|
Природный парк не возражает против прохождения по своей территории железной дороги Курагино – Кызыл
Предложенный проектировщиками вариант прохождения новой железной дороги Курагино – Кызыл, которая соединит юг Красноярского края с Тувой, не встретил сопротивления природоохранных организаций. Дирекция природного парка «Ергаки», по территории которого, возможно, пройдет новый путь железной дороги, не только понимает необходимость учитывать государственные интересы. Более того, специалисты парка «Ергаки» считают, что вариант с обходом нанес бы гораздо более ощутимый ущерб экологии особо охраняемой природной территории. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Строительство железной дороги Курагино – Кызыл является одним из проектов федерального масштаба. Как известно, отсутствие железнодорожного сообщения тормозит освоение природных ресурсов Республики Тыва. 22 марта 2007 года правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрила предоставление проекту строительства железнодорожной линии Курагино – Кызыл государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Победителем конкурса на разработку проектно-сметной документации проекта стало ООО «Севзаптранспроект», которое выиграло заказ в борьбе с компаниями «Росжелдорпроект», «Инжтрансстрой» и «Голденберг».
На днях состоялось очередное заседание правительства Красноярского края, в ходе которого корреспонденту «ФедералПресс» стало известно, что проектировщики предлагают проложить ветку через территорию природного парка «Ергаки». Хотя ранее разговоры шли о том, что полотно пройдет в нескольких километрах от границы этой уникальной территории.
В 2003 году губернатором Красноярского края Александром Хлопониным парк был объявлен «Подарком Земле» – по проекту Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Живая Планета». Сегодня на его территории обитают медведь, рысь, росомаха, соболь, марал, косуля, сибирский горный козел, норка и кабан. Встречаются редкие виды животных, занесенные в Красную книгу РФ, – кабарга, снежный барс, красный волк и манул. В заповеднике расположено немало памятников природы: геологический разрез по реке Ореш, ландшафтный участок «Каменный городок», «Площадка кедра», «Озеро Ойское», «Маралья Скала», урочище «Сосновый носок», «Реликтовый остров» и другие.
В «Ергаках» произрастает более 33 редких и исчезающих видов растений, здесь обитают 22 вида птиц, занесенных в Красную книгу. Ко всему прочему парк является излюбленным местом отдыха любителей экстремального спорта и простых туристов. На его территории будет создана база для подготовки спортсменов-олимпийцев – соответствующее решение принято Правительством РФ.
Казалось бы, перспектива строительства железной дороги в таком уникальном уголке природы должна была вызвать панику у экологов. Однако это тот редкий случай, когда их интересы совпали с интересами тех, «кто не желает ждать милостей от природы».
Для инвесторов железнодорожная ветка по территории парка – огромная экономия средств. Вариант с обходом «Ергаков» удорожает стоимость вопроса примерно на 30 %: на десятки километров удлиняется само полотно, кроме того, в этом случае придется строить два тоннеля.
Как пояснил корреспонденту «ФедералПресс» глава КГУ «Дирекция природного парка «Ергаки» Владимир Рыженков, для всей уникальной природы юга Красноярского края железная дорога, которая пройдет по «Ергакам», – наименьшее из зол.
«Конечно, было бы лучше, если бы нас вообще не трогали, но все прекрасно понимают, что у государства есть интересы, – заявил он. – Вариант с обходом нанес бы гораздо более ощутимый ущерб экологии. Местность, по которой хотели прокладывать железную дорогу в первоначальном варианте, человеком совершенно не тронута. Там проходят миграционные пути многих видов животных, чрезвычайно высока плотность дикого населения, кроме того, там растет кедр. Но она не является особо охраняемой. И начнись там строительство, мы получили бы всплеск браконьерства и незаконных порубок. А на территории парка эти явления мы сможем контролировать».
По словам Владимира Рыженкова, сейчас сотрудники парка составляют перечень требований, которые будут предъявлены к железнодорожникам. Например, от них потребуют оградить полотно вольером и построить специальные переходы для животных. В ООО «Севзаптранспроект» заявляют, что детали проекта раскроют до конца года.
Стоит добавить, что на территории Тувы дорога может пройти по знаменитому археологическому памятнику Долина царей, где были найдены скифские захоронения.
Как заявил на пресс-конференции в РИА Новости премьер-министр Республики Тыва Шолбан Кара-Оол, власти республики намерены в этой связи приложить все усилия для того, чтобы сохранить объект.
«Если там будет проходить железная дорога, то государству нужно приложить все усилия, чтобы провести археологические раскопки, необходимые научные изыскания для того, чтобы мы не потеряли историческую память», – заявил он.
|
|