2010 год будет юбилейным для создателей легендарного фильма, лауерата премии "Оскар" "Дерсу Узала". К 100-летию японского режиссера его московский коллега Владимир Васильев подготовил книгу "Император японского кино", в которой рассказывается и о легендарном тувинском актере, исполнителе главной роли в оскароносном фильме Максиме Монгужуковиче Мунзуке. О работе над этим фильмом в конце 70-х и начале 80-х гг. Васильев выпустил книгу «Записки режиссера: "Максим Мунзук – Дерсу Узала» и «Путь на экран».
В гостях у московского режиссера на днях побывали сотрудники Полпредства Республики Тыва в Москве. «Помимо основного японского юбиляра, приближается и 95-летие Максима Мунгужуковича Мунзука, а также 75-летие народного артиста СССР, большого друга и партнера по фильму «Дерсу-Узала» - Юрия Мефодьевича Соломина, - озабочено говорит режиссер, - естественно в этой книге будет подробно отражена работа Максима Мунзука».
К этим датам Васильев намерен серьезно подготовиться во взаимодействии с семьей знаменитого тувинского актера, его дочерьми Светланой Мунзук, руководителем благотворительного фонда им. М.Мунзука и директором экофестиваля "Живая тропа Дерсу" и Галиной Мунзук, депутатом Законодательной палаты Великого Хурала республики, основателем фонда "Мама".
Напомним, что выбор актера на главную роль в фильме о Дерсу Узала был для японского режиссера нелегким. Об этом интересно вспоминает оператор Федор Добронравов.
"Шли месяцы, а актера на его роль так и не было. Приходили на пробу многие, даже певец, исполнявший тогдашний хит "Увезу тебя я в тундру". Куросава отмахивался и постоянно просматривал советские фильмы.
Однажды он вдруг встрепенулся во время просмотра одного из малоизвестных фильмов и ткнул пальцем в экран на массовом эпизоде, указав на бегущего маленького кривоногого человечка. Никто не знал, кто это, даже режиссер фильма. В итоге расследования удалось все же выяснить, что это Максим Мунзук из тувинского музыкального театра. Куросава тут же отдал Добронравову и второму оператору распоряжение доставить этого человека.
"В тувинском театре нам сказали, что Мунзука увидеть нельзя, так как он ушел на охоту... Прошла почти неделя, срок нашей командировки был давно завершен, мы собрались улетать на следующий день, когда к нам в номер пришел странный человечек, прямо в своем охотничьем снаряжении. Его никто не назвал бы красавцем, поэтому мы прихватили в Москву еще двух актеров, по-симпатичней, на наш взгляд. А охотниками в Туве оказались все", - вспоминает Добронравов.
Смотрины начались неудачно - сначала операторы запустили "симпатичных", Куросава опять был недоволен и ворчал. Третьим пошел Мунзук.
"Мы впихнули его в комнату к Куросаве, а сами даже побоялись идти, подслушивая за дверью. После затянувшегося молчания мы, наконец, из любопытства открыли дверь - Куросава усадил Мунзука в собственное кресло и просто любовался им. Он и после неизменно называл его своим самым любимым актером в жизни", - говорит Добронравов.
|