|
Куда привезёт Туву её первая железная дорога?
В июле 2007 года в Туве начнётся прокладка первой в её истории железной дороги. Протяжённость полотна по меркам России - "мелочь": 459,5 километра от столицы Кызыла до станции Курагино в Красноярском крае. Сооружения никто бы и не заметил, если бы на кону не стояли 76,6 млрд. рублей, 70% из которых будут выделены из Инвестфонда правительства РФ. Это будет первая в России подвесная трасса, огибающая и рассекающая горы. Она даст Туве десятки тысяч рабочих мест и соединит ее с материком, куда будет вывозиться коксующийся уголь для металлургии.
Но транспортный прорыв может не состояться. Республика еще непостроенную дорогу видит не локальной, а "новым транспортным коридором, соединяющим Россию, Монголию, Китай". Что автоматически увеличивает ее длину, а также затраты и отпугивает инвесторов.
Если в Кызыл въезжать на машине по единственной нитке автотрассы из Хакасии, то видно, как вокруг оседает бурый дым. Если на самолете - рваные облака смога просто закрывают вид на город. Это Кызыл топит печи. Углем марки 2-Ж - жирным настолько, что в обычной печи не сгорает. Он чадит, требуя для пламени температуры мартеновской печи, поскольку его вообще-то используют в черной металлургии для получения кокса.
Кокс взаперти
Тувинцы и рады бы сбыть этот самый 2-Ж металлургам, но нет дорог - железной как таковой, а автотрассы, часто заносимые снегами, делают сырье для кокса чуть ли не платиновым. Вот и идут полезные ископаемые Каа-Хемского угольного бассейна на растопку. Но местные ТЭЦ и печки частных домов не прогреваются для нужного градуса, чтобы уголь стал золой, и выплевывают его непрогоревшими кусками. За что здоровьем расплачивается обыватель: предельно допустимая концентрация угольного смога в пик холодов превосходит норму в 25-35 раз, провоцируя у людей туберкулез. Местные власти поставили очистные фильтры на две ТЭЦ. Но они мало спасают: фильтры меняют за сезон два-три раза, вот только частные дома, которых в Кызыле больше трети, все равно угощают гарью так, что по утрам и вечерам на улицу лучше не высовываться. Как спасение ожидается строительство железной дороги. Она через горы пройдет в Красноярский край и доставит уголь металлургическим гигантам России.
Новая дорога обещает республике до 10-12 тысяч рабочих мест и прекращение сезонного бегства от безработицы. А главное, если к 2011-2012 годам рельсы будут проложены в Туву, то собственные доходы республики к 2012-2015 годам достигнут 9-10 млрд. рублей в год, что и позволит избавиться от дотаций федерального центра.
"Железка"
Однако готовый к строительству проект первой железной дороги местное правительство отправило на доработку.
- Спору, быть или не быть дороге, нет, - утверждает Александр Брокерт, куратор проекта сооружения железной дороги. - Быть. Вопросы, которые нас беспокоят - какой и для кого? Ведь развитие транспортной инфраструктуры дает нам шанс - или мы встраиваемся в мировую экономику через федеральную или остаемся в горах. Проект дороги, предложенный инвесторами, нам намекает: ваше место в горах.
Брокерт встает и идет к карте республики. По пути он бросает реплику: "Дилемма такова - дорога дает Туве возможность для развития промышленности или превращает ее в сырьевой регион, как Кузбасс и большинство сибирских регионов". Свой тезис он подкрепляет "картинками". "Смотрите, - показывает он, - проект предусматривает создание транспортной магистрали мощностью в 15 млн. тонн. Из них 12 млн. тонн составят перевозки угля. То есть на 80% дорога будет обслуживать сырьевой сектор".
Первоначально, как удалось выяснить "Русскому курьеру" в Минэкономразвития и торговли (МЭРТ) РФ, этот расклад Туву устраивал, но при условии, что со временем часть дороги ответвится и пойдет на Монголию и Китай, превратив Туву в новый центрально-азиатский транспортный коридор. Устно такое обещание было дано. Но после того, как Инвестиционная комиссия МЭРТ вынесла решение о доработке проекта, администрация Красноярского края тоже не осталась в стороне. Она предложила свой вариант доработки - удлинить ветку на 20 километров и приблизить ее к месторождениям на юге края. Если это решение примут, сырьевой характер перевозок только увеличится.
Такое усовершенствование проекта в Кызыле вызывает страх. "Нас выкидывают из игры, - считает чиновник парламента Тувы, просивший не называть его имени. - Экономика и без нас обеспечена коксующимся углем. Наш уголь столкнется с жесткой конкуренцией. Мы к этому готовы. Но шансы внедрения на топливный рынок будут сведены к нулю, если Красноярск за счет новой дороги увеличит поставки своего угля".
Поэтому тувинцы пытаются подстраховаться: их в принципе не устраивает то, что проект первой железной дороги заточен под вывоз угля, а другие варианты ее использования не берутся в расчет.
- Мы настаиваем на том, чтобы в Минэкономразвития были рассмотрены разные способы использования нашего угля, - говорит Валерий Салчак, председатель Счетной палаты Республики Тува. - Например, внутри республики. Это требует выработки стратегии развития экономики Тувы, но она ни в какие проекты, включая дорожный, не вписана. Нам заранее отводится роль сырьевого придатка?
По мнению Салчака, в обновленном варианте "железки" должны быть учтены возможности подготовленных еще в советское время двух предприятий, способных дать толчок развитию промышленности. Это готовый проект строительства ГРЭС мощностью 300-400 тысяч кВт и завод по переработке угля в брикеты бездымного топлива. Второй проект помог бы решить и экологическую проблему Кызыла - город перестал бы, наконец, топиться по-черному, заражая туберкулезом, - стратегическую: уголь не только бы вывозился как сырье, а перерабатывался в кокс.
Интрига
Однако разработчики угольных месторождений Тувы - Межпромбанк и Енисейская промышленная компания - лоббируют постройку железной дороги, кстати, за счет средств Инвестиционного фонда, ради большого подъездного пути к своим карьерам. Помешать им могут конкуренты. Интерес к сооружению новой железнодорожной ветки проявляют российская компания "Северсталь", банки Китая и даже Бразилии, готовые выкупить у Межпромбанка и Енисейской промышленной компании право на стройку. Однако, как заявил в интервью "Русскому курьеру" заместитель главы МЭРТ РФ Кирилл Андросов, "эта дорога будет построена, но она будет не такой, какой ее хотят видеть сибирские инвесторы, решившие прибрать к рукам кокс, который "плохо лежит". И не такой, какой ее видят местные власти".
Скорее всего, как прогнозируют многие эксперты, это будет дорога компромисса, учитывающая интересы разных групп. Ведь международная дорога потребует колоссальных инвестиций, а бюджетная эффективность от стройки крайне низкая. И, наконец, в МЭРТ сто раз подумают, прежде, чем своими руками и затратами растить мощного и агрессивного конкурента в лице Китая. С высокой долей вероятности дорога будет локальной, но часть угля будет перерабатываться на тувинских предприятиях, которые еще не построены.
|
|