Идея создания народного бюджета, с которой выступила партия «Единая Россия», получила свои реальные очертания. Как нам стало известно, Тувинским региональным отделением «ЕР» проект народного бюджета уже готов. Что он собой представляет и в чем его народность? Ответить на эти вопросы мы попросили члена Политсовета ТРО ВПП «Единая Россия», первого вице-премьера Правительства республики Сергея ТЕНА.
– Сергей Иннокентьевич, я так понимаю, у граждан появилась возможность поучаствовать в формировании бюджета?
– Такая возможность была предоставлена на площадках Общероссийского народного фронта, в парламенте республики. Как вы знаете, в республике прошел праймериз, в коллективах активно выступали представители ОНФ, «Молодой гвардии», которые объясняли основную идею его создания, в том числе проходили обсуждения формирования народного бюджета.
– И что граждане предлагали для включения в бюджет?
– Естественно, что большинство объектов социального характера. Должен сказать, что основные социальные проблемы правительству республики известны, многие объекты уже включены в республиканский бюджет. На встречах люди говорили: не затягивайте с начатым строительством детских садов, школ, необходимо создать условия для жилищного строительства, помогать создавать личный бизнес.
Очень много пожеланий было высказано по вопросам медицинского обслуживания, качества жизни на селе, строительства дорог, модернизации коммунального хозяйства.
– А какие-то конкретно объекты вошли?
– Нам меньше всего хотелось бы, чтобы народный бюджет был нереальным, превратился в перечень пустых обещаний. Поэтому мы учитывали готовность проектной документации, финансовые возможности, готовность местных органов к софинансированию.
По предложениям граждан общественную экспертизу прошли строительство трех новых детских садов: в Кызыле, Сарыг-Сепе, селе Кызыл-Арыг Тандинского кожууна, а также реконструкция детсада в сс. Тээли, Элегест Чеди-Хольского кожууна. Принято решение о строительстве школы со спортивным залом в селе Ийи-Тал Улуг-Хем-ского кожууна, в селе Ишкин начнется строительство школы на 200 мест, школы – в селе Кызыл-Чыраа Тес-Хемского кожууна. Рассмотрены проекты по капитальному ремонту теплосетей в с. Кызыл-Мажалыке, г. Туране, с. Сукпаке и ряде других объектов.
– На эти объекты гарантированно будет выделено финансирование?
– Конечно. Мы сконцентрируем финансовые средства из всех источников: федерального, республиканского и местных бюджетов. Те объекты, которые были включены в рамках народного бюджета, станут приоритетными в республиканской инвестиционной программе.
– Не возникает опасность увязнуть в социальных проектах по инициативам граждан?
– Во-первых, инициативы были не только социальные. Были предложения по программе «Снижение напряженности на рынке труда», люди предлагают свои небольшие бизнес-проекты в рамках самозанятости. Были предложения по программе «Социальное развитие села», «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса». Мы в августе провели в Кызылском кожууне Дни правительства. Работали месяц по выявлению «точек роста», определили 14 проектов, которым будет оказана государственная поддержка, и которые должны сработать «на отдачу» для экономики кожууна. Сейчас отрабатываем Чеди-Хольский район.
Во-вторых, есть социальные проблемы, которые государственная власть обязана решать в первую очередь, – строительство новых детских садов, школ, жилья. Строительство и содержание спортзалов, бассейнов – существенная нагрузка на бюджет. Но мы осознаем, насколько важно создать условия для детей и молодежи. Это долгосрочные инвестиции в будущее, воспитание здорового поколения. До прошлого года в Туве не было ни одного бассейна. В этом году мы имеем уже два действующих: в Кызыле и Шагонаре, на подходе третий – в Тувинском государственном университете, построенный по проекту партии «Единая Россия» «500 бассейнов».
Мы активно включились в программу партии «Детские сады – детям», почин уже есть: в Кызыле полным ходом идет строительство детского сада в Южном микрорайоне. В Туве хороший опыт реализации партийных проектов «Единой России»: те же дороги, диализный центр в Кызыле. Избиратели это положительно оценивают.
Но смысл народного бюджета заключается не только в том, чтобы выполнить заказы граждан. Мы должны сформировать бюджет таким образом, чтобы он был нацелен на результат.
– Об этом много говорят, но мало что меняется.
– Народный бюджет сформирован по совершенно новому принципу. Если вы заглянете в его паспорт, то увидите, что в нем нет привычных всем статей расходов по отраслям. Структуру его составляют республиканские целевые программы. Допустим, на решение задач по снижению уровня заболеваемости и смертности населения направлена программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Тыва на 2011–2013 годы». В этой программе четко указан конечный результат, например, снижение инвалидизации и преждевременной смертности на 3–4 процента.
Одним из итоговых показателей программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Тыва на 2011–2013 годы» является рост объема производства продукции сельского хозяйства на 10,8 процента. И так по каждой программе.
– За неисполнение планов наказывают кого-нибудь?
– Сегодня уровень заработной платы, например, министров регулируется председателем правительства республики. Допущено снижение показателей по отрасли – руководители лишаются части денежного содержания.
Именно такой подход будет применен при формировании народного бюджета. Я очень хочу, чтобы это осознали, в первую очередь, чиновники. Уровень их заработной платы будет напрямую зависеть от выполнения контрольных показателей целевых программ.
– То есть программу не исполнил – зарплата уменьшится?
– Примерно так. Такой подход помогает четко определить обязанности каждого работника, эффективность его труда, профессиональные качества. Чиновник должен получать зарплату не за то, что он сидит в кабинете, а за конкретный результат.
Должен быть создан четкий механизм ответственности государственного управления перед народом. Граждане на тех же выборах должны иметь конкретные параметры, по которым можно оценить эффективность управленцев. И этот механизм должен быть заложен в основном финансовом документе. В этом и состоит главный смысл народного бюджета.
|