|
По свежевырытым каналам вдоль заборов журчит вода, ребятишки весело плещутся в ней, одна из хозяек на сооруженном из досок помосте полощет белье, другая – чистит ковер… А когда после двух пенсионерок, переговаривающихся о чем-то, встретили еще и папашу с коляской, то это стало последним аргументом в пользу слов главы поселения Трофима Ли: жизнь в Кара-Хааке бьет ключом.
– Трофим Саханович, но поля-то пусты, фермы нет, чем кара-хаакский народ занимается, чем кормит себя, на что детей собирает в школу?
– Никто без дела не сидит, – отвечает, улыбаясь, он. – После того, как овощеводческий совхоз развалился, руки никто не опустил. Народ подобрался к работе привычный, поэтому сразу, как только началась вольница, в хорошем смысле этого слова, смекнул, что к чему. На сегодняшний день из 1518 жителей только 41 имеет официальный статус безработного. И то 13 из них получили нынче по линии службы занятости субсидии на открытие своего дела. Они займутся овощеводством, распиловкой древесины, общепитом…
Трофим Саханович достает папку с документами.
– Вот, смотрите, Алексей Ооржак практически на свои средства открыл хлебопекарню. Раньше он работал заготовителем в райпо, потом долго сидел без работы. Теперь выпекает по 460 буханок хлеба в сутки. Этого хватает, чтобы покрыть потребность всего села. Свой хлеб и дешевле, и вкуснее кызылского. Еще одна землячка, Алефтина Самыйлык, взяла в аренду помещение старого магазина, где планирует открыть кафе. Она уже закупила столовые наборы на 50 персон…
После того, как развалился совхоз, чтобы хоть как-то сохранить технику и кой-какой инвентарь, учредили МУП «Кара-Хем». В эти дни бригада во главе с Айланом Серен-оолом завершает заготовку сена в местечке Кара-Хем, что в 40 километрах от Кара-Хаака. Кормозаготовители, в распоряжении которых пять тракторов и две сенокосилки, уже не первый год обеспечивают грубыми кормами все 27 чабанских стоянок, расположенных на землях сумона. Нынче они намерены заготовить 1300 тонн сена из богатого витаминами разнотравья подтаежки.
От бывшего совхоза достались в наследство 179 гектаров пашни, которую раньше отводили под овощи.
– В прошлые годы сдавали несколько десятков гектаров корейцам, но из-за того, что с паромной переправой возникали проблемы, нынче они наотрез отказались от арендаторства, – рассказывает Трофим Ли. – Но мы сдаем землю в аренду своим частникам, на которой они выращивают овощи. Вы знаете, мы при всем желании не смогли бы сразу освоить все 179 гектаров. Насосная станция, с помощью которой подавали воду в оросительную систему, встала еще шесть лет назад. Мы не намерены ее восстанавливать. Просчитали все «за» и «против», и выяснилось, что при нынешних тарифах на электроэнергию нам овощеводческую отрасль не поднять. Производство будет убыточным. Поэтому с помощью поддержки, которую оказало нам министерство сельского хозяйства, решили реконструировать старую оросительную систему так, чтобы вода подавалась на поля напуском. Нынче освоили 2 миллиона 300 тысяч рублей, восстановили арыки, подремонтировали гидротехнические сооружения и уже начали подавать воду на поля. Уже в следующем году 50 человек изъявили готовность взять в аренду участки под овощи.
Впрочем, овощеводческую науку здесь не забыли. Карахаакцы выращивают картофель на 70 гектарах. В самом селе официально зарегистрировано 91 тепличное хозяйство, в которых женщины-овощеводы выращивают рассаду помидор, огурцов, перцев и продают ее кызылчанам на рынке. За сезон зарабатывают от 50 до 60 тысяч рублей. Но и осенью не сидят без дела: собирают грибы, ягоду, бьют орех, которого нынче особенно много.
– Конечно, это сезонные заработки, не так как в совхозе, но по миру, как говорится, еще никто не пошел, – призналась одна из старожилов Кара-Хаака Рада Шимит. – А как начали восстанавливать оросительную систему, у людей появилась надежда.
– Карахаакцы всегда были оптимистами, а тем более сейчас, когда жизнь налаживается.
Да разве было бы иначе, разве выращивали бы они такие цветы, какие запечатлел наш фотокорреспондент на подворье у Рады Дары-Сууевны.
– Так и напишите: жизнь в Кара-Хааке бьет ключом, – не унимается Трофим Ли.
И в подтверждение опять же приводит железные аргументы:
– У меня на столе еще 60 заявлений на очередь в детский сад, рождаемость в селе год от года растет, а мест не хватает. Будем расширять детский сад, делать к нему пристройку…
|
|