|
Одно из самых первых изображений этих царственных животных на территории Тувы обнаружили археологи в районе Верхнего Енисея. Древний художник вырезал рисунок верблюда еще в первом веке до нашей эры.
Много раз упоминается «теве» (верблюд) в тувинском народном эпосе, где животное часто сравнивается с героем – богатырем, из ноздрей которого идет дым, а шаг сотрясает и рушит горы. Верблюды в Туве были всегда. Тем не менее, остаются и, наверное, останутся еще на долгие годы экзотикой даже для жителей республики.
Сравнение героя-богатыря с верблюдом, один вид которого уже должен устрашить врага и заставить его бежать с поля боя, – не выдумка. Любовные игры у верблюдов начинаются в декабре-январе.
– К самцу, – рассказывал нам однажды помощник табунщика из племенного генофондного хозяйства МУП «Баян-Кол» Роберт Седен-Хуурак, – в эти дни подходить страшно. Повязываем ему на шею красную тряпицу, предупреждающую об опасности. Стоят лютые морозы, а он взбирается на самую высокую гору и стоит, остывает на морозном ветру. Впечатление такое, что от него, действительно, идет дым, а тронь ненароком, так и огонь вспыхнет.
Верблюдов сейчас разводят в четырех районах республики – Кызылском, Улуг-Хемском, Тес-Хем-ском и Эрзинском. Большого поголовья не было никогда. До 1945 года в ТНР их насчитывалось около трех тысяч голов. В 1970 году оставалось 1810, в том числе 640 маток. В 1972 году по вине ветврача, поставившего ошибочный диагноз (бруцеллез), только в одном хозяйстве пустили под нож 107 животных. Уже в конце девяностых, когда в экономике появился какой-то просвет, в двух районах много верблюдов погибло в наводнение. В 2000-х их поголовье насчитывало менее 200 особей и только в последние годы количество верблюдов постепенно восстанавливается. Сейчас только в МУП «Баян-Кол» Кызылского района 47 верблюдов.
С Робертом Седен-Хуураком мы познакомились еще в 2008 году. Тогда он и рассказал, что в 2007 году из-за бруцеллеза (диагноз на этот раз был точный) здесь были забиты сразу 14 животных, два погибли по другим причинам. Родились в тот год всего два верблюжонка. Но весной 2008 года в табуне появились сразу восемь маленьких бактрианчиков, и это стало настоящим праздником. Весна 2011 года была отмечена вообще грандиозным событием – табун пополнился одиннадцатью верблюжатами. Рекорд. От таких цифр в Баян-Коле за последние годы уже и поотвыкли. Малыши, как и их матери, чувствуют себя прекрасно. Такой приплод получили благодаря тому, что в 2009 году табун пополнился тремя производителями из другого российского региона, куда взамен отправили своих быков. Произошли в местечке и другие изменения.
Хозяином Кызыл-Чыраа («Красные тальники») и погонщиком стал старший сын Хулер, которому отец и передал все дела. Сам же Роберт перебрался на зимник, который обустроил младший сын Айдаш. Впрочем, зимник находится от Кызыл-Чыраа в трех—четырех километрах. По местным меркам – почти в двух шагах, поэтому отец и младший брат бывают в Кызыл-Чыраа регулярно. И правильно делают. Не осталось без внимания и наше прибытие – всадник на лихом скакуне (им оказался Айдаш) появился здесь уже через несколько минут после того, как редакционный « УАЗ» притормозил возле домиков у подножия гор. Пояснил – брат уехал к табуну, который сейчас пасется на енисейских островах. Дома осталась одна молоденькая невестка с малыми детьми. Надо проверить – кто это приехал и зачем…
У обеих братьев уже имеются собственные отары овец и один на две семьи табун лошадей. Места в местечке благодатные – много травы, и вода здесь круглый год. Летом поят на реке, зимой – из колодца. Электролинию в эти места протянуть практически невозможно, поэтому выручают солнечные батареи. Правда, как потом признается жена старшего брата Аида, батарею хотелось бы помощнее, потому что энергии не хватает даже на одну электролампочку…Заряжают только сотовые телефоны.
Маленькие Артыш (четыре года) и Ария (пять лет) сейчас с родителями на зимнике. Но уже сейчас нужно думать о детском саде, а потом и о школе! Варианты, по словам кызылчанки Аиды, родители которой и сейчас живут в столице республики, у них есть, сейчас подбираются самые подходящие. У детей пока продолжается то самое золотое детство, да еще на свежем воздухе в окружении великолепия окружающей Кызыл-Чыраа девственной природы.
Хулера мы так и не дождались. Заботы табунщика и хозяина «Красных тальников» домой приведут его только самым поздним вечером. Как скажет уже умудренная опытом супруга – ночью. Дел на зимнике всегда невпроворот – овец нужно определить в свои кошары, верблюдов – в свои. Свободолюбивые бактрианы в силу своего «хитрого» характера могут зубами расшатать деревянные запоры и уйти из загона, поэтому за изгородью Хулер следит особенно тщательно и заматывает ворота веревкой или мягкой проволокой. Кстати, верблюды в местечке Кызыл-Чыраа даже зимой живут и ночуют не в теплом помещении – «спальней» для них служит навес из тальника с единственной стенкой, защищающей животных от пронизывающего северно-западного ветра. Благодаря редким, неповторимым, создававшимся в результате длительного процесса естественного отбора качествам, тувинские «корабли пустыни» круглый год хорошо чувствуют себя на свежем воздухе, пасутся и спят на снегу, а вместо воды обходятся снегом.
Но сена в местечке достаточно – МУП позаботилось. Подкормка верблюдам, несмотря на то, что зимние пастбища здесь богатые – все-таки нужна. Особенно верблюдицам, которые уже весной 2012 года снова обещают порадовать табунщиков хорошим «урожаем».
|
|