Ты в своем уме? Ты понимаешь, что делаешь? – такие вопросы не раз задавали ветерану Великой Отечественной войны Герману Колупаеву, решившему помочь инвалиду первой группы Виктору Куулару. Оба пенсионера служили когда-то в органах милиции. Колупаев вышел на пенсию в 1985 году в звании прапорщика, а Куулар – в 2002 году в звании подполковника милиции.
– Родные, конечно, спрашивали, мол, зачем я квартиру подарил постороннему человеку, – рассказывает Герман Алексеевич. – Но я сказал: у вас у всех есть жилье, вы не нуждаетесь.
После таких аргументов вопросы прекратились.
– А мне квартира, выделенная государством по случаю юбилея Победы, не к чему, в гроб-то я это имущество не потащу. Решил отдать квартиру республиканскому Совету ветеранов органов внутренних дел. Его председатель Марат-оол Ондар сказал, что в селе Чаа-Холь живет подполковник милиции в отставке Виктор Куулар, которому необходимо жить в Кызыле.
Виктор с прошлого года борется за здоровье своего единственного сына Анчы. Прошлым летом он нырнул в воду и травмировал шейный позвонок. Мальчик оказался прикованным к постели. Нейрохирурги успокаивали тогда Виктора и его супругу Светлану: через год ваш сын встанет и начнет ходить. Год прошел, а Анчы лучше не становится.
Общаться с людьми, от которых зависит жизнь сына, Виктор предпочитает сам – отец и глава семейства все-таки. Добираться до нужных кабинетов, врачей и начальников ему помогают друзья. Носят на руках – в прямом смысле. В апреле 2005 года из-за тромбофлебита Виктору ампутировали одну ногу, а в 2007 – вторую.
– Еще в мае оформили документы на путевку в Новокузнецкий реабилитационный центр для сына, отдали в Минздрав, но вопрос не решен, – рассказывает Виктор. – 23 июля приехал специально в Кызыл, снова конкретного ответа не получил. Хочу встретиться с министром Шолбаном Хопуя, поговорить с ним. Надеюсь, поймет и поможет.
В этом году Анчы окончил школу, последний учебный год находился на домашнем обучении. Мальчик строит планы на будущее, любит спорт, мечтает стать милиционером, как и его отец.
Анчы по натуре борец, говорит отец. Он каждый день самостоятельно занимается, делает упражнения, но пока это не дает положительного результата. Он уже год и один месяц прикован к постели. Кому как не безногому инвалиду понятно его состояние.
«Вы мужественный человек, – сказал Виктору Куулару министр внутренних дел по РТ Александр Лобанов. – У другого бы человека руки опустились, а вы нашли в себе силы еще бороться за здоровье сына. Ваш поступок будет служить примером мужества и стойкости для всего личного состава, особенно для молодых сотрудников органов внутренних дел».
Полтора месяца войны младшего сержанта Колупаева
– Я не знал самого Виктора, мне рассказали о его беде, – сказал Герман Алексеевич. – Вот я и решил хоть немного приблизить его семью к современной медицине. В райцентре все равно необходимых процедур не получишь, да и вопросы всякие решать здесь проще. Из Чаа-Холя-то инвалид часто не наездится. Я в жизни видел всякое: лишения и тяготы войны, смерть родных и близких. Понимаю, что чувствует семья Куулара.
Люди должны помогать друг другу, уверен Герман Алексеевич:
– Так нас в семье учили родители. И не просто говорили, а показывали своими поступками: прохожего накормят, а сами голодными остаются. С тех пор я уяснил: чужого не нужно, а если есть чем поделиться с человеком – делись, не жалеючи.
На поле боя в войну геройствовать не довелось, говорит ветеран, бывший полковой пулеметчик старший сержант Колупаев:
– Я месяц-полтора всего, может, и был на войне.
17-летним парнем его призвали в армию. В ноябре 1943 года Германа отправили из родного села Верхний Кебеж Ермаковского района в пулеметную школу Ачинска. После окончания учебы – в 1944 – Герману стукнуло 18, и он получил звание младшего сержанта. Дальше Запад, Польша, район Кракова.
В бою под Краковом пехотный полк Колупаева разбила артиллерия. Мало кто выжил. Там Герман получил сквозное ранение правой голени, контузию, к тому же осколок от снаряда вдавил в кость упавший на ногу пулемет.
Очнулся только в госпитале, он располагался в станице Медведовской Краснодарского края. Оперировала пехотинца молодой красивый хирург, ведущий начальник госпиталя Маркарян. Колупаеву она очень понравилась, поэтому, когда ему дали наркоз, он без стеснения начал признаваться ей в любви.
– Обычно на счете 14 уже все спят, а вы тут чепуху городите, младший сержант, – сказала Маркарян и скомандовала ассистенту добавить дозу.
Она, наконец, подействовала, и операция прошла успешно, врачам удалось сохранить ногу разговорчивого солдата. Осталась только хромота.
Война закончилась, и всех, кто был не годен к службе, отправили домой. Когда Герману уже костыли были не нужны, пошел разнорабочим.
– Советский Союз помогал недавно вошедшей в его состав Туве, – вспоминает Герман Алексеевич. – От Абакана до Кызыла бывшие солдаты-связисты тянули телефонную линию. А мы – разнорабочие – шкурили лес, пилили, строгали и строили. На станции «Тайга» я познакомился со скромной девушкой – Машей. Понравились друг другу, поженились.
Молодоженов с их бригадой потом перекинули на станцию «Арадан», где шло строительство усилительной станции.
– Приехал как-то участковый из Усинского района, поинтересовался, кто я да откуда, просил показать документы. А у меня только паспорт временный был. Он тут и говорит: пойдешь к нам работать – паспорт сладим, а нет – посадим. Деваться некуда.
Так Герман попал на службу в спецкомендатуру органов внутренних дел:
– Калмыков, немцев с Поволжья, чеченцев, крымских татар в начале войны по Указу Сталина выслали в Сибирь. Эта спецкомендатура как раз работала с ними. Народ был спокойный, беззлобный. После смерти Сталина в 1953 году многие из них разъехались по родным местам.
Баба – дура!
Дважды порядочность семьи Колупаевых Бог испытывал на прочность. Первый раз – во время работы Германа в комендатуре, второй – когда Мария работала техничкой в музыкальной школе Кызыла.
– Был у дорожников бухгалтер Петр Соломин, – вспоминает Герман Алексеевич. – В один из дней выдачи зарплаты он забыл 5168 рублей в столе араданского дорожного участка. Таких пунктов выдачи зарплаты у него была уйма. Набьет свою котомку деньгами и ездит по участкам. Так вот на араданском участке зашел я в контору, чтобы встретиться с человеком. Зашел туда, сел за стол и полез в планшетку за бумагой, ее не нашел, открыл стол и ба! увидел кучу денег. Пригласил троих работников: пересчитали деньги, составили акт по всем правилам. Я забрал деньги и поехал вслед за бухгалтером. Сдал ему всю сумму. Соломин так обрадовался, что решил со мной это дело отметить – побежал за спиртом. На те деньги тогда можно было купить хорошую корову и лошадь.
А жене Германа Алексеевича Марии Осиповне, ныне покойной, пришлось как-то сторожить всю ночь сейф с деньгами. Непутевый бухгалтер убежала с работы, совсем позабыв закрыть его. Милиционер, пришедший по вызову Марии, даже пошутил: «Баба – дура! Прихватила бы эти сто тыщ, а ключик выбросила».
– Наутро бухгалтер мою Машу даже не поблагодарила, – сказал Колупаев.
Названный отец
Вот такие судьбы, в которых основное место занимают мужество, стойкость и благородство. Прапорщик в отставке Колупаев подарил бывшему начальнику ОВД Чаа-Хольского района подполковнику милиции в отставке Куулару свою квартиру.
– Это подарок судьбы. Германа Алексеевича я теперь буду называть отцом, – сказал Виктор 22 июля – в день получения свидетельства о госрегистрации права на недвижимость. Больше ничего не добавил – волновался сильно, только обнял крепко своего названного отца – ветерана Великой Отечественной войны Германа Алексеевича Колупаева, совершившего благородный поступок.
|