|
Тува по запросу минэкономики и минрегионразвития РФ представила свои предложения по оптимизации структуры, состава и размещения территориальных органов федеральных ведомств в рамках президентского поручения о развитии российского федерализма.
Сам запрос стал событием и неожиданным, и долгожданным. Неожиданным – потому что уже привыкли к вертикали. Долгожданным – оттого, что, как говорится, назрело.
У комиссии по административной реформе при правительстве Тувы нашлось немало претензий к руководителям федеральных структур. Они касаются самых разных сфер деятельности власти, но в общем сводятся к одной малоприятной истине: при все еще несравнимо больших, чем у местных чиновников, возможностях и полномочиях «федералы» на местах в большинстве своем просто устранились от региональных проблем, ограничиваясь исключительно ведомственными интересами. Призвать к ответственности за это их практически невозможно: губернаторам они не подотчетны, а перед центром отвечать за сугубо местные дела не обязаны.
По словам членов комиссии, подобный диссонанс во взаимоотношениях региональных и федеральных органов власти, решающих по большому счету единую задачу, не просто мешает нормальному развитию республики, но зачастую наносит и вполне осязаемый урон.
Так, некоторые службы Тувы – к примеру, налоговая, – ликвидировали свои филиалы в ряде районов республики, несмотря на протесты местных властей. В результате для жителей этих районов такие элементарные процедуры, как сдача декларации или получение одной справки, сегодня превратились в изрядную проблему, сопряженную к тому же с немалыми расходами.
Обнаружились и случаи несколько иного рода, но порожденные все той же отчужденностью федеральных органов от жизни регионов.
Выяснилось, например, что в республике который год благополучно существует федеральная структура, главу которой даже в правительстве Тувы мало кто видел в глаза, - представительство Минэкономразвития России. Трудно поверить, но это так: при том, что в республике сокращаются столь необходимые отделы статистики, регистрационных услуг, налоговой службы, спокойно продолжают существовать абсолютные синекуры, назначение которых неизвестно даже специалистам. Неудивительно, что никто в комиссии не возразил против ликвидации виртуального представительства МЭРТ.
Однако чаще федеральные терорганы страдают менее очевидным, но от этого еще более значительным по своим последствиям дефектом – дублированием функций. За одну только, скажем, природу в республике отвечают целых 4 подразделения федерального подчинения: управление по недропользованию, отдел по технологическому, энергетическому и биологическому надзору, отдел водных ресурсов, управление природопользования. И это не считая местных служб, выполняющих отчасти такую же работу. Подобные накладки, размывающие всякую ответственность за результат работы, хуже даже мифического экономпредставительства – там хоть известно, за что прикрывать контору.
Ясно, что разрубить такой ком противоречий одним ударом невозможно. Хотя похожий путь «кавалерийского» решения комиссия тоже обсудила – в качестве одного из вариантов. В частности, Минюст республики выдвинул идею возвращения к некогда существовавшему порядку согласования федеральных назначенцев с главами регионов. Соблазнительная с точки зрения политического допинга для регионалов, эта идея, однако, легко побивается простеньким тестом на целесообразность: были же времена, когда губернаторы такой властью обладали - и что? Увы, логики и качества работе федеральных терорганов она не прибавила. Скорее, наоборот – именно тогда, когда регионы употребляли эту власть кто во что горазд, и был посеян тот разнобой в действиях, структуре и размещении управленческих органов, который и страна, и республика пожинают до сих пор.
В итоге глава какого-нибудь федерального управления считает непристойным лишний раз заглянуть в региональное правительство – из боязни быть уличенным в лояльности к губернатору. И наоборот – местный чиновник чурается федералов, практикой убежденный в разнице интересов.
С другой стороны, сократить эту разницу невозможно, не дав губернаторам больше власти. Ведь они – главный институт, обеспечивающий на местах компромисс федеральных, региональных и муниципальных интересов.
Однако сегодня федеральный центр рассматривает возможность укрепления губернаторов иначе, чем в 90-е. Не «нате, сколько хотите», а за счет делегирования полномочий федеральных органов власти вниз. До тех пор, пока у большинства федералов не останется одна функция – контрольная. Разумеется, дело это не сиюминутное.
Но сам факт, что оно началось сейчас – неплохой знак для действующих глав регионов, в том числе и Тувы.
Знак доверия.
|
|