Сверку часов накануне Дня археолога провели в знаменитом археологическом комплексе Южной Сибири "Долина Царей", где сосредоточено большое количество курганов скифского времени и где по проекту должна пройти железнодорожная трасса Курагино-Кызыл, власти Тувы, представители Енисейской промышленной компании, органов местного самоуправления, общественности, научных институтов. Главная цель рабочей командировки – проверить выполнение протокольного решения межрегионального совещания, прошедшего 28 июля в Кызыле под председательством главы республики Шолбана Кара-оола с участием председателя правительства Красноярского
края Эдхама Акбулатова, дирекции ЕПК Бориса Кабищева и Александра Брокерта, генерального директора института «СевЗапТранспроект» Сергея Мельниченко. На нем в числе других Кара-оол поставил задачу – предпринять все меры для сохранения культурно-исторического наследия Тувы в ходе реализации железнодорожного проекта. Особое внимание уделить Долине царей.
Проектировщики оперативно отреагировали на этот пункт протокола и трассу от концентрированного месторасположения могильников в Долине Царей отвели. Скорректированный маршрут они представили 8 августа.
Насколько при этом снимаются возможные угрозы историческим памятникам – этот вопрос премьер Шолбан Кара-оол обсуждал 13 августа непосредственно на месте будущей железнодорожной трассы с археологами и представителем частного инвестора. Первоначально в зону отвода на территории Тувы попадало 56 курганных групп, включающих более 150 курганов. После корректировки проекта в зоне отвода остается 21 могильник и 56 курганов. Хотя трасса непосредственно затрагивает лишь часть этих памятников, под угрозу разрушения попадают и остальные, убеждены сотрудники Института истории материальной культуры (г. Санкт-Петербург) Владимир Семенов и Марина Килуновская, участвовавшие по заказу инвестора в проведении предварительного обследования территории будущей трассы для выявления археологических памятников.
На берегу Белого озера археологи показали премьеру цепочку из четырех небольших курганов, которые попадают в зону отчуждения железной дороги. Здесь же развернулась дискуссия между учеными и директором ЕПК по связям с государственными органами власти Александром Брокертом. Основная дилемма, как найти золотую середину между двумя крайними позициями: копать все подряд или ничего не трогать.
«Главное, чтобы в жертву интересам науки или экономической выгоды не была принесена историческая память народа, - подчеркнул Шолбан Кара-оол. – Эти места хранят свидетельства древнейших цивилизаций. И мы должны донести это до будущих поколений жителей Тувы»
Обсуждение было продолжено в ходе Круглого стола, который состоялся в музее под открытым небом «Долина Царей».
«Очевидно, что железнодорожный проект принципиально важен для социально-экономического развития Тувы, - считает археолог Константин Чугунов. – И вопрос не стоит о каком-то запрете на строительство. Главное – понимание инвестором ответственности за будущее этих мест. Та же железнодорожная станция «Аржаан», которая здесь планируется, позволит большему количеству людей, познакомиться с богатым историческим наследием Тувы. Важно, чтобы она также вписывалась в общий ландшафт Долины царей. И это все должно быть продумано проектировщиками до мелочей.»
Александр Брокерт подтвердил намерение инвестора на второй стадии проектирования при составлении Рабочей документации предусмотреть археологические раскопки и историко-культурную экспертизу по территории железнодорожной трассы Курагино-Кызыл.
Напомним, что общая протяженность железной дороги составит 415 км, из них 133 км приходится на Туву. Проектом предусмотрено строительство 5 разъездов, 1 промежуточной станции и 3 основных станций (Аржаан, Кызыл-грузовой, Кызыл-пассажирский). Изыскательские работы ведутся по району со сложными инженерно-геологическими и инженерно-геодезическими условиями, 28 км проектируемой трассы проходит по землям государственного лесного фонда.
Наиболее сложным участком является район Уюкского перевала (км 332-360 км), где предусмотрен подъем по крутопадающему сильно изрезанному северному склону Уюкского хребта.
По информации генерального директора ООО «СевЗапТрансПроект» Сергея Мельниченко, проектировщики осознают необходимость сохранения уникальных природных ландшафтов и культурно-исторических памятников на территории республики.
О Долине Царей
Степь в окрестностях поселка Аржаан издавна привлекала внимание археологов, как место сосредоточения наиболее крупных курганов эпохи ранних кочевников Евразии. Научные исследования начались в долине еще в 1916 г., когда известный российский исследователь Сибири А.В.Адрианов раскопал здесь один курган.
Наибольший научный резонанс получили раскопки знаменитого кургана Аржан, произведенные в 1971-74 гг. под руководством выдающегося ленинградского ученого Михаила Петровича Грязнова и тувинского археолога Монгуша Хургуй-ооловича Маннай-оола. Материалы, полученные при исследовании этого колоссального по размерам памятника (диаметр наземного сооружения 120 м, высота 3-4 м), позволили по-новому взглянуть не только на многие вопросы археологии скифского периода, но и уточнить происхождение многих ярких культур ранних кочевников Евразии первого тысячелетия до н.э. Однако, все исследованные ранее могилы в курганах "Долины царей" были ограблены еще в древности и о действительном богатстве этих захоронений можно было только догадываться.
Экспедицией под руководством сотрудника Эрмитажа Константина Чугунова в 2001 году было обнаружено непотревоженное захоронение верхушки кочевой знати, которое позднее назвали Аржаан-2. Курган имел диаметр наземного сооружения 80 м и высоту 2 м.
Экспедицией под руководством сотрудника Эрмитажа Константина Чугунова в 2001 году было обнаружено непотревоженное захоронение верхушки кочевой знати, которое позднее назвали Аржаан-2. Курган имел диаметр наземного сооружения 80 м и высоту 2 м.
Выбор именно этого памятника для исследования был обусловлен тем, что он был сильно разрушен при строительстве автодороги еще в 1960-70-е годы. Богатство убранства потрясало. Оба погребенных были одеты в костюмы, украшенные золотыми нашивными бляшками в виде кошачьего хищника. Общее их количество- около 5 тысяч. По расположению бляшек удалось впервые в археологической практике прочитать узор, образуемый ими на одежде. Головные уборы были украшены золотыми пластинами в виде лошадей, оленей, барсов.
Женский головной убор венчали золотые шпильки с гравировками в так называемом скифском зверином стиле, имеющими навершия, одно из которых представляет собой замечательную по изяществу скульптурку стоящего оленя. В области шеи и груди найдены серьги, многочисленные подвески и бусы из золота, бирюзы, сердолика и даже янтаря. На шее мужчины располагалась массивная золотая гривна - символ власти. Вся поверхность гривны, также как и многих других предметов, украшена изображениями животных - оленей, кабанов, верблюдов, барсов, волков, являя собой своего рода энциклопедию искусства кочевников Центральной Азии. Штаны погребенного "царя" были расшиты мельчайшим золотым бисером, голенища сапог обтянуты золотым листом. Перед лицами покойных были уложены бронзовые зеркала. По углам погребальной камеры на вертикально установленных шестах был развешен сопроводительный инвентарь.
Рядом с женщиной висела золотая пектораль, кожаные сосуды с зернами, стояли деревянный ковш, бронзовая и каменные курильницы. Вблизи мужчины находился парадный пояс, на портупее которого были закреплены лук с колчаном и боевой клевец. Надо отметить, что все оружие в погребении было сделано из железа, которое только начало в это время входить в обиход и потому, возможно, ценилось кочевниками выше золота. Короткий меч-акинак, ножи, клевец и даже наконечники стрел также были украшены золотом.
Найденные изделия были отреставрированы в мастерских Государственного Эрмитажа и летом 2008 года после настойчивых обращений Правительства Тувы возвращены в Национальный музей республики. 2 ноября 2008 года в Кызыле открылась постоянно дейстующая экспозиция "Золото скифов"
|