|
Комиссия по проверке документов на предоставление жилья гражданам, на основании которых с 1995 года по 2007 годы правительством республики во главе с Шериг-оолом Ооржаком распределялось вновь вводимое жилье, отчиталась 14 апреля об итогах своей работы. В составе комиссии вместе с сотрудниками исполнительных органов власти в течение года работали депутаты, представители общественности.
69 папок-накопителей со списками, в которых значились 2845 граждан, были тщательно изучены, разложены вручную по годам. Как выяснилось,
14 безымянных журналов были сгруппированы не только по категориям социально незащищенных слоев населения «Инвалиды I группы», «Инвалиды II группы», «Ветераны ВОВ», но и по ведомственному принципу «Минкультуры», «Таможня», «Хозуправление».
Интересно, что правительственная жилищная комиссия, которая более 10 лет подменяла орган местного самоуправления и распределяла жилье, работала без какого-либо Положения, нормативных документов.
«Мы должны констатировать, что по сути никакой очереди не было. Документы велись без надлежащего учета.
В разных папках фигурировали порой одни и те же люди, - подытожил 14 апреля на заседании Правительства продолжавшуюся более года проверку переданных документов по распределению жилья вице-премьер Анатолий Дамба-Хуурак. – Записи фамилий в журналах велись без указания даты обращения с пропусками предыдущих и последующих строчек, с подчистками. Пустые графы, видимо, давали членам комиссии «поле для маневра»».
О том, что «правительственная жилищная комиссия» относилась к делу спустя рукава, говорит только один эпизод. Гражданка Д.Сади попыталась выяснить в июне 2006 года, какой номер очереди у ее супруга-инвалида, на что получила официальный ответ, что С.Сади состоит в очереди среди инвалидов 2 группы под № 207». Проверяющие попробовали разыскать по данному ответу в списке очередников супруга. В журнале, подписанном карандашом «Инв. 2 гр», на первой странице напротив номера 1 – подчищено, под № 2 зарегистрирован гражданин Б, № 3 – пусто, № 4 – гражданин Л.,
№№ 5 и 6 – также пусто. Под номером 207 гражданина С.Сади не оказалось. Его нашли в этом списке под № 277.
После исключения проверяющими повторов списки «правительственных» очередников сократились до 2492, из которых 2091 кызылчанин, 94 жителей Кызылского кожууна, 43 – Дзун-Хемчикского кожууна и т.д.
То, что у работавшей когда-то жилкомиссии было «поле для маневра», которое по-разному использовалось, подтверждает процедура распределения жилья при вводе 27-квартирного дома по ул. Буренская в г. Кызыле в октябре 2006 года. Комиссия утвердила список из 18 граждан.
Однако выяснить, на каких основаниях производилось заселение оставшихся 9 квартир, не удалось.
Были и другие факты, например льгота одной и той же женщины инвалида 2 группы дважды использовалась при распределении квартир – в 2000 (двухкомнатная) и в 2006 году (трехкомнатная).
Ситуация, когда в 1995 году в нарушение всех норм законодательства городская администрация, возглавляемая в тот период Александром Кашиным, лишилась права участвовать в распределении вновь вводимого жилья на территории Кызыла, поначалу горячо обсуждалась в СМИ. Тогда впервые произошла и тупиковая ситуация, когда при заселении нового дома на одни и те же квартиры претендовали по две семьи, у одних – были ордера на квартиры, выданные мэрией Кызыла, у других – правительственные договоры аренды на жилье. Судебные тяжбы ни к чему не привели. Правительство закрепило за собой право распределять квадратные метры.
Тысячи городских очередников, по 15-20 лет стоявшие на получение квартиры в Кызыле, оказались «за бортом».
«
То, что с приходом нового правительства в 2007 году от этой порочной практики отказались, и распределение жилья вновь передано, как это и положено, в муниципалитеты, можно только приветствовать, - говорит член комиссии по проверке документов по распределению жилья, депутат Законодательной палаты Великого Хурала Тувы Ирина Самойленко. – Социальное жилье должны получать только те, кто действительно в этом нуждается. Эта процедура должна быть прозрачной и понятной. Мэрии необходимо проводить это гласно, с привлечением общественности, чтобы исключить возможность каких-либо махинаций».
Член комиссии по проверке жилищных документов, руководитель республиканской правозащитной организации Августа Переляева рассказывает: «Мы перелопатили 2 мешка документов. Никакой очередности, как выяснилось, не было. Люди регистрировались в журналах иногда при отсутствии даже личного заявления. Просто была, например, бумага из министерства о необходимости поставить в очередь замминистра, но даже не указывалась фамилия зама.
А самое главное – не было проверки нуждаемости данного человека в жилье, никто не обследовал его жилищные условия, не проверял, получал ли он ранее квартиру. Все решалось со слов человека на основании предоставленных справок. Я считаю, что
при передаче документов в мэрию Кызыла необходимо данные списки отправить на проверку в банки для исключения из их состава лиц, получивших ипотечные кредиты, и в регистрационную палату на предмет, нет ли у данных заявителей жилья, не выделялись ли им земельные участки. Следующий этап – опубликовать списки в СМИ и попросить граждан подтвердить свой статус нуждающихся в жилье и социально незащищенных, чей доход на каждого члена семьи не превышает прожиточный минимум. После этой отсортировки включить данных граждан в списки городских очередников, приняв во внимание дату подачи ими заявлений. Ведь люди не виноваты, что в течение 12 лет существовали две очереди.
Знакомство с этими документами оставило горькое чувство – не только из-за действий тогдашней власти, но и из-за того, что люди, вполне по материальному статусу способные самостоятельно приобрести жилье, настроены на иждивенческий лад. Сегодня созданы хорошие условия для того чтобы либо самому построить дом, либо получить кредит для приобретения жилья. Было бы желание»
Как сообщила начальник отдела по работе с обращениями граждан Татьяна Москаленко, списки очередников из 18 муниципалитетов готовы для передачи в данные муниципальные образования. Завершается работа по систематизации документов кызылчан, стоявших на очереди в правительстве, после чего эти материалы будут переданы в мэрию Кызыла.
На очереди в городе после проведенной столичной администрацией перерегистрации стоит 3550 семей. "Переданные списки будем проверять в соответствии с законодательством, - говорит мэр Кызыла Владислав Ховалыг. - Уверен, что 90% очередников из "очереди правительства" стоит на учете и в мэрии. По тем, кто не значится в наших списках, будем решать индивидуально"
«Это была ненормальная ситуация, когда жилье распределяло правительство, - считает вице-премьер Анатолий Дамба-Хуурак.- Логика бывшего руководства – замкнуть на себе этот мощный рычаг влияния на людей в условиях, когда возводится не так много жилья, очевидна. Но с точки зрения закона, это было вне всяких рамок.
Поэтому сейчас очень важно пояснить людям, что именно муниципальная власть, а не правительство решает вопросы обеспечения жильем льготных категорий населения».
Напомним, что из 3759 граждан, обратившихся в правительство в 2008 году, более 60% просило оказать содействие в обеспечении жильем. В республике растут объемы жилищного строительства: в 2006 – 28 тыс. кв. м, в 2007 – 33 тыс. кв м, в 2008 году – 44 тыс кв м (+34%), однако, в условиях благоприятной демографической ситуации остроту жилищной проблемы это не снимает.
Стимулирование индивидуального строительства, выделение на безвозмездной основе земельных участков под застройку для малообеспеченных слоев населения – одна из антикризисных мер Программы правительства Тувы.
|
|