальное развитие села» уже позволила частично решить застарелые инфраструктурные проблемы селян: построено 7 фельдшерско-акушерских пунктов, пробурено 11 глубинных скважин, реконструированы 4 скважины на чабанских стоянках, введено 14,2 километра водопровода, 38,8 километра линий электропередачи. Но самое главное – люди активно строятся на селе. За пять лет в сельской местности введено более 106 тысяч квадратных метров жилья, из которых 99 тысяч – по программе социального развития села.
Здесь срабатывает целый ряд механизмов: господдержка молодых семей и молодых специалистов, 170 кубов льготной древесины на семью. С этого года добавятся подъемные для врачей и учителей. Плюс бюджетники смогут объединяться в строительные кооперативы и получить бесплатный земельный участок. В целом в планах на этот год 55 тысяч квадратных метров жилья, из которых 48 тысяч мы твердо намерены возвести именно на селе.
Нужно максимально задействовать возможности новой федеральной программы «Начинающий фермер», которая с этого года поможет полуторамиллионными грантами обеспечить старт-апы на селе. Не каждое крестьянско-фермерское хозяйство может разработать грамотный бизнес-план. Минсельхозу надо оказать всяческую консультационную поддержку, а главное – провести жесткий отбор и в дальнейшем четко контролировать целевое расходование средств.
Важно на эту программу «заточить» молодых. Они сегодня активно возвращаются на село к традиционному труду своих предков. Мы должны ускорить этот процесс, сделать его необратимым. А для этого нужно сделать всё, чтобы сельская молодёжь не чувствовала себя оторванной от цивилизации, на обочине жизни. А это задача местной власти.
В помощь муниципалитетам создан фонд регионального софинансирования инвестиционных проектов. Надо только успевать. Смотрите, как быстро обустраивается Бай-Хаак: новые многоэтажки для молодых специалистов, торговые центры, теперь вот спортивный комплекс строится. Откровенно говоря, поначалу сам не понимал: начнем распределять средства среди муниципальных образований и везде – тандинцы. А никакого секрета нет. Оперативно выстраивают приоритеты, быстро готовят документацию, аргументировано защищаются, четко софинансируют и – собирают «сливки». Вот что значит расторопная и эффективная власть. Вот и поле для здоровой конкуренции. Правда, нельзя ни в коем случае скатываться на социальный популизм. Уметь находить «золотую середину» между наращиванием доходов и расходами на социальное обустройство.
С этого года есть еще один реальный источник для муниципальных амбиций. Дорожный фонд объемом в 647 млн. рублей. За прошедшие 5 лет мы нарастили финансирование дорожных работ почти в пять раз. Построено более 52 км автомобильных дорог, еще столько же отремонтировано, введено 4 моста.
На глазах качественно меняется наша главная магистраль – автодорога «М-54», связывающая Туву с остальными регионами России. Мы добились значительного увеличения финансирования, как на содержание дорожного полотна, так и строительство новых объектов. В приграничном Эрзине построен суперсовременый мост, кипят работы на «Полке». Противолавинная галерея за три года прирастет на 575 м, а к 2013 году водителей в зимнее время будет защищать от схода лавин почти полуторакилометровый козырек.
Нынешний маршрут федеральной трассы пересекает нашу республику с севера на юг и выходит к границе в пункте пропуска «Цаган-Тологой». Однако, решениями правительств России и Монголии многосторонний статус придан другому КПП – Хандагайты-Боршоо. Это стало главным аргументом для изменения трассы на западное направление – через территорию 9 кожуунов по самым густонаселенным пунктам. Нашу идею поддержал В.В. Путин, подготовленные документы проходят необходимые бюрократические согласования. Воплощение в жизнь этого перспективного проекта сделает М-54 транспортной осью развития республики, значительно ускорит экономический рост отдаленных западных кожуунов, даст возможность закольцевать дорожную сеть по маршруту Кызыл-Чадан-Ак-Довурак-Абаза.
Впервые за постсоветский период в Кызыле удалось реконструировать центральные улицы, обустроить дворовые территории и подъезды к ним. Установлены светофоры, построены новые транспортные развязки. Задача столичной мэрии – сохранять и наращивать созданный задел, развивать город в увязке уже с новым генеральным планом.
Акцент республиканской поддержки мы намерены перенести на кожуунные центры и село и опереться на созданный Дорожный фонд. Задача-минимум – кардинально изменить облик центральных улиц наших городов и сел. И не просто положить асфальт, но и озеленить, обустроить. Вариантов много: уличные фонари, рекламные щиты, цветники, элементы ландшафтного дизайна.
Коллеги, по своей депутатской работе вы много бываете в самых разных регионах и видите, как без особых финансовых затрат, на народной смекалке, создаются островки красоты, дворовые сказки для детей. Возможностей черпать интересный опыт у вас намного больше, в том же Интернете. Накапливаемый вами бесценный багаж должен работать на республику, на ваших избирателей.
Поднимайте на полезные дела сельских депутатов! Формируйте народный актив в каждом поселке! По-максимуму используйте муниципальную печать для своих акций! Включайте дух благотворительности и соревновательности!
В прошлом году мы впервые провели конкурс на лучшее благоустройство. Среди победителей тандинский Бай-Хаак и дзунхемчикский Бажын-Алаак. Не в упрек Минстрою конкурс не стал общенародным, он был заявочным, в нем «выпал» самый главный этап – районный. А ведь для муниципальных властей – это как раз возможность отметить лучших, подстегнуть отстающих. Мне лично запомнился опыт села Знаменка Красноярского края. Глава сельсовета делилась с тувинскими коллегами тем, как доморощенным способом они снимают фильм о лучших и худших усадьбах. Просматривают всем селом, аплодируют и награждают хороших хозяев, возмущаются лентяями. Почему бы у нас не применить этот опыт?! Тем более, что сегодня на мобильный телефон можно снять всё.
Особый спрос со стражей порядка. Сегодня участковый уполномоченный получает в несколько раз больше главы кожуунной администрации. Это не в упрек. Достойный уровень оплаты правоохранителей – стержень реформы МВД. Но новую высокую зарплату надо адекватно отрабатывать. Село ждет своих «Анискиных». Мы будем на всех уровнях отстаивать восстановление стационарных постов ДПС. Никакой мобильный пост не закроет ту функцию, которую они решали в самых проблемных точках. Днем и ночью, 24 часа в сутки, были эффективным заслоном нарушителям, пьяным за рулем, безголовым лихачам.
Уважаемые депутаты! Показатели показателями. Но самый главный барометр развития, движения вперед – это стройки, стук топоров в деревнях, строительные краны в городе. В активе строителей за эти пять лет 59 инфраструктурных, культурных и спортивных объектов, в том числе беспрецедентные для Сибири – двухкупольный «Субедей» с первым в истории Тувы ледовым катком и сияющий золотым шпилем Национальный музей.
В 2,2 раза увеличены объемы жилищного строительства. Введено без малого 230 тысяч квадратных метров жилья. Почти половина из них на селе. Впервые за многие годы откапиталены 222 многоэтажки по всей республике (в них проживают более 27 тысяч человек).
Более 1000 жителей аварийных домов стали за эти годы новосёлами, перебрались в современные благоустроенные квартиры. Центр нашей столицы, наконец, освободился от ветхих бараков и трущоб. Новое комфортное жильё получили 165 ветеранов Великой Отечественной войны. Началось адресное строительство для детей-сирот. Всего за эти годы жильем обеспечены почти 260 детей-сирот.
Объём ипотечных кредитов вырос в 13,2 раза ! и достиг в 2011 году 1 млрд. рублей. Почти 500 семей улучшили жилищные условия за счёт материнского капитала.
Надо успевать обновлять жилой фонд, который стремительно ветшает. Доля ветхого и аварийного жилья в республике в 6 раз! превышает средний показатель по стране. Последние землетрясения усугубили ситуацию – ещё 73 тысячи квадратных метров жилья признаны аварийными, 11 домов – полностью непригодными для проживания.
Пользуясь возможностью, хочу снова поблагодарить земляков за стойкость и терпение, за то, что не поддались панике. Поблагодарить всех республиканских руководителей, кто участвовал в организации работ во время землетрясений и после них. Сказать огромное спасибо специалистам МЧС России, Министерства регионального развития, руководству страны и Сибирского федерального округа за оперативное реагирование и эффективную помощь. Ни одной минуты мы не оставались один на один с подземной стихией. Чрезвычайная ситуация показала – в трудную минуты мы не растерялись, оперативно мобилизовали все силы и средства, обеспечили согласованность действий всех структур, всех уровней управления. Правда, при первом сильном землетрясении, в декабре прошлого года, не всё было гладко. Но, самое главное, что мы смогли извлечь из этого уроки – ко второму подошли более собранными, подготовленными.
Основная работа пришлась не на время подземных толчков, когда нужно было обеспечить людей временным кровом, накормить и обогреть, а на периоды ликвидации последствий. Важно было не допустить общественной истерии, вести постоянный разъяснительный диалог с населением; провести полную инвентаризацию всех повреждённых объектов, дать объективную оценку уровня разрушений; аргументировано защитить объёмы необходимых на восстановительные работы и помощь людям средств. И нам это удалось.
На ликвидацию последствий декабрьского землетрясения в Туву уже поступили из резервного фонда Правительства России почти 400 млн. рублей. По второму заявляем более 2-х млрд. Еще 1 млрд 400 млн. выделяется Туве решением Владимира Владимировича Путина на сейсмоусиление.
Стоит сверхзадача – освоить эти деньги: оперативно отвести земельные участки, в кратчайшие сроки подготовить ПСД, строить быстро, качественно. Выделяемые деньги имеют строгое целевое назначение – строительство зданий. Республике необходимо изыскать около полутора млрд. рублей на обустройство участков застройки инженерной и коммунальной инфраструктурой. Перед началом строительных работ нужно также объективно оценить свои возможности, и при необходимости привлекать строителей из других регионов. Прежде всего, это касается специализированных видов работ. На ремонт того же коммунального моста.
Землетрясения заставили серьёзно задуматься об эффективной системе прогнозирования и реагирования на подземные толчки, оповещении населения, энергетической безопасности, обучении навыкам поведения в условиях ЧС. Тува сейсмоактивный регион, где всегда были и будут землетрясения. Нам надо научиться на них правильно реагировать.
Проблему энергобезопасности частично разрешает вторая МГТЭС, поступившая на днях в Туву. Вкупе с первой ее мощности – 45 мегаватт – хватает, чтобы закрыть потребности республики в чрезвычайной ситуации.
Минэнерго России подключится к экспертной оценке состояния объектов ТЭК в Туве. Это решение состоявшейся на днях Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, которую провел вице-премьер Игорь Сечин. Я обратился с просьбой к профессионалам дать ответ, продолжать ли ремонтно-восстановительные работы на тувинских котельных, либо целесообразнее строить новые. Меня поддержали, такое поручение дано.
В том, что создаваемый по инициативе Сергея Кужугетовича Шойгу Центр прогнозирования, мониторинга и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации размещается именно в Туве, – наша особая ответственность. Он будет обслуживать все регионы Саяно-Алтайского нагорья. Для оперативного разворачивания сил реагирования нужна серьезная инфраструктура. Нам надо подтягиваться. Прежде всего, в аэропортовом хозяйстве.
Мы давно добивались модернизации взлетно-посадочной полосы и самого комплекса. Решение о переводе нашего аэропорта в федеральное казенное предприятие и выделении из федерального бюджета 1 млрд. 400 млн. рублей принято.
Стабильное авиасообщение, полномасштабная включенность в транспортную сеть страны, преодоление энергодефицита, возрождение стройиндустрии – эти ключевые инфраструктурные задачи я ставил в своем первом Послании в 2007 году. Прошедшие пять лет мы поэтапно продвигались в их решении: провели инвентаризацию, подготовили нормативную базу, используя весь лоббистский потенциал, включили в их решение федеральные структуры, бизнес.
В предстоящие пять лет необходимо добиться окончательного решения этих долгосрочных, накапливавшихся годами проблем. К слову, часть из них уже практически решена.
Еще о задачах на перспективу. Начало отсчёта новых полномочий, обновление состава правительства – это важный рубеж. Возможность для новой перезагрузки, уточнения акцентов в действиях исполнительной власти. Начну с финансов.
Собственные доходы за пять лет выросли с 1 млрд 900 млн до 4 млрд рублей в 2011 году. Однако, задачу по снижению дотационности бюджета с повестки дня никто не снимал, и я рассматриваю её как приоритет номер один. Как комплексный показатель результативности нашей работы по всем остальным направлениям.
Резервы здесь есть. Нам необходимо основательно пересмотреть сами подходы к формированию бюджетной политики. Тем более, что бюджет страны с 2014-го года будет целиком верстаться по новым принципам, программно-целевым. По ним уже работают некоторые госпрограммы, в частности, «Информационное общество». В их реализации комплексно объединены усилия различных ведомств по конкретному точечному направлению. Это устраняет дублирование расходов и реально экономит бюджет.
Именно на внятные финансовые рычаги завязана запущенная в стране комплексная реформа госуправления. «Электронный бюджет», который планируется внедрить к 2015 году, сделает все бюджетные потоки прозрачными. Любой налогоплательщик сможет оценить приоритеты бюджетных расходов, эффективность нашего с вами управления.
Экономию средств мы решили начать с себя, упорядочить назначение республиканских надбавок к пенсии государственным служащим. Подготовлен проект Указа, а сэкономленные средства – ежегодно почти 30 млн. рублей – направим на строительство новых детских садов.
Результативность бюджетных расходов – главное требование к власти. Нужно, наконец, отказаться от застарелой привычки отчитываться объёмами освоенных средств, а оперировать конкретными результатами через «призму» конкретного человека. Во главу угла государственных и муниципальных учреждений должно быть поставлено качество услуг населению.
Нам необходимо самым тщательным образом проанализировать практику применения 83-его федерального закона. С 1 января текущего года он практически в полном объёме вступил в силу. Что это нам дало? Освободилась ли наша «социалка» от сети затратных и малоэффективных учреждений, которые по существу не предоставляют никаких услуг? Вопрос – к нашим двум ведомствам – Минэкономики и Минфину.
Еще одна не менее важная финансовая задача. Зарабатывать. Год поддержки местного товаропроизводителя, переросший в трехлетку, – должен заложить инфраструктурный фундамент для бизнеса, малого, среднего. А это, в свою очередь, налоги в муниципальную казну, более комфортная среда для людей. В конце концов, предприниматели люди активные, на которых всегда можно опереться.
За эти годы в разы выросла господдержка частной инициативы. Сегодня уже активно работают девять механизмов стимулирования предпринимательства – от субсидирования процентной ставки по кредитам до льготного подключения к электросетям. Заработал патент по 69 видам деятельности, 5371 предприниматель им воспользовался. Среднемесячная заработная плата в малом бизнесе выросла за пять лет в три раза.
Предпринимательская активность – это сегодня один из главных рецептов борьбы с безработицей. Азам предпринимательства нужно обучать со школьных лет, курс начинающего бизнесмена нужно включать в программу наших техникумов, училищ. Если выпускник не нашел работу, у него всегда должна быть возможность начать собственное дело. В этом должен быть интерес директоров учебных заведений. Их состоятельность должна быть напрямую увязана с трудоустройством выпускников.
Местный товаропроизводитель, местная продукция должны не только вытеснить конкурентов на республиканском рынке, но и выйти на межрегиональный уровень. Нужно раскрутить брэнд «Сделано в Туве», сделать его престижным. И это задача не только самих товаропроизводителей, но и, во многом, местных СМИ.
Уважаемые депутаты!
В своем первом интервью после вступления в должность я назвал главным приоритетом – поддержку детства. И здесь нет никакого противоречия. Все, что мы делаем в экономике, сельском хозяйстве, социальной сфере – по большому счету для детей.
Мы так привыкли говорить, что дети наше будущее, что уже не задумываемся над этими словами. А ведь без нормального, здорового, защищённого детства у нас действительно нет перспектив. И все остальные наши усилия просто лишены смысла, нацелены в пустоту.
Мы плохо распоряжаемся своим главным стратегическим ресурсом – высокой рождаемостью. С одной стороны, её уровень в Туве (26,1 промилле) в более чем два раза превышает среднероссийский (11,9 промилле). С другой – по показателям младенческой смертности (12,4) мы входим в десятку самых проблемных регионов.
Качественное, высокотехнологичное медицинское обслуживание материнства и детства – стратегическая задача республиканского здравоохранения. Нам как воздух нужен современный диагностический центр. А завершить строительство Перинатального центра нужно было, что называется, ещё вчера. Обязательно «добьём» этот долгострой. Сам ночей не буду спать и Минздраву со строителями не дам. Практика других регионов показывает, что с открытием новых перинатальных центров уровень младенческой смертности резко сокращается (почти на 20 процентов).
Наша с вами общая ответственность – чтобы у каждого ребенка, появляющегося на свет, был в этой жизни равный шанс. На любовь родителей, на вкусную еду, игрушки, образование, на возможность заниматься любимым делом, погонять мяч, собрать вместе со сверстниками планер. И в самую сложную минуту, когда, кажется, что весь мир отвернулся от тебя и жить дальше невозможно, у него должен быть собеседник, с которым можно поделиться сокровенным, поплакаться, найти поддержку и совет. Мудрый дедушка, профессиональный психолог, неравнодушный классный руководитель, молодежный лидер – у каждого свой. Но он должен быть.
Нужно открыто сказать: сегодня мы подошли к самому краю. Сводки пестрят страшными трагедиями. В мирное время при живых родителях дети гибнут от несчастных случаев, подвергаются бытовому и сексуальному насилию. И это в Туве, где ребенка всегда почитали как маленького Бога.
Самое ужасное, что это становится обыденностью, просто статистикой. А разбирательства – превращаются в битву за честь мундира. Не моя подведомственность, не мой участок, школа не виновата, в общем, по принципу – «моя хата с краю». Ни один вопиющий случай не поднялся от простой констатации криминального факта до общественного гнева, публичного поиска решения и ответственности каждого из тех, кто мог предотвратить беду, но ничего не сделал.
Мы отчитываемся многочисленными ведомственными программами, замечательными мероприятиями, но они все пронизаны формализмом, в них нет души и нет понимания конечной цели – благополучия ребенка. Милиция, социальная служба, образование, медики, женсовет, общественная палата – все заняты, все работают, а ощутимого результата нет.
Объединить вокруг себя неравнодушных, сформировать актив, разработать четкую пошаговую «дорожную карту» кардинального изменения ситуации, направить на это усилия всех ведомств, общественных организаций, родителей, привлечь молодежь – задача-максимум для нашего нового общественного института – Уполномоченного по правам ребенка.
В республике более 44 тысяч дошколят и только 17,8 тысячи из них посещают детские сады и дошкольные группы, 17,3 тысячи – ждут своей очереди. И с нашей благополучной демографией ситуация будет только обостряться. Задача – возвращать утраченное, строить и пристраивать, создавать новые группы. Это наш долгосрочный приоритет, по которому многое сделано: в Кызыле, Сарыг-Сепе, Сайлыге, Теве-Хая, Балгазыне, Самагалтае, Чадане, Арыг-Узю. Современный детский сад построен в молодежном Кызыл-Арыге. Завершаются новостройки в Кызыле и Сарыг-Сепе.
В целом по принятой в 2011 году республиканской программе развития сети дошкольного образования мы намерены построить 20 детских садов на 3370 мест. Это беспрецедентные капвложения, но и они не снимут проблему. Нужны частные инициативы. А мы их обязательно поддержим.
Наша стратегическая цель – доступное и качественное образование, на всех его этапах. Мы нагородили громоздкие системы оценки качества обучения, целые институты этим занимаются, а на практике школы оцениваются родителями, что называется, «ногами».
Сельские ученики к старшим классам всеми силами стремятся в столичные школы. Это понятно – здесь можно получить более качественную подготовку и поступить в хороший вуз. Но вот парадокс – некоторые городские школьники едут сдавать ЕГЭ в село. Вопрос – зачем? Видимо, там его сдать легче. Тревожный звоночек для Министерства образования – мы можем получить формально хороший результат по ЕГЭ, а выпускники наши своей дальнейшей учёбой не смогут его подтвердить. Напрасные материальные затраты, неоправданные надежды родителей, психологическая травма для несостоявшихся студентов.
Переход на подушевое финансирование обострил конкуренцию школ за ученика. Понятно, что её выигрывают лидеры. Но также очевидно, что остальным, чтобы не опустеть, нужно резко прибавлять в качестве. Сельским школам подтягиваться до городских. Чтобы подстегнуть этот процесс и привлечь на село хороших профессионалов, сельским педагогам предусмотрена компенсация расходов на коммунальные услуги в размере 2240 рублей в год, молодым специалистам – подъёмные в размере 100 тысяч рублей. Уже есть «первые ласточки» – в 2011 году «сельские подъёмные» получили 6 учителей русского языка и литературы. Мы обязательно продолжим наши усилия по привлечению в сельские школы учителей-филологов – носителей языка. Слабое владение русским не должно становиться непреодолимым препятствием для поступления сельских выпускников в престижные вузы.
На образование приходится самый большой объём наших расходов – 33,2 процента консолидированного бюджета. За эти годы финансирование этой сферы увеличилось в 1,6 раза. Во столько же выросла зарплата учителей. Считаю, что это просто обязывает их, органы управления образованием и директорский корпус соответствовать требованиям времени. К слову сказать, Д.А. Медведев буквально на днях предложил избирать школьных директоров на конкурсной основе с публичным обсуждением программы развития школы. Думаю, эта инициатива будет поддержана педагогами и родителями. От сильного директора многое зависит.
Учитель, особенно классный руководитель, должен по сути быть «своим человеком» в доме ученика, хорошо представлять, в каких условиях он живет и занимается. А сегодня домой к своим ученикам приходят единицы. Нужно обязательно вернуть в школу старую советскую практику многогранной внешкольной работы, когда жизнь в школе кипит с утра до позднего вечера, а каждый учитель знает склонности и таланты своих подопечных и стремится их раскрыть по максимуму.
И вот здесь должен снова срабатывать принцип равного шанса каждому ребенку. Талант не выбирает, и суперодаренным может быть, а зачастую так и бывает, ребенок из, что называется, неблагополучной семьи, где оба родителя пьяницы, и перспектив у него никаких. Задача школы – вместе с социальными службами, общественностью при необходимости вырвать ребенка из этой среды, дать ему продолжить образование по профилю, либо в спортивном интернате, либо в школе искусств, либо в агро- или техническом лицее.
Считаю важным работать с детьми одновременно по двум направлениям. Первое: выявлять и поддерживать таланты. Тем более, 3 апреля в стране утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Второе: не выпускать из поля повышенного внимания детей из проблемных семей. Индивидуально работать с каждым, знать соседей, друзей, дни получения родителями пособий, пенсий.
В общем, сделать всё, чтобы возможности «социального лифта» были открыты для каждого ребенка, чтобы он смог реализоваться как личность, поступить в техникум или вуз, получить профессию, трудоустроиться.
И, конечно, мы все с вами ждем, чтобы они возвращались и работали в Туве и на Туву. Но возвращались не только из чувства патриотизма, хотя это замечательное чувство, но и потому, что здесь безопасно, уютно, интересно, есть все возможности для роста, развития, будущего.
А для этого нам нужно общими усилиями добиваться совершенно нового качества жизни. Мы объективно стали жить лучше. На 21 тысяч сократилось количество людей, проживающих за чертой бедности. В 1,5 раза повысилась заработная плата бюджетников.
Банковские вклады населения, несмотря на кризис 2008 года, возросли в 3,5 раза до 3,8 млрд. рублей. За пять лет количество личных автомобилей выросло почти на 12 тысяч. Мы стали больше летать. Только за прошлый год по маршрутам Кызыл – Красноярск и Кызыл – Новосибирск перевезено свыше 10 тысяч пассажиров. В 10 раз увеличилось количество отдыхающих за границей.
Мобильные телефоны давно перестали быть приметой столичной жизни – их количество увеличилось в четыре раза. 118 из 143 наших населённых пунктов обеспечены за эти годы устойчивой сотовой связью, в 125 – установлены универсальные спутниковые таксофоны. Сегодня более 70 процентов населения Тувы могут принимать цифровую картинку восьми телеканалов первого мультиплекса. Такая возможность есть пока только в 12 регионах России. В два раза увеличилось количество личных персональных компьютеров. Мы стали в шесть раз больше ходить в кино, театры, на концерты.
В разы увеличились возможности для занятий спортом. Построено девять новых спортивных залов. Футбольные поля с искусственным покрытием и плавательные бассейны появились в Кызыле и Шагонаре. На очереди – Ак-Довурак.
Мы заручились финансовой поддержкой Минспорта России и намерены построить в поселке Каа-Хем мощный спортивно-культурный центр, который сможет вмещать до 10 тысяч зрителей. Впервые у нас появится возможность проводить не только широкомасштабные спортивные турниры международного класса, но и зрелищные культурные шоу, выставки, форумы, принимать звезд циркового и эстрадного искусства. Подарить, наконец, нашим лучникам нормальную профессиональную базу для их подготовки.
Отремонтированы сельские клубы, районные библиотеки реконструированы в информационные центры с выходом в Интернет. Открылись десятки туристических баз, создан этнокультурный комплекс «Алдын-Булак», экзотику и высокий сервис которого отмечают все гости республики. Новую жизнь после серьезной реконструкции обрел Национальный Музыкально-драматический театр. Сегодня с ним в борьбе за зрителя с успехом конкурирует Центр русской культуры.
Недавно открывшийся Центр развития традиционной тувинской культуры – по сути стал молодежным клубом, площадкой для приобщения молодых к культурным и историческим традициям. То, что носителями традиционных искусств и ремесел Тувы выступают совсем молодые люди, дорогого стоит. Значит, жива традиция, есть связь времен и поколений.
Уважаемые депутаты!
Нам всем предстоит работать в новых условиях. Условиях очень жесткой конкуренции регионов, качественно нового диалога с обществом, реформы политической системы в стране.
Новый этап административной реформы требует совершенно иного технологичного подхода к государственному и муниципальному управлению. Жестко отрегламентированные услуги, открытая власть с максимально прозрачными механизмами принятия решений, устранение административных барьеров, простое и удобное общение гражданина с государством. Без очередей, волокиты, чванства, излишней бюрократии и хождения по кабинетам.
В обществе есть расхожее мнение: чиновники ничего не делают. Чтобы его изменить, мы должны четко осознать, что мы тоже производим, и наш конечный продукт – это государственные и муниципальные услуги населению. Предоставление земельного участка, разрешение на строительство, постановка на очередь в детский сад, оформление субсидии – это всё услуги, и по их качеству и доступности люди оценивают власть.
Электронное правительство, электронный бюджет, универсальная электронная карта. Насколько мы готовы к этим новым реалиям? И не столько по уровню технической обеспеченности, что в принципе при наличии средств, всегда решаемо. Сколько кадрово, инфраструктурно, психологически, в конце концов?
Конечная цель этих новаций – обеспечить равные возможности. Каждый человек, не важно, где он проживает, в столичном Кызыле или труднодоступной Монгун-Тайге, вне зависимости от социального статуса, возраста, физических возможностей, может рассчитывать на качественные услуги, каждый должен чувствовать себя комфортно и полноценно.
Более 600 электронных услуг запросили жители нашей республики на государственном портале (gosuslugi.ru). Чаще всего обращались за оформлением загранпаспорта, информацией по штрафам ГИБДД, пенсионным накоплениям, налоговой задолженности.
Более 44 тысяч человек посетили открывшийся в августе прошлого года первый Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Это, по сути, и есть оптимальная модель цивилизованного взаимодействия человека и государства. Хотя и здесь есть к чему стремиться. От одной двери все-таки перейти к принципу «одного окна».
Этот опыт надо расширять. По большому счету любой муниципалитет на базе администрации может создать такое единое окно, а далее документы могут уже идти адресно к специалистам. Для людей это намного удобнее.
Я знаю, словосочетание «Электронное правительство» многих напрягает. Кто-то воспринимает это как кратковременную кампанию, которую можно пересидеть.
Это новая реальность, в которой живет весь мир. И остаться «за бортом» - значит проиграть в конкурентной борьбе. А мы настроены только выигрывать. ИКТ-технологии из разряда новомодных гаджетов должны перейти в эффективный рабочий инструмент, из экзотики – в обыденность.
В ближайшие годы нам предстоит полностью выстроить новый доверительный формат диалога с обществом. А для этого нужно многое сделать:
Во-первых, соблюсти разумный баланс между уже апробированными формами живого разговора с населением – встречами, приемом граждан, комплексными выездами в районы – и новыми бесконтактными информационными технологиями. Мы не должны лишать людей выбора. Не технологии ради технологий, а дополнительные технические возможности для граждан быстро, без излишней нервотрепки получить качественные услуги, принять участие в обсуждении самых значимых для общества законопроектов, решений власти, проследить за их реализацией, за расходованием бюджетных средств.
Во-вторых, обеспечить эти самые технические возможности. Высокоскоростной Интернет, стабильную сотовую связь, инфоматы в наших «медвежьих» углах. Не надо стремиться упаковать каждый кабинет «умным» железом. Ко всему нужно подходить разумно – компьютерная техника быстро устаревает. Надо идти экономичным путем, что, кстати, позволяют новые технологии.
В-третьих, нужно загрузить технику качественным контентом. Нужна огромная подготовительная работа – создавать базы данных, классификаторы, реестры, информационные системы. Только один пример, внедрение информационной системы «Соцзащита» вычистило в городе более двух тысяч дублеров-получателей субсидий. Понятно, что это требует значительных трудозатрат на первичном этапе, но экономит наши усилия и средства многократно в последующем.
Чтобы реализовать эти амбициозные задачи, нужна учеба управленческих кадров, нужны профессионалы-новаторы. Нужна системная работа со всеми категориями населения. Включая пожилых людей. В том же Татарстане именно пенсионеры, которым помогли освоиться в Ай-Ти-сфере, сегодня являются главными потребителями электронных услуг, идя в ногу со внуками.
Уважаемые депутаты!
Одним словом, наступило время, когда всем нам – и молодым, и умудрённых жизненным опытом, придется не только напряженно трудиться, но много и постоянно учиться. И нам есть чему поучиться друг у друга: молодым у ветеранов – житейской мудрости, верности традиционным ценностям, романтике труда, умению не пасовать перед трудностями, нам у молодёжи – здоровому прагматизму, креативности, новым методам работы, владению самыми современными технологиями в управлении, на производстве, в быту. Давайте, это «сложим» вместе, задействуем в реализации наших планов – и всё у нас получится.
|
|