31 января в 11.00 в музее А.Грина откроется выставка рисунков знаменитой художницы из Москвы Нади Рушевой, которую искусствоведы называли девочкой-гением, «самой великой из молодых и самой молодой из великих».
Жизнь Нади оборвалась в 17 лет. Ее родители передали музею рисунки дочери, посвященные творчеству Грина. Феномен Нади Рушевой удивляет всех, кто знакомится с ее творчеством. Талантливая девочка стала рисовать в 5 лет, воссоздавая карандашом на бумаге образы сказок и легенд, которые ей читал отец.
С тех пор она слушала чтение книг или читала сама исключительно с карандашом в руках. Ее удивительно четкие, точные, красивые, эмоциональные рисунки появлялись легко, одним касанием, без набросков и исправлений.
Надя никогда не пользовалась ластиком. «Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», - объясняла девочка. Как рассказала старший научный сотрудник музея А.Грина Людмила Варламова, родители решили не отдавать дочь в художественную школу, чтобы сохранить первозданность ее таланта.
Юная художница-самородок просто творила свой изящный, красивый мир на бумаге так, как она чувствовала, лишь изредка обращаясь за консультациями в изостудию.
Хотя рисовать Надю никто не учил, ее формирование происходило в семье в среде художников и артистов. Ее отец Николай Константинович – театральный художник, мать Наталья Дайдаловна – одна из первых балерин Тувы, работала балетмейстером.
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года. В этом году ей исполнилось бы 57 лет. Но девочке так и не суждено было стать взрослой. 6 марта 1969 года утром, http://tuvaonline.ru/2002/02/13/alantos-rusheva.htmlсобираясь в школу, она умерла от кровоизлияния в мозг.
Прожив немногим более 17 лет, Надя оставила после себя огромное духовное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок.
Выполняя свои композиции, в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. С пером в руках она осмыслила в зримых образах произведения более 50-ти авторов, среди которых Шекспир, Рабле, Байрон, Диккенс, Гюго, Марк Твен, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой, Булгаков и горячо любимый ею Пушкин.
Ее рисунки к произведениям Пушкина напоминали манеру рисунка самого Пушкина. Отметив это, пушкинист А.Гессен предложил художнице проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта». Таким образом, появилось огромное количество работ, посвященных Пушкину.
Последние рисунки Нади Рушевой – 200 графических работ к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Помимо рисунков к книгам, Надя создала массу сказок собственного сочинения, раскадровок никем еще в те годы не поставленных балетов, фантазийных сцен. Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина», но такого балета не было на тот момент – это плод ее фантазии.
Уже после смерти художницы этот балет действительно был поставлен, и главную роль в нем играла Майя Плисецкая.
Рисунок Нади Рушевой «Аполлон и Дафна» включен в пособие по рисованию в Германии наряду с рисунками классиков.
Надя успела познакомиться с Крымом, побывав в «Артеке» за два года до смерти.
Она также посетила с родителями Феодосию – соприкоснулась с местами Грина.
После смерти Нади в 1970 году родители передали музею А.Грина более 20 рисунков по мотивам гриновских произведений. Особенно много рисунков посвящено роману «Бегущая по волнам», очевидно, это было любимое произведение Нади.
На фото 12-летняя Надя Рушева на берегах Феодосийского залива. Девочка называла себя на этом фото Ассолью
|