|
Одна из нашумевших тем недели - почти сенсационная новость о том, что в стране объявлены выборы Верховного шамана России. Она не на шутку встревожила шаманское сообщество Тувы. По крайней мере, в республике к этой идее отнеслись даже не скептически, а, скорее, негативно. Ведущие шаманы собрались на своеобразный совет, чтобы определить свою позицию. Они с интересом рассмотрели список потенциальных претендентов на новую должность, который появился на сайте «Шаманство.ру». Список большой, на четырёх страницах, и Туве оказана большая честь – из 188 там 52 фамилии тувинских шаманов.
В Туве официально легально практикуют более 300 шаманов.
Основной довод тувинских шаманов таков: шаман – не губернатор, не президент и даже не верховное религиозное лицо, чтобы избирать или быть избранным. Шаман – это плоть от плоти земли, своего народа, а выборы – это уже политика, к которой шаманизм по определению не должен иметь отношения.
"Это же политика, - говорит шаман общества «Дунгур» Ниюля Тюлюш. - А мы не занимаемся политикой. Удел этих людей – врачевать души, тела, совершать обряды, а не руководить сверху, в том числе и другими регионами, где у каждого своя специфика".
Тем более, шаманы изначально не имели никакой организации, они по определению индивидуалисты, убежден доктор исторических наук, профессор Тувинского университета Николай Абаев. " Под законодательство о религии и религиозной деятельности подпадают организованные конфессии. А шаманство оно изначально не имело организации, - говорит ученый. - Шаман - он по определению индивидуалист. Он занимается деятельностью, которую по сути нельзя назвать религиозной. Ведь всякая религия – это учение, это философия, этика, это организованные формы как протестантские общины, как христианская церковь, как буддийская сингха, например. Ничего подобного изначально у шаманства не было и, по сути, нет".
Вот что на сей счет говорит руководитель шаманского общества «Тос-Дээр», одна из самых популярных шаманок Тувы Ай-Чурек Оюн: "Если верховный шаман из Якутии будет, или из Бурятии будет, то мне придется каждый год туда ездить и там совершать все обряды. Я - против. Я всегда совершаю обряды, ритуалы, связанные с духами, ближе к своей земле…"
Так зачем же понадобилось будировать вопрос о верховном шамане всея Руси? Вот мнение признанного в Туве авторитета в области религиоведения, доктора исторических наук, профессора Николая Абаева: "Государство уже неоднократно предпринимало попытки как-то упорядочить деятельность различных колдунов, шаманов, целителей. С точки зрения Минздрава она никак не упорядочена. Трудно контролировать. Попытка создать всероссийскую организацию, избрать верховного шамана это – попытка взять их под контроль".
Что касается Тувы, то здесь уже есть неоспоримый авторитет в области шаманизма, человек, которого признают своим духовным лидером все шаманы республики – это Монгуш Кенин-Лопсан, который 12 апреля отметил свое 84-летие.
Доктор исторических наук, действительный член Нью-Йоркской Академии наук, обладатель звания «Живое сокровище шаманизма» Американского фонда шаманских исследований, пожизненный президент тувинских шаманов тоже не одобряет идею всероссийских выборов. По его словам, тувинские шаманы - самая древняя цивилизация человечества. Это уникальное явление только-только начало обретать в Туве второе дыхание. А разного рода «инициативы», типа выборов верховного шамана всея Руси, только навредит этому.
|
|