|
Когда дети заняты делом
ЭЛИТА И ГЕРОИ МОНГУН-ТАЙГИ Как сообщает инспектор управления образования Алёна Когел, если в прошлом году в Монгун-Тайге подростки совершили 10 правонарушений, то в этом году – два. В начале 2011 года на учёте состояли 86 детей так называемой группы риска, сейчас – 22. И это резкое снижение, подтверждённое сведениями об условиях быта, о результатах учёбы и поведении детей, – результат кропотливой, трудной работы социальных педагогов, психологов, методистов, которые практически не знают выходных дней. Кроме того, – и это большое подспорье – в районе действует совет отцов, наставников, которые многие заботы взяли на себя, помогая в учёбе, получении трудовых навыков, патриотическом воспитании.
В Монгун-Тайге вот уже четвёртый год, подводя итоги, называют молодёжную элиту района в трёх номинациях: наука, искусство, спорт. В 2011 году в этих сферах отличились более 80 детей, получивших общественное признание, подтверждение этого признания – им торжественно вручили дипломы, и приятный бонус: каждому – торт. Это – традиционно и спокойно.
Но есть и другая номинация – героический поступок. Бывает, характер нужно показать в экстраординарной ситуации, когда на кону – жизнь человека. В 2011 году в Монгун-Тайге выявились три героя. Студентка Читинского университета Сайдаш Кечил 16 июня спасла тонущего в речке Каргы ребёнка. Два брата-школьника, Артыш и Денис Шомбулы, 13 декабря вывели из задымленного дома, фактически – спасли от пожара, троих маленьких детей: пятилетнюю Херелму и полуторагодовалых близнецов Эртине и Артыша.
Очень важна система координат: в Монгун-Тайге большое внимание уделяют патриотическому воспитанию. Если уйти от замыленных клише, все добрые чувства и побуждения человека связаны именно с привязанностью к родной земле, родному дому, языку, традициям (патриотизм от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество). Алёна Когел утверждает: хорошо учиться – патриотично; достигать успехов в спорте – патриотично; оберегать природу – патриотично; уважать пожилых людей, оберегать детей, помогать родителям и учителям – патриотично. С этой точки зрения и формировалась районная программа патриотического воспитания, и вероятно, потому она и стала лучшей в республике в 2011 году.
Алёна считает, что большое влияние на воспитание детей имеет структурированность общества: отряды юных друзей полиции, спасателей, пограничников, исследователей природы, туристов, сообщества краеведов, географов, биологов создаются не для маршей и чтения речёвок. Дети заняты делом, и их успехи – предмет гордости учителей, тренеров, научных руководителей, наставников. Но эти, даже на всероссийском и международном уровне, победы – не цель, цель – само дело.
ПРИСТРАСТНАЯ АСИЯ
Рабочий день социального педагога кызылского профессионального училища № 1 Асии Соян не нормирован. Вечерами после учёбы, в праздничные дни, в субботу и воскресенье учащиеся имеют свободное время, которым можно распорядиться по-разному. Можно книгу почитать, можно пива выпить. Можно в театр пойти, можно устроить драку на дискотеке. Поведение моделируется в семье. Из 608 учащихся училища 103 – сироты. За ними, в лучшем случае, присматривают родственники.
Асия говорит, что первокурсники чаще, чем старшекурсники, употребляют спиртные напитки, менее адаптированы в социуме, более агрессивны в стрессовых ситуациях. «Группа риска» определяется уже в сентябре. В начале 2011/2012 учебного года в ней были 25 подростков, ранее судимых, неоднократно замеченных в употреблении спиртного, склонных к бродяжничеству. Бывает, родители не могут справиться с одним ребёнком, а тут – 25. Время, которое бы надо посвятить дочке, Асия тратит на дежурства, рейды и подворные обходы. Особенно трудно зимой, в морозы, обходить частный сектор: рано темнеет, холод, в одном дворе люди встретят, в другом: «осторожно, злая собака».
Асия Соян говорит, что детей-сирот, поступивших в училище и нуждающихся в жилье, устраивают в бесплатное общежитие, обеспечивают горячим четырёхразовым питанием, ежемесячно платят стипендию, выдают деньги на одежду и школьно-письменные принадлежности, на время производственной практики и каникул обеспечивают сухим пайком, выпускников – выходным пособием. Это минимум, гарантированный государством. Как максимум, каждому нужна забота, и за каждым – глаз да глаз. Когда на межведомственном совещании была озвучена цифра: преступность среди несовершеннолетних в Туве снизилась более чем на 27 процентов, Асия ликовала – есть результат работы.
Она говорит, что нельзя оставлять детей в вакууме, что каждый из них талантлив, и если талант не раскрыт, это вина и проблема родителей и педагогов. Мы с ней пошли на маленький праздник, посвящённый Дню святого Валентина в Центр русской культуры. Там выступали «её» дети, и надо было видеть, как она болела за них, не замечая ничего вокруг. Она гордится и тем, что училище выставило на «Лыжню России-2012» одну из самых больших команд.
У Асии много поводов для гордости: например, недавно после судебного рассмотрения было отменено условное осуждение и снята судимость с двух учащихся профессионального училища № 1. Они больше не состоят на профилактическом учету УФСИН, ОПДН и КДН.
Асия показывает фотографии:
– Вот Айдын. Он тоже был условно осуждён. С ним очень трудно пришлось, никому не доверял, был очень закрытым. «Ключик» нашли на одном из концертов: оказалось, у парня замечательный голос. Вот турнир хуреша, наш Артыш занял второе место.
Артыш, Айдын, Азият, Мерген, многие другие – тоже трудные или даже условно осужденные подростки. Они учатся, занимаются спортом, участвуют в художественной самодеятельности, у них есть много хороших планов, которые они уже осуществляют. А требовалось для перемен всего ничего, и очень многое – внимание.
ПРОФИЛАКТИКА – НЕ САМОЦЕЛЬ
Директор научно-методического центра Министерства образования и науки Тувы Анна Сандый, курирующая профилактическую работу в системе начального и среднего профессионального образования республики, отмечает значительное снижение правонарушений подростков в Бай-Тайгинском, Тандинском, Дзун-Хемчикском, Монгун-Тайгинском районах. В Тере-Хольском районе не зафиксировано ни одного преступления.
Снизился удельный вес тяжких преступлений. Анна Демир-Баа¬дыровна считает: это – планомерный итог совместной работы всех ведомств, в том числе сотруд¬ников полиции, наркоконтроля, социальных педагогов, наставников, психологов, тренеров, учителей и родителей. Она говорит, что дети откликаются на внимание к ним, что цель всей педагогической работы – здоровая, насыщенная, интересная человеку жизнь, где есть время для духовного роста, учёбы, работы, увлечений, занятий спортом, семьи. Исходя из этого – все пути и задачи: про¬филактика преступности, суицида, безнадзорности и беспризорности, профориентация, поиск талантов, культивация здорового образа жизни, повышение квалификации педагогов.
Модернизация образования, новые школы и спортивные залы, которые строит правительство, говорит Анна Сандый, – это тоже не самоцель, а способ, средство, инструмент, применяемый государством, чтобы детям лучше училось. Проекты наставничества, реализующиеся в Туве, – тоже для молодых людей, в частности, форум волонтёров «Величие духа» направлен на социализацию юношей, будущих отцов, опору семьи.
Анна Демир-Баадыровна говорит: это прекрасно, что есть результат, что снизилась преступность, его нужно улучшить, и жить «в разные стороны». Потому что этот результат, 27 процентов, – тоже не самоцель, цель – помочь детям, нашим современникам и соотечественникам вырасти здоровыми, добрыми, умными, любящими свою землю и своих родителей, уважающими своё Отечество. Помочь быть патриотами.
|
|