|
Выставка «Мир искусства в графике Нади Рушевой» из собраний Национального музея Тувы отправляется в Омск. Здесь в первых числах сентября с ней познакомятся в Государственном областном музее «Либеров-центр».
Вернисаж рисунков гениальной художницы раскрывает несколько из любимых тем в творчестве Нади Рушевой. Будут экспонироваться 68 подлинных работ из таких известных серий, как «Ранние рисунки», «Балет, танцы», «Сказки, фантазии», «Античность», «Литературные герои», выполненные в различных техниках и материалах. Графические произведения художницы показывают ее удивительное дарование – рисовать по воображению.
Надя Рушева – это неповторимый мир ярких образов, гибкие линии, неиссякаемая фантазия и тонкий юмор, которые воплотились в более десяти тысячах рисунков. В ее работах поражают творческая интуиция, умение вжиться в эпоху, природное чувство ритма и гармонии. Она почти не рисовала с натуры. Ее композиции рождались мгновенно, набело. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», – говорила Надя.
Многое художница рисовала «для себя», считая это заготовками для будущего «взрослого» творчества. Однако судьба распорядилась иначе – Надя навсегда осталась юной. В экспозиции представлены одни из первых рисунков, изображающих танцующих детей, собирающих грибы, автопортрет с героями сказок. На них видны еще неуверенные линии рисунков, но композиционно сюжеты развернуты ярко и повествовательно. Тема истории и виды искусств отражены в графических листах «Царица Савская у царя Соломона», «Последний день Помпеи», «Бегство в Египет», «Танцовщицы Эллады», «Балет на льду». Много рисунков она выполнила к литературным произведениям русской и мировой зарубежной классики.
В 1963 году юная художница овладевает новыми техниками: фломастерами, пастелью, тушью с пером, акварелью, которые применяются на различных видах бумаги и картона. В сюжетных рисунках Надя умело использует цвет бумаги, например, «Балет на льду», «Последний день Помпеи».
Интересен ряд графических листов, где показаны в различных психологических ситуациях литературные герои – «Золушка», «Гамлет», «Офелия перед гибелью», «Ричард III и леди Анна», «Маленький принц», «Княжна Лиза» и многие другие.
«Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира», – писал академик В.А. Ватагин.
Надины рисунки – это огромный многообразный мир образов, чувств, идей, интересов. Важный для художника момент – отбор – действовал и работал у Нади строго и безошибочно. Отбирала юная художница, что ей было ближе и по душе: она любила поэтические мифы. Мифологическим мотивам посвящены многие ее рисунки, среди них есть самые ранние. Восьмилетней девочкой она рисует «Подвиг Геракла», это цикл из ста маленьких этюдов. «Папа читал, а я рисовала в это время. Просто то, что чувствую в данный момент. Свое отношение к этой вещи. Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, а потом, когда сама научилась читать, – к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Русалке», «Бахчисарайскому фонтану», – рассказывала Надя о раннем творчестве (Н.К. Рушев. «Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери»).
Тематическое многообразие и богатство Надиного творчества безграничны. Она была настоящей труженицей, труженицей с большой буквы. Почти каждая из прочитанных книг рождала новых героев, новые мысли и жажду воплотить на бумаге возникшие идеи. А в сериях «Балет, танцы», «Современность» Надя Рушева изображает девушек, танцующих разные танцы народов мира, портреты ровесников.
Выставка «Мир искусства в графике Нади Рушевой» раскрывает небольшую часть огромного наследия художницы, но в полной мере отражает ее творчество. Она, кстати, обменная. Позже в Кызыл из Омска привезут экспозицию «Юные сибиряки» – вернисаж уникальной графики.
|
|