|
В Кызыл прибыла группа из 20 монахов тибетского монастыря Гьюдмед, основанного 600 лет назад. С 10 по 17 сентября они проводят здесь цикл тантрических церемоний.
Это самый большой по численности десант служителей желтой религии, побывавших в Туве. Далай-лама благословил их на эту поездку. По его рекомендации в программу пребывания монахов включены две ритуальные церемонии: ритуал богини Тары и начитывание имен Будды Шакьямуни. По его мнению, именно они будут способствовать развитию и процветанию Республики Тува.
Кроме этих церемоний, священнослужители впервые проведут в Кызыле большой ритуал устранения препятствий Торгьяк (пуджу Львиноликой дакини), двухдневную церемонию самопосвящения Ямантаки, огненную пуджу и другие молебны, создадут и разрушат песочную мандалу.
Пожалуй, самый зрелищный из них – ритуал Торгьяк – проводится для устранения природных катаклизмов, вмешательства духов и вторжения чужеземных враже-ских армий. Под словом «враг», которое нередко встречается в буддийских тантрических текстах, прежде всего, понимают неведение (в том числе и неведение врагов, которое побуждает их причинять вред).
Настраиваясь на выполнение ритуала, ритуальный мастер желает уничтожить неведение в своих врагах, а не врагов как таковых. Он руководствуется исключительно состраданием, причем не только к тем, кому наносится вред, но и к тем, кто этот вред наносит. Он ясно осознает, что злобные духи и другие враждебные силы вредят лишь по неведению и в конечном итоге причиняют вред и сами себе, накапливая дурную карму.
Для Торгьяка готовится особое ритуальное оружие (торма), которое бросают в огонь на завершающей стадии ритуала. Ритуальный мастер просит просветленных божеств простить его за бросание тормы, подчеркивая, что целится не в них, а в мешающих вредоносных духов. Он просит божеств уйти с дороги в сторону, если они живут на земле, и поднять ноги, если их царства выше. Монахи затем отправляются в единой процессии к месту сжигания ритуальной тормы. Они должны хранить молчание и пребывать в глубоком сосредоточении, словно направляются на поле битвы.
Перед тем, как бросить торму в огонь, мастер отворачивается и представляет себя и всех живых существ внутри защитного купола из огня, который охраняет их от опасности. Ритуальная торма затем бросается внутрь соломенного шалаша, который поджигают. Как только огонь охватывает соломенный шалаш, монахи должны немедленно развернуться и уйти. Оборачиваться строго запрещено, они должны ощущать себя победителями великой битвы, покидающими поле сражения.
Монахи Гьюдмеда знамениты в буддийском сообществе искусством проведения ритуальных церемоний устранения препятствий, освящения построенных храмов и возведенных статуй. Именно они каждые два года освящают личные покои и храмовые помещения далай-ламы. По их инициативе построены большие молитвенные барабаны на центральных площадях Кызыла и Элисты, а на склоне священной для тувинцев горы Догээ монахами Гьюдмеда и тувинскими буддистами выложена из камней 120-метровая мантра. И нынешний визит монахов завершится большим ритуалом на Догээ.
Большие ритуалы пройдут в спортивном зале стадиона имени 5-летия Советской Тувы.
|
|