|
В Туве в ночь на 3 февраля во всех буддийских храмах и прошли молебны, в которых приняли участие несколько тысяч жителей республики. В Кызыле обряды и ритуалы, посвященные встрече нового года по лунному календарю - Шагаа состоялись в зданиях Дома народного творчества и госфилармонии при многочисленном скоплении верующих. Буддийские священнослужители к проведению ночных молебнов подошли организованно. Всем желающим удалось посетить обряды очищения и помолиться за то, чтобы не было помех в наступившем новом году Белого металлического Кролика. Люди, оставшиеся дома тоже не спали. Они накрывали праздничный стол, наряжались в национальные одежды.
По традиции ближе к утру мужчины отправились с подносами угощений к ближайшей горе, чтобы выразить почтение духам местностей.
Первый день нового года по лунному календарю, начинается рано утром от 3-х до 5-и часов. Глава Тувы Шолбан Кара-оол с двух ночи до пяти утра объехал храмы, где проходили службы, и поздравил прихожан с праздником. Премьер пожелал людям добра и благополучия. Он отметил, что такое большое количество верующих, пришедших помолиться о светлом будущем, говорит о возрождении буддизма в Туве и искреннем желании чтить традиции и обычаи своих предков. Шолбан Кара-оол посетил храм Цеченлинг, Дом народного творчества и госфилармонию.
Ближе к пяти часам премьер и его заместители на лошадях отправились на вершину горы Догээ, где традиционно встречается рассвет, происходит возжигание священного огня – «сан салыр». Гора Догээ находится в трех километрах от Кызыла на правом берегу Енисея. Считается, что Догээ еще до образования столицы было местом поклонения, здесь находились Оваа, у которых ежегодно проводился обряд освящения. Сюда приходят самые выносливые люди, которых не пугает морозное утро. В обряде «сан-салыр» под руководством священнослужителей приняли участие около 100 человек - все, кто смог подняться на вершину. В священный огонь, в качестве подносов духам было возлито молоко, преподнесены мучные изделия и сладости. В огонь бросают дээжи – самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг), муку из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак). Во время церемонии премьер от чистой души произнес благопожелания. Он пожелал, чтобы республика развивалась и процветала, а ее жители были счастливы. Затем были повязаны хадаки - сакральные шарфы.
Ночные ритуалы на вершине горы проходят без участия женщин. Шолбан Кара-оол напомнил всем мужчинам об ответственности, как перед своими семьями, так и перед обществом. Он подчеркнул, что издавна у тувинцев роль отца в семье была велика. Именно отец всегда был главной опорой. Сейчас как никогда требуется популяризация социальной роли отца среди населения.После произношения благопожеланий подошло время встречать первый рассвет в наступившем новом году. Все выстроились с белыми сакральными шарфами лицом к восходящему солнцу и молились. После совершенного обряда участники выбрав место почище, куда никто еще не ступал, валялись в снегу и катались в нем с целью очищения. Затем начался следующий обряд «чолукшуур» – обмен новогодними приветствиями. Младший старшему протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда он – между родственниками и товарищами – сопровождается легким прикосновением щек. Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак – шарф и возложить его на кисти протянутых рук.
|
|