|
На интернет-портале Тувинского госуниверситета запущен сайт Центра маркетинга и содействия трудоустройству выпускников ТывГУ (tuvsu.ru/trud). Он имеет сугубо прикладное значение. Чтобы разместить на этом сайте свое резюме, выпускник должен написать заявление. Далее он может самостоятельно создать свою учетную запись и зарегистрироваться как выпускник. Тем самым он оставляет информацию о себе в базе данных, с которой в дальнейшем будет знакомиться потенциальный работодатель. О других возможностях обновленного интернет-портала ТывГУ рассказывает начальник отдела интеллектуальной собственности и трансфера технологий Буян Донгак.
-Буян Алексеевич, чем новый портал отличается от прежнего университетского сайта? И чем «портал» вообще отличается от «сайта»?
-Если в двух словах, портал это сайт, который содержит подсайты. А сайт это составная часть портала, которая содержит странички с информацией. А если там имеются системы обратной связи, это уже интерактивный сайт – сайт, в котором можно общаться в режиме реального времени, онлайн-режиме.
До недавнего времени университет имел в интернете сайт-портфолио. Он содержал лишь общую информацию о вузе и его подразделениях, адреса, контакты и т.п. То есть интерактивности там не было.
В конце 2010 года общеуниверситетский сайт мы заменили корпоративным порталом. Это гораздо более мощная система, которая содержит множество интерактивных приложений. Через так называемый внешний портал можно выйти на сайты университетских подразделений – факультетов, КПИ, КПК. Это отдельные независимые сайты, которые имеют свои собственные интернет-адреса. И каждый из них имеет очень широкие возможности для самостоятельного развития. Дело в том, что данные факультетские сайты предусматривают возможность внедрения «конструкторов» - дополнительных модулей, в том числе интерактивных.
Сейчас такая задача и ставится, мы бы хотели инициировать конкуренцию между факультетами, чтобы они постоянно соревновались, у кого сайта лучше, интерактивнее, современнее. Конечно, при их разработке будут предъявляться определенные требования. Например, каждый сайт должен содержать общую информацию о факультете, специальностях, учебном процессе, расписании занятий и экзаменов. Отдельно должны быть странички для абитуриентов, заочников и т.д. Остальное – на усмотрение студентов-разработчиков. Актуально будет восприниматься, если факультетские сайты будут содержать, скажем, свои системы общения между студентом и преподавателем, между преподавателями, между студентами…
-Как я понял, в портале часть информации предназначена для всех, а часть – для сотрудников?
-Да портал состоит из двух частей – внешней и внутренней. Внешний портал это то, что видит человек, входящий на наш ресурс со стороны. А внутренний предназначен для обмена информацией между сотрудниками, преподавателями и студентами университета.
Давайте посмотрим, что представляет собой портал на экране компьютера. Окно, всплывающее при нажатии www.tuvsu.ru, это внешний портал (показывает на заставку на мониторе). Вот перечень ссылок на сайты факультетов. Каждый из них независим и имеет свой интернет-адрес. Войти во внутренний портал можно через баннер с соответствующим заголовком.
Внутренний портал содержит чаты, быстрые системы обмена информацией для общения в режиме онлайн. Предусмотрена возможность организации форумов, размещения объявлений и новостей как для ограниченного, так и общего доступа. По сути это внутренняя корпоративная сеть, работающая примерно по тому же принципу, что и популярные нынче социальные сети. Это огромное поле деятельности для творчески мыслящих студентов.
Предусмотрена возможность внутреннего документооборота среди сотрудников. Можно знакомиться с приказами, скачивать формы документов. Для этого надо зарегистрироваться, получить свой аккаунт. И дальше уже обмениваться информацией, вести свою страничку. Т.е. пользоваться порталом как социальной сетью.
В настоящее время этими возможностями пользуются чуть более ста сотрудников университета. А в идеале должны быть вовлечены все, включая студентов. Многие, видимо, просто не решаются, может, боятся. А зря, на самом деле это очень просто и удобно. Кстати, в портале можно найти курс, обучающий работе с порталом, можно самому без чьей-либо помощи разобраться, как в нем работать.
Возьмем для примера отдел кадров. Представляете, какой объем информации здесь обрабатывается. Сейчас, чтобы получить какие-нибудь сведения, справки, формы, надо выспрашивать, выстаивать в очередях и пр. А ведь все это можно сделать проще – через портал. Допустим, нужен человеку образец должностной инструкции – не надо договариваться, дожидаться нужного сотрудника, просто находишь в портале соответствующую страничку и скачиваешь необходимый документ.
-Вы хотите сказать, что сотрудники отдела кадров уже вовсю пользуются возможностями портала?
- Они пока учатся. Мы их знакомили с системой, показывали, как она работает. А реально используют ею пока что очень редко. Наверное, необходимо какое-то время, чтобы люди привыкли к новшеству и стали ему доверять. Главное, они должны понять, что это неизбежно, что это требование времени.
-Значит, внутренний портал это место для общения между сотрудниками?
-Да, портал – идеальное место для общения. Можно оставить вопрос тому же начальнику отдела кадров или любому преподавателю. И он должен будет ответить. Или, наоборот, преподаватель может задать вопрос конкретному студенту, или группе студентов, сделать объявление, оставить тот или иной информационный ресурс для скачивания. Удобство здесь заключается и в возможности регулировать уровень доступности – или это информация «для всех», или для конкретного получателя, или «для сотрудников», или «для хранения». По сути, наш портал – это корпоративная сеть, которая работает через интернет.
-Теперь вы решили привлечь студентов?
-Да, решили расширить возможности портала уже с помощью студентов. Руководство университета поддержало это начинание. С целью дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в нашем университете с недавнего времени начали создаваться творческие группы студентов. Они будут привлекаться к работе по следующим направлениям: веб-технологии, программирование, веб-дизайн, развитие электронных ресурсов, обновление контента (редактирование сайтов и интернет-страниц). Пока только эти направления, хотя на самом деле их гораздо больше. Пока начинаем с этих. Каждое направление подразделяется по своим функциям своей деятельности. Так что студенты, умеющие программировать, уже могут пробовать себя в создании внутренних сайтов университетских подразделений, разработке веб-приложений.
Внутри нашего вуза уже работают инновационные предприятия, которые по сути своей деятельности являются IT-фирмами по разработке и внедрению программных продуктов. Студенты могут проверить свои способности в деятельности этих двух фирм, принять участие в развитии информационных систем внутри вуза – разработке новых сайтов и веб-систем, создании рекламных роликов в веб-студии, качественных презентаций для университета или факультета, попробовать 3D-моделирование, визуализирование систем, фотомонтаж, фоторетуширование…
-То есть студенты будут работать на эти самые IT-предприятия?
-Да, в перспективе это возможно, но для начала они должны пройти через определенный подготовительный этап. Поэтому мы и предлагаем им поработать сначала внутри творческих групп и содействовать улучшению университетского портала и его составных частей за небольшое вознаграждение в виде надбавки к своим стипендиям. Кстати, за эту часть будет отвечать отдел по внеучебной работе со студентами. Наш отдел будет формулировать задачи для студентов, анализировать работу этих групп и ежемесячно вносить предложения о материальном поощрении наиболее активных студентов.
Все же я уверен, что главное в этом деле все-таки не в оплате, а в тех знаниях и навыках работы с информационными технологиями, которые студент может получить, участвуя в проекте. Мы рады принять даже студента-первокурсника, причем независимо от того, на каком факультете он учится, лишь бы он имел интерес и какие-то первичные навыки. Думаю, неплохо будет, если по окончании вуза выпускник наряду с дипломом по основной своей специальности будет обладать на серьезном профессиональном уровне навыками работы в области информационных технологий. Результаты распределений последних лет показывают, что выпускников, обладающих такими навыками, работодатель рвет к себе, что называется, с руками и ногами.
-Творческие группы уже работают?
-Да, они созданы. Недавно провели небольшое собрание, распределили студентов по группам. В перспективе они будут обеспечены отдельными помещениями – вопрос этот в настоящее время решается. А пока работаем как придется – встречаемся почти на ходу, распределяем задания и студенты работают уже дома.
-А вы не допускаете, что об этих группах знают не все студенты? Может, кто-то хотел бы попробовать себя, а слышит о группах впервые.
-Наши двери всегда открыты. Будем рады любому хорошо разбирающему в компьютерах студенту. Если кого-то переполняют творческие замыслы, пусть сразу обращается ко мне. Я помогу определиться с группой. Если человека интересует веб-дизайн, то это к Киму Даш-ооловичу Куулару, если программирование – к Анатолию Федоровичу Чульдуму.
-Какие задачи ставите на ближайшую перспективу?
-Надо постоянно развиваться. Необходимо обеспечить регулярное обновление, постоянно внедрять новые разработки. С этой целью мы и хотим привлечь к работе студентов, нам нужны свежие идеи. Мы начали, а они пускай уже развивают дальше. В конечном итоге на базе университетского портала должна возникнуть единая система дистанционного образования.
Хорошо было бы, если и вся информация об услугах, предоставляемых университетскими подразделениями, дублировалась в портале в электронном виде через интернет. Причем с применением интерактивных технологий. Возьмем, допустим, Центр аттестации и сертификации или Центр здоровья. Они должны иметь свои сайты с возможностью интерактивного общения, чтобы можно было не только ознакомиться с перечнем предоставляемых ими услуг, но и пообщаться, задать дополнительные вопросы и здесь же на сайте сделать заказ. Услуг, которые может оказать наш университет, как вы знаете, немало.
-Основу для портала вы разработали сами или взяли со стороны?
-Прежде чем выбрать конфигурацию портала, мы сначала исследовали множество продуктов, благо, что на рынке сейчас предлагается большой выбор. Столкнулись с проблемой: либо сам продукт стоил слишком дорого, либо он доступен по цене, но громоздок в сопровождении. Нам, кажется, повезло, мы сумели найти оптимальный вариант. За короткое время он был адаптирован и запущен. То есть наш университетский портал сделан на основе приобретенного продукта. Но многое в нем мы додумывали и доделывали сами.
-Вы все время говорите «мы». Кто конкретно работает над этими проектами?
-Ким Даш-оолович Куулар – инженер-программист нашего отдела, я, Чингис Артурович Монгуш – заведующий сектором электронных ресурсов научной библиотеки ТывГУ. В прошлом году в разработке интерактивной системы Приемной комиссии активное участие принял Анатолий Федорович Чульдум – преподаватель кафедры информатики и студент Александр Седип, который, кстати, уже создал свою фирму внутри университета.
У нашей группы накопился уже кое-какой опыт. Начинали мы с разработки и внедрения интерактивной системы Приемной комиссии ТывГУ. Она была запущена в прошлом году и использовалась в ходе приемной кампании. Пользуясь ею, абитуриент мог в режиме реального времени получать нужную информацию (знакомиться со списками абитуриентов, рейтингами по всем специальностям) и таким вот образом оценивать свои шансы на поступление на данный конкретный момент. Это был наш первый опыт создания интерактивной системы. Она до сих пор работает.
Кстати, в прошлом году интерактивная система Приемной комиссии нашего университета была отмечена на федеральном уровне – ТывГУ попал в десятку вузов, обеспечивших наибольшую открытость и прозрачность приемной кампании, по итогам исследования Высшей школы экономики, проведенного по заказу Общественной палаты России.
Также в прошлом году впервые в университете был разработан и внедрен отдельный сайт научной библиотеки ТывГУ. С начала этого года в него интегрирована веб-система ИРБИС, содержащая, в частности, электронный каталог нашей библиотеки. Любой студент может войти туда и через поиск найти интересующую его книгу. Сейчас работаем над разграничением доступа. К примеру, ресурсы, защищенные авторскими правами, можно будет рассматривать только внутри университетской сети. Скоро эта система заработает. Можно будет найти в каталоге нужную книгу, и тут же посмотреть, если ли она в электронном виде.
-А в этом году новые разработки у вас были?
-Недавно запустили сайт Центра маркетинга и содействия трудоустройству выпускников ТывГУ. Можно убедиться, что он имеет сугубо прикладное значение. Чтобы разместить на этом сайте свое резюме, выпускник должен написать заявление. Далее он может самостоятельно создать свою учетную запись и зарегистрироваться как выпускник. Тем самым он оставляет информацию о себе в базе данных, с которой в дальнейшем будет знакомиться потенциальный работодатель.
В свою очередь, сам работодатель тоже должен зарегистрироваться на этом сайте и оставить там свою заявку. К примеру, директору школы нужен учитель английского. Он регистрируется, размещает вакансию, заполнив соответствующие графы: должность, требования к работнику, примерная заработная плата, должностные обязанности, место работы, условия труда и контактная информация. Наш выпускник время от времени заходит на сайт, и в случае необходимости он может связаться с работодателем по указанному е-мейлу или телефону. Все это бесплатно. То есть этот сайт призван интегрировать нашего выпускника и потенциального работодателя. Вот смотрите, сколько здесь уже резюме, это все наши выпускники. Пока все это делается через Центр мониторинга, его сотрудники в централизованном порядке собирают все сведения о выпускниках и вручную вбивают данные в систему.
-А работодатели уже заходят на сайт?
-Посещений пока немного, но и сам сайт заработал ведь недавно. Наверное, имеет смысл активизировать общение с потенциальными пользователями. Возможностей у сайта много, но пока им пользуются главным образом выпускники, а работодателей мало. Сотрудникам центра, видимо, надо плотнее работать с районами, завлекать руководителей и специалистов на сайт, знакомить с его возможностями, показывать, как это просто и удобно. А мы со своей стороны продолжим работу над удобствами для пользователей и в целом над модернизацией этого и других веб-ресурсов.
|
|