Пятница, 3 января 2025 г. 09:04 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Анатолий Дамба-Хуурак: «Никакие самые благородные цели не могут оправдать нарушение закона»
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Август 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Анатолий Дамба-Хуурак: «Никакие самые благородные цели не могут оправдать нарушение закона»

Он – один из самых молодых генералов в истории Тувы. В 31 год возглавил прокуратуру. Бескомпромиссный, принципиальный романтик, отстаивающий букву закона во всем, стал одним из самых ярых борцов с коррупцией. Боролся недолго. Активного прокурора вскоре «ушли» с должности. Работал в органах прокуратуры в Москве. Вернулся в республику, в оппозиционный парламент. В 2002 году был избран депутатом Законодательной палаты по Эрзинскому одномандатному округу. В 2006 – переизбран.

Анатолий Дамба-Хуурак одним из первых в Туве заговорил о реформе местного самоуправления, о порочности системы «короткого поводка» в отношениях между правительством и главами муниципальных образований, о необходимости дать свободу чиновникам на местах и тем самым стимулировать инициативу районных руководителей. И их ответственность за жизнь в районе.

С апреля 2007 года Анатолий Дамба-Хуурак в качестве вице-премьера курирует социальный блок и вопросы административной реформы. Принципиальное отношение к жизни, к власти, к закону он сохранил.

- Было ли предложение войти в состав нового правительства неожиданным?

- Скорее нет. Мы работали с Шолбаном Валерьевичем вместе в хурале, он пригласил меня тогда возглавить аппарат парламента. Работали без суббот и воскресений. Тогда и сложилось наше понимание друг друга и взаимодействие. Наши позиции сходились и в отношении к сложившейся системе управления в Туве. Ведь мы боролись не за то, чтобы ушел Ооржак, Сидоров, или Иванов, Петров и его окружение. Целью было изменить порочную систему руководства, чтобы она эффективно работала на всю Туву. Поэтому я понимал, что участвовать в работе нового правительства, помогать ему, необходимо. А вот в каком качестве, - это уже решение главы республики.

- В чем, на ваш взгляд, основные недостатки старой системы управления?

- Расхождение слова с делом. Публичные заявления о бурном развитии Тувы, широкомасштабных проектах, в итоге оборачивающихся либо пшиком, либо миллионными убытками для республики. Овчинно-шубная фабрика, паркетное производство, кондитерская фабрика… Огромные средства вкладывались с нерентабельные проекты. Сельское хозяйство получало мизерную поддержку. С этим можно было только дышать, а не умереть. Не более.

А что говорить о стиле и методах руководства. Заявления бывшего председателя о том, что каждую копейку решает он, один в единственном числе. Никакие министры, депутаты, главы муниципальных образований не имеют к этому никакого отношения. Авторитарность, присущая феодальному строю, - царила в Туве последние 15 лет. Попытки решать сложные проблемы, пусть даже ставя при этом какие-то высокие цели, но путем нарушения закона – оправдать нельзя. Идущие в Туву целевым потоком федеральные средства на социальные нужды раздавались как подачки. Людям внушалось, что их облагодетельствовали, что они обязаны получением этих средств одному конкретному человеку. Хотя задача правительства состоит принципиально в другом – контролировать, чтобы федеральные средства были использованы в рамках закона, эффективно и рационально. Материалы же последних проверок Счетной палаты говорят об обратном.

- Что вы считаете главным в работе нового правительства?

- Мы не должны забывать, зачем пришли и зачем работаем. Деятельность каждого госчиновника регламентируется законом о государственной службе. Хочу подчеркнуть, что в названии закона это определяется словом «служба». Служить. Тот, кто не понимает сути этого слова, заняв руководящую должность, и думает, что получил власть над людьми, а не обязанность им служить. От работы такого человека не жди хорошего. Быть руководителем – это не власть, а, в первую очередь, ответственность.

- С ней-то как раз и главные проблемы…

- Да. Вот над этим нам и предстоит работать. Мы понимаем, что за один день мы не сможем изменить психологию, которая культивировалась годами. Это кропотливая работа. В каких-то моментах без жестких мер по отношению к руководителям не обойтись. Они могут быть замечательными людьми с человеческой точки зрения, но как руководители никакими. А во главе угла при решении кадровых вопросов должны быть профессиональные качества.

- Кадровое обновление – это очень болезненный процесс. Как вы его решаете?

- В течение двух месяцев реформирования органов власти приходилось принимать кадровые решения по вновь создаваемым министерствам и ведомствам. Столкнулся с тем, что приходят уважаемые, действительно заслуженные люди, и предлагают себя в качестве руководителей. И главный аргумент при этом – либо то, что они были в оппозиции Шериг-оолу Дизижиковичу, либо, что им осталось до пенсии 2-3 года, или необходимо поставить на ноги детей. С человеческой точки зрения их понять можно. Но мы говорим о будущем руководителе. И если он имеет смутное представление об отрасли или направлении деятельности, которое при этом «примеривает» на себя, когда не может ответить на элементарные вопросы, какие задачи стоят перед данной госструктурой, понятно, что с такими людьми решать сложнейшие проблемы республики невозможно.

А перед нами стоит задача не только стабилизации социально-экономического развития, а сделать все, чтобы и по уровню и темпам развития, эффективности деятельности органов исполнительной власти мы смогли догнать наших ушедших за последние годы вперед соседей по Сибирскому федеральному округу. Мы должны вырваться из этого унизительного ряда аутсайдеров российской экономики, в котором с Тувой в последних строчках всех социально-экономических рейтингов соседствует Чечня. Это строительство, это поднятие сельского хозяйства, это вопросы энергетики, создания новых рабочих мест. Чтобы идти вперед, новые руководители должны пахать и пахать. Без выходных и праздников.

- Насколько все же обновился состав сотрудников Белого Дома?

- Около 70 процентов членов правительства – это новые люди. А в структуре аппарата сегодня продолжается процедура переназначения. Те, кто работают результативно, конечно, останутся. Ведь, по сути они исполнители. А это слово подразумевает, что они качественно и эффективно реализуют те решения, которые принимаются на уровне руководства. И позиция, что все они должны быть уволены, потому что работали при бывшем руководстве республики, - ошибочная. Я бы даже сказал вредная.

- Вы, как вице-премьер, курируете административную реформу. Пока по России, как признают федеральные СМИ, она, как и судебная, пробуксовывает. Как идет реформирование органов власти в Туве?

- С эмоциональной точки зрения позиция «давайте все сразу поменяем», наверное, выигрышная. Но замечу, это не административная революция, а административная реформа, что уже подразумевает ее поступательность. Мы не должны забывать уроков 91-93 годов, ту смену власти. Сейчас многие политики осознают, что реформирование СССР и России можно было провести без социальных потрясений и шокотерапии, постепенно. Когда власть заявляет о необходимости реформ, для меня это означает, что власть осознает несоответствие своей действующей системы и структуры требованиям времени. И к этим реформам необходима соответствующая подготовка. Люди не должны быть поставлены перед фактом увольнения за день-два. За полгода-год они должны знать о возможных переменах и готовить соответствующий запасной «плацдарм». Власть должна предоставить специалистам, которые не впишутся в новую систему, социальные гарантии.

Что касается конкретных кадровых решений, то их принимать всегда сложно. При этом замечу, было впечатление, что возможность своего ухода из Белого дома люди воспринимали как откровение. Такое ощущение, что они пришли на госслужбу с задачей не служить людям, а любой ценой досидеть до пенсии. Мы все должны понимать, что никто не приходит на государственные должности навсегда. Это касается и нас, членов новой команды правительства. Меня лично.

Я четко осознаю, что придет время и на мое место придет новый человек, более отвечающий требованиям времени. И моя задача – внести достойную лепту, создать свой положительный задел, базис, который потом уже в мое отсутствие будет также служить людям. Я за преемственность в кадровой политике. Нам необходимо взять на вооружение практику советского времени – обязательность создания кадрового резерва для каждой из руководящих должностей. И подход здесь должен строиться исключительно на профессиональной основе, с учетом деловых качеств, опыта работы и результативности на предыдущей должности.

- Судя по тому, что среди членов правительства превалируют единороссы, партийность здесь может тоже сыграть свою роль? Чем вызваны изменения вашего партийного статуса – выход из «Единой России» и недавнее вступление в «ЕР»?

- Никаких привилегий единороссам при зачислении на госслужбу не делается, это я заявляю со всей ответственностью. Вступление в партию – это индивидуальный выбор каждого конкретного человека. И мой, в частности. Почему выходил из партии и вступил снова? Давайте сначала вспомним, как создавалась «Единая Россия» в Туве. Ее основой стало «Единство», у истоков которой в 1999 году мы были вместе с Шолбаном Валерьевичем и другими коллегами. Тогда у партии был полуофициальный оппозиционный статус. Членство в «Единстве» точно не предполагало каких-либо привилегий, скорее проблемы. «Единщиков» выдавливали из структур исполнительной власти, для чего был задействован весь спектр административных рычагов.

После официально объявленной поддержки «ЕР» Президентом Путиным, региональные отделения стали превращаться в номенклатурные в лучших традициях ЦК КПСС. Вступали коллективно, не зная задач и целей. Усиливалась и внутрипартийная борьба. И когда в итоге летом 2006 года региональный список единороссов на парламентских выборах возглавил Шериг-оол Дизижикович, я не мог согласиться и был вынужден написать заявление о выходе из членов партии. Если бы я остался, мне пришлось агитировать избирателей за то, чтобы старое правительство осталось, и был бы продолжен курс, губительный для республики. Меня поддержала Российская партия жизни.

Думаю, что в той избирательной кампании выбор людей во многом основывался на том, как были сформированы пятерки. Уверен, не будь в числе лидеров ЕР представителей команды Шериг-оола Дизижиковича, единороссы получили бы намного больше голосов. Я могу об этом говорить с уверенностью, потому что сам был участником этого процесса.

Почему я снова в ЕР? Понимая необходимость существования разных партий, все же мои симпатии остаются с партией, созданной нашим земляком Сергеем Кужугетовичем Шойгу. Чтобы сегодня не говорили о Единой России, давайте объективно признаем, что именно ЕР обеспечила выход из той анархии, в которой страна пребывала в начале века. Партия стала главным механизмом, который позволил реализоваться курсу Путина. Не идеальным инструментом, но эффективным. И это невозможно отрицать. ЕР – одна из самых влиятельных политических сил России, ресурс которой необходимо в полном объеме задействовать на Туву.

Есть и личные мотивы. Шойгу. Еще ни один тувинец не входил в состав высшего руководства страны. Он стал для нас во многом первым. Когда мы за пределами республики, говорим, откуда мы, то для наших собеседников первая ассоциация с Тувой – это Шойгу. Тепло и уважение, которое они испытывают к Сергею Кужугетовичу, невольно переходит и на республику. И кто, если не мы, должны стать для него главной опорой.

- Кураторов социального блока, да еще, пожалуй, сельского хозяйства часто называют камикадзе. Считается, что чтобы ты в этой сфере не предпринимал, добиться ощутимых результатов практически невозможно. Вы верите, что ситуацию можно изменить?

- Конечно, верю. Иначе бы я не взялся за эти вопросы. Но только не надо ждать чудес и верить в то, что ситуацию можно изменить в одночасье. Для себя я поставил задачу заложить базу будущих изменений и идти постепенно к поставленной цели. Проблем в социальной сфере много. И не надо их решать скопом, по всем фронтам. Нужно выделить приоритеты. В их числе я считаю важным сосредоточиться на духовной составляющей тувинского общества, возродить традиционное уважение людей к себе, к своей культуре, к своей истории. Это в комплексе позволит решить и все другие проблемы социального блока – здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.

Приведу пример - судьбу Дома художника. Мы сегодня не можем предложить многочисленным гостям республики тувинские сувениры, изделия народно-художественных промыслов. Их заменяет монгольский ширпотреб. Здание, построенное нашими родителями, и которое, по их замыслу, должно было стать одним из культурных центров республики, эталоном архитектуры и высокого художественного вкуса в итоге просто изуродовано, залеплено безвкусными рекламными щитами. Полностью отдано на откуп бизнесу, у которого кроме прибыли нет каких-либо других интересов. У самих художников не то, что выставки проводить, даже сделать вывеску «Дом художника», руки не доходят. А может стыдно. Слишком страшный вид сегодня у здания. Мы оказались настолько нерадивыми потомками, что не можем даже сохранить то, что нам передано другими поколениями.

Много вопросов по организации Минтруда и социальной политики. Давайте задумаемся, насколько эффективно и рационально мы используем бюджетные средства, создавая в каждом районе приюты для престарелых граждан. Мы, таким образом, сами стимулируем процветание этой уродливой формы взаимоотношений в семье, когда взрослые дети сдают своих родителей в приюты и навещают их раз в месяц вовсе не для того, чтобы побеспокоиться о них, а чтобы отобрать их пенсию. А ведь в традиционном тувинском обществе никогда не было сиротских приютов, домов для престарелых. Отдать родных – родителей, малолетних детей – в приют на обеспечение государства считалось постыдным, вызывало осуждение со стороны односельчан. Сегодня это становится дикой нормой. И мы на это выделяем дополнительные средства!?

Передо мной, как заместителем председателя правительства, стоит задача – разработать концептуальные основы эффективной социальной политики в Туве, которая бы действительно защищала малоимущие слои населения, исключала бы стимулирование иждивенческих настроений, предлагала бы эффективное решение самых актуальных проблем в этой сфере.

Я считаю исключительно важным участие в этом общественных организаций республики, включая организаций, занимающихся проблемами материнства и детства. Почему количество брошенных детей с каждым годом растет? Почему продолжается алкоголизация населения Тувы? Почему криминальные сводки пестрят дикими случаями поножовщины в семье? Почему дети могут бросить своих родителей на произвол судьбы, отобрав у них жилье и средства к существованию? Именно общественные организации могут стать опорой государства в поиске ответов на эти вопросы, подсказывая программу действий, поднимая тревогу в случаях, когда налицо нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств. Однако, им сегодня не до этих проблем, главный акцент в их работе сделан на конференции, торжественно-презентационные мероприятия. Они отводят себе карманную роль, обращаясь к государству лишь в связи с финансированием своих широкомасштабных мероприятий – выставок, конференций, съездов, но оставляя за бортом каждодневную работу по воспитанию молодежи, нового поколения тувинского общества.

Считаю, наша задача – расковать инициативу на местах. Я с удовольствием отмечаю, что в отдельных районах Тувы складывается новая формация руководителей, не стремящихся единовременно урвать, обеспечить своих родных и близких, а искренне заинтересованных в том, чтобы вверенный им район развивался, чтобы люди понимали – многое зависит от них. А мы – правительство – должны поддержать эти усилия, усилия отдельных людей, организаций, предприятий по воспитанию неравнодушного, духовного поколения, нацеленного на то, чтобы сделать нашу родную Туву сильной и процветающей.

Дина Оюн, Тувинская правда
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) СЕГОДНЯ: new! 90 лет со дня рождения одного из первых инженеров-проектировщиков Тувы Надии Хасановны Оюн (1935-2013) (Кызыл-Уфа)

2) В ЭТИ ДНИ: new! Региональный этап Всероссийских соревнований по мини-футболу (футзалу) в рамках Всероссийского проекта "Футбол в школе" (Кызыл, Тува)

3) 07.01.2025: new! РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

4) 19.01.2025: new! КРЕЩЕНИЕ

5) 19.01.2025: new! День рождения управляющего Кызылской епархией архиепископа Феофана (Кызыл, Тува)

6) 25.01.2025: new! Татьянин день, студенческий праздник

7) 29.01.2025: День рождения Заслуженного работника культуры Тувы Веры Александровны Кошкар-оол (Тува)

8) 25.03.2025: 107 года со дня рождения командира взвода 326 стрелкового полка, державшего три дня оборону высоты в Подпорожском районе Ленинградской области, Героя Советского Союза Василия Лукьяновича Полещука (1918-1952), похороненного в Кызыле (Кызыл, Тува)

9) 06.05.2025: 118 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

10) 27.07.2025: 125 лет со дня рождения выдающегося камнереза Тувы Монгуша Хол-Саловича Черзи (1900-1969) (Тува)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2025, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования