|
Олег Намдара родился в местечке Алаш Барун-Хемчикского кожууна 18 апреля 1920 года в семье бедного арата Сарыглара Дондука по прозвищу Шары. Рожденные ранее в семье дети жили недолго, поэтому моему отцу дали некрасивое имя, которое, по народному поверью, должно было отпугнуть нечистую силу или хотя бы отвлечь её.
Тайна фамилии
В сороковые годы прошлого столетия в Туве проводилась паспортизация, и очень многие брали диковинные, но модные русские имена. Мой отец, учась в Кызыле, своё неблагозвучное имя сменил на имя Олег, а фамилию Намдара… придумал сам!
Во время похорон отца родные, близкие родственники, друзья, вспоминая о покойном, говорили и о появлении этой необычной фамилии. Высказывалось мнение, что фамилия произошла от словосочетания «нам даргазы» («начальник партии»). Мне кажется, это ошибка. Вся жизнь отца опровергает эту догадку: если бы он хотел стать начальником, то мог бы это осуществить много раз. За всю свою жизнь он неоднократно избирался городским и республиканским депутатом, мог с головой уйти в политику, став «даргой», оставив профессию артиста, как некоторые его коллеги. Но он оставался простым скромным человеком, и даже на групповых фотографиях артистов муздрамтеатра его можно увидеть лишь в задних рядах.
Поэтому истоки происхождения нашей фамилии я считаю утерянными навсегда. Факт остаётся фактом: она до сих пор единственная в Туве.
Был курьёзный случай, о котором рассказал мне младший брат отца Ким-оол Дондукович Сарыглар: в сороковых годах, когда шла паспортизация населения Тувы, ему сказали, что уехавший в город Кызыл учиться и работать его старший брат стал… русским. Ким-оол уже видел русских и не мог понять, каким образом его родной брат мог стать одним из них. Только после приезда старшего брата в кожуун и беседы с ним он понял, что причиной таких толков стало просто изменение имени брата.
Театр, театр, театр…
Итак, мой отец был старшим в семье. После него родились Дырышпай, Ким-оол, Александр. В начале сороковых годов после окончания курсов ликбеза отец отправился в Кызыл, где окончил студию театра и остался работать во вновь образованном национальном театре Тувинской Народной Республики.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало возмущение трудящихся ТНР. В деле идейно-политического воспитания трудящихся большую роль играли клубы, библиотеки, красные уголки. Коллектив Государственного музыкально-драматического театра в годы войны осуществил постановку пьес «Любовь Яровая» В. Тренева, «Русские люди» К. Симонова, «Ха-йыраан бот» В. Кок-оола, «Тонгур-оол» С. Тока. Театр выступал популяризатором русских песен периода гражданской и Великой Отечественной войн. На сцене создавались произведения, проникнутые идеями патриотизма и интернационализма, верой в торжество общего дела, воспевающие подвиги героев фронта и тыла. И Олег Намдара вносил свой вклад в общее дело.
Отец продолжил театральное образование в городе Ленинграде вместе с друзьями – коллегами Николаем Оскеевичем Олзей-оолом, Александром Сояновичем Лаптаном. Учеба в Ленинградском институте дала большой толчок раскрытию его таланта. Он постоянно повышал свое мастерство, всегда на сцену выходил как в первый раз, испытывая чрезвычайную ответственность и огромное уважение к своим зрителям.
В 1948 году папа женился на Монгуш Шенгирток, в супружестве Монгуш Маскыржаповна Намдара. У них было восемь детей: пять мальчиков и три девочки. Отец был артистом разговорного жанра, за всю жизнь сыграл более ста ролей. Зрителям запоминались стихи и басни в его исполнении. Зал надрывался от смеха, когда на сцене исполнялись басни Крылова или «Заяц во хмелю» Михалкова. В образах героев Дымова («Павлик Морозов»), Гречинского («Свадьба в Малиновке»), Садыяжыка («Самбажык»), Оске («Хайыраан бот»), солдата Иванова («Одиннадцать») и многих других зрители узнавали своего любимого артиста Олега Намдара.
Народ, живущий в самых дальних уголках нашей Тувы, всегда с восторгом, благодарностью и теплом встречал артиста. В его творчестве зрителей всегда привлекала душевная энергия, глубокое видение художника.
У актера свой собственный мир, он постоянно находился в процессе творчества. И отец не мог играть вполсилы, всегда выкладывался до конца.
Ленин из Алаша
Перед руководством тувинского музыкально-драматического театра вопрос о создании образа Ленина на сцене поднимался неоднократно. И в начале 1957 года для воплощения роли вождя на сцене руководством театра были отобраны из коллектива артистов две наиболее подходящих кандидатуры: артисты Максим Мунзук и Олег Намдара. Оба были направлены в Москву. В конкурсе к ним присоединились еще двое артистов национальных театров Казахстана и Киргизии. Это был тщательный отбор. По итогам конкурса право создания образа В.И. Ленина было предоставлено отцу. На плечи артиста легла очень большая ответственность, поскольку во времена правления коммунистической партии даже создание портрета В.И. Ленина разрешалось только под жестким контролем партии.
В 1968 году в Москве состоялся конкурс среди артистов национальных театров на лучшее исполнение роли Ленина, где он стал победителем. В 1971 году правительство Тувы высоко оценило профессионализм заслуженного артиста и удостоило его звания «Лауреат Государственной пре- мии Тувинской АССР».
Вершиной творчества стало исполнение роли Ленина на тувинской сцене, в спектаклях «Человек с ружьём», «Именем революции», «На берегах Невы» трижды увидели зрители образ вождя. Сложность исполнения роли состояла в том, что образ вождя революции в период развитого социализма являлся чуть ли не идолом пропаганды и на режиссёра театра И.С. Забродина и исполнителя роли Ленина О.Д. Намдара была возложена очень большая ответственность. В 1967 году, участвуя во всероссийском конкурсе исполнителей роли Ленина, О. Д. Намдара занял первое место.
Отец был человеком увлеченным, трудолюбивым, с острой интуицией, глубоко преданный театру и избранному пути. Все дела, за которые он брался, всегда доводил до конца и со знанием дела.
Умер отец от болезни в разгар своего творческого развития на 53-м году жизни 29 декабря 1972 года. Он – заслуженный артист РСФСР, народный артист Тувин-ской АССР, лауреат Государственной премии Тувы 1972 года, кавалер ордена «Знак Почёта», обладатель множества медалей.
Счастлив тот, у кого любимое дело стало профессией. Но трижды счастлив тот, кто в этой профессии состоялся и оставил память о себе в людских сердцах.
|
|