|
У нее завораживающий голос. Низкий, таинственный. Лиричный и загадочный образ на сцене. А в жизни она как perpetuum mobile – вечный двигатель. Живчик. Мобильная, энергичная, деловая. Галина Сюрюн, любимая певица, солистка легендарного первого состава «Аяна», а с недавних пор заместитель министра культуры, в прошедшие выходные концертом отметила двойной юбилей – 45 и 25. Накануне этого вечера Оюмаа Хомушку взяла у певицы интервью. - Что было 25 лет назад? - 25 лет назад я начала карьеру в области эстрадного искусства в Хову-Аксы, в вокально-инструментальном ансамбле «Эдельвейс» под руководством Александра Беляева. По тем временам это был шикарный коллектив с духовыми инструментами. Я была солисткой в ансамбле. Потом наш руководитель переехал в Тюмень, к сожалению, мы ни разу не встречались. С тех пор я считаю второй родиной Хову-Аксы, моя творческая карьера началась именно там. Этот период в моей жизни считаю самым интересным и счастливым. На танцах за каждую исполненную мною песню платили 5 рублей, по тем временам были серьезные деньги. Одним словом, так все и началось. В 1979 году объявили конкурсный набор артистов в госфилармонию. Я поехала в Кызыл для участия в этом конкурсе. Попросили спеть две разножанровые песни: одну лирическую, другую эстрадную. Почему-то я была уверена в себе, что именно меня и выберут. В конце концов, так и вышло - набрали 12 самых-самых талантливых, в том числе и меня. Как только пришли устраиваться в филармонию, нам – мне, Саше (Александр Бапа – О.Х), Чимиту (…..-О.Х.) и Алексею Тюлюшу - было приказано ехать в Ленинград на учебу. - Итак, учеба в Ленинграде… - В аэропорту нас встретил приехавший раньше нас Бапа Саша и стал нашим гидом по городу. Ленинград очень красивый - мосты, река Нева и т.д. А потом первое занятие. Было безумно интересно учиться. Конечно, что-то получалось, а что-то нет. Учились, ходили в театры, на концерты. Для провинциальной наивной девчонки, мне тогда было всего-то 18 лет, учеба в Ленинграде была просто сказкой. За время учебы мы сделали программу и сдали последний вариант концерта. - Что за легендарный конкурс, который сросся с названием группы вот уже более 20 лет: «…ВИА «Аян», лауреат конкурса-80»? - На второй же день после сдачи программы все улетели в Сочи на конкурс советской песни «Сочи-80». Приехали. Каждому ансамблю дали по 10 минут, даже времени на репетицию не было. Естественно нам стало не по себе. Вместе с нами выступали такие «волки» эстрады – «Диалог» из Кемерово, «Малево», крутые джазовые музыканты, именитые певцы. Сначала на нас никто внимания не обращал – ходят себе ходят, маленькие, узкоглазые. Было даже немножко обидно. Потом, к счастью или к несчастью, наш руководитель вытащил жребий под номером один. И так мы открыли конкурс песней Бориса «Хек-даван»-«Подснежник». Были молодые, свежие. Кайгал-оол сидит, играет на игиле. Было так красиво, уникально, необычно. В зале была такая тишина. Более тысячи зрителей! И мы начали петь с двух сторон спокойно, мелодично, а песню закончил соло для флейты. Похлопали неплохо. Вторую песню, обязательную для конкурса, спели вообще здорово. Аранжировка была очень красивой. А вот когда начали петь «А-шуу, декей-оо», особенно когда Кайгал-оол перешел на каргыраа - такой был резонанс, что все здание дрожало от каргыраа, потом присоединился Айыжы, и все на национальных инструментах. После «Декей-оо» зал был ошарашен, когда опомнились – овация, публика начала с таким жаром кричать «Браво!». Мы не успели выйти за кулисы, к нам прибежали все газетчики, телевизионщики, со всех сторон начали снимать. Получив такое признание, мы почувствовали, что мы чего-то стоим, осознали сами для себя, кто мы и откуда мы. С инструментальной стороны не было аналогов, не было группы, которая смогла превзойти нас. Мы вышли в финал. Гала-концерт. Но первое место никому не присудили. Могли нам отдать. Только политика такая, наверное, была, чтобы не давать группе, которая выступает в первый раз. Говорили об «Аяне» - золотое дно, «Аян» назвали золотой тройкой эстрады. С нами общались, к нам приходили. Мы попали в финал. Второе место получила московская группа «Фестиваль». И третье место нам досталось. Мы получили восемьсот рублей, диплом из рук Валентины Толкуновой, которая была председателем жюри. Старыми деньгами это были очень большие деньги. На 800 рублей можно было по тем временам купить «Запорожец», тогда, чтобы купить автомобиль несколько лет копили такие деньги. Мы были безумно счастливы. Нас повезли в гостиницу, в бар, ресторан, стол шикарный накрывали - обмывали победу. - Как вас встретили дома? - Приехали довольные. Нас встретили шикарно. Григорий Чоодуевич Ширшин отправил даргаларов встречать нас в аэропорту. Дали первый концерт на родине. Это было что-то! Все хотели попасть на «Аян». Билетов нет, все возмущаются, почему только один концерт, выступали в здании парламента. Нас разместили с Надей Шойгу в гостинице «Монгулек» на первом этаже. Номер был такой холодный. Ребят разметили в гостинице «Кызыл». - Ни у кого из вас не было родственников в Кызыле, ни жилья? - Не было даже родственников. С удовольствием стали работать в филармонии. Можно было так выразиться, работа для нас была удовольствием, а за это удовольствие еще и платили деньги. - Ну и платили, наверное, хорошо? - Еще когда мы учились в Ленинграде, нам стипендию платили, как зарплату артистам, каждый студент получал по 96 рублей. По тем временам это были хорошие деньги. Мы чувствовали себя очень богатыми, я например, жила в 3-комнатной квартире. Хозяйка была блокадницей. Но она все время жила на даче. У нее дочка была инвалидом. Тогда с деньгами не было проблем. На 96 рублей мы могли себе позволить приличные сапоги, югославские на каблуках. - Как решали бытовые проблемы в Туве? - Мотались по разным углам, куда только не переезжали. Только после гастрольной поездки по городам Урала и Сибири нам предоставили общежитие по Заводской, 24, жили вместе с работниками типографии. Семейным выделили комнату. Мы и сейчас по жизни дружим с типографскими работниками, остались хорошими друзьями, созваниваемся, встречаемся. - А почему в Министерстве культуры не смогли выделить квартиры своим прославленным артистам? - Тогда даже в голову такое не приходило. Мы хотели только работать и работать. Самое главное желание - попасть на сцену и выступать каждый день. Мы были довольны своей жизнью - ездили по Туве, давали концерты. Один зритель мог посмотреть за 2 рубля наш концерт несколько раз. Помню, в Эрзинском кожууне 5 концертов дали за один день. И каждый раз между концертами почему-то нас все время пытались кормить, притом жирным. Из поездок приезжали такими упитанными, откормленными. В каждом кожууне, в каждом селе нас принимали шикарно. И каждый вечер накрывали стол, столько спиртного, мяса. Но мы не пили, и каждодневное мясо надоедало. - У гастрольной жизни помимо успеха есть и другая сторона. Среди артистов много людей спившихся, опустившихся. Но я заметила, что среди «аяновцев» таких случаев нет. Почему? - Жизнь человека зависит, прежде всего, от самого себя, от окружения, от воспитания, от тех людей, с которыми ты дружишь. Если у кого-то что-то не получалось, то мы всегда помогали, были внимательными друг к другу. Если у кого-то горе или кто-то умер, то мы помогали. Мне кажется, что это сыграло большую роль в судьбе каждого артиста ансамбля. Каждый артист нашего ансамбля был талантлив, причем очень разнообразен. Олег Сарыглар – заслуженный артист. Тогда он играл на ритм-гитаре, пел. А потом он проявил в себе талант певца и композитора. Стал петь, писать свои песни, делал аранжировки. На его песнях молодежь росла. Сколько конкурсов проходит, его часто приглашают в жюри поработать. Сколько он написал хороших песен. Михаил Айыжы заслуженный работник культуры. И поет, и на гитаре играет, саксофонист, дирижер, на флейте, на барабане. Он - один из немногих артистов, исполняющих русские народные песни без акцента. Надежда Шойгу – заслуженная артистка России и Республики Тыва. Она раньше пела эстрадные песни. Когда Алексей Сергеевич, покойный муж ее, пытался направить ее в русло народных песен, она обижалась. «Я же молодая, не хочу я народные песни петь. Эстрадные песни я должна петь». К сожалению, Алексей Сергеевич рано ушел из жизни. Оригинальный, интеллигентный, башковитый был человек. Это понимали, но все равно не поддержали его талант. - Это закономерность – посмертное признание. Надо делать уже сейчас, а не жалеть, когда все уже прошло. - Да, надо ценить человека вовремя. Ну вот, он все-таки добился и Надя запела народные песни. Часто ездили по заграницам. Он был основателем группы «Шу-де». Группа эта была первой ласточкой фольклорного направления. Он сумел создать группу, нашел деньги, спонсоров. Взял в банке ссуду. Юрий Петрович Южаков очень помог ему, они приятелями были. Алексей Сергеевич вывез всю группу из страны, показал мир. Это была его большая заслуга. Диски записали в Италии, в Америке, в Англии. Надя - разносторонняя певица, может как соловей петь, может низкие ноты брать, наши зрители знают. У нее очень богатый диапазон. С Демир-оолом Кежиктигом в паре выступают. Кайгал-оол Ховалыг - тот вообще уникальный товарищ. - Мировая известность, давайте просто сравним с кем-нибудь? - Не зря его назвали тувинским Паваротти. Всеми стилями горлового пения владеет. - Почему-то всех наших исполнителей сравнивают с Паваротти, вот Артемий Троицкий о Кувезине сказал: «В мире два голоса есть – Паваротти и Кувезина». - Они таких похвал заслуживают. Дальше Кежиктиг Демир-оол. Он и танцор, и певец, и комик, и силач. Он же мой друг. Серебряный призер чемпионата России по поднятию тяжестей. Штангист. Очень красивая фигура. У него такие мускулы, такое тело. Кто его не видел, тот многое потерял. Я считаю его тувинским Терминатором. Бапа Саша немного с нами поработал, примерно, года четыре. Он очень начитанный, умный человек, очень многого знал. Был своего рода пророком, все что он говорил 25 лет назад, почти сбылось – со временем наше общество в стране разделится, тувинским ансамблям нельзя основу терять, за основу свою национальную музыку надо брать. И еще тогда он говорил, что нашему правительству надо узаконить слово «тыва», ведь говорят же якут, якутка. Он не приветствовал надписи тувинка, тувинец. Так и получилось. Теперь в названии нашей республики красуется надпись Республика Тыва. Умным он был, он ведь в раннем возрасте прочитал «Капитал» Карла Маркса. Я вообще не ожидала, что он заинтересуется народной музыкой. Парень же городской был, говорил на чистейшем тувинском языке, употреблял в повседневной жизни такие слова, которые не каждый тувинец в кожуунах использовал в своей лексике. Его талант, аранжировки вышли на уровень мирового класса. Не каждый может народную музыку подогнать под мировые стандарты. Они с Кайгал-оолом очень подходят друг другу. - Девушка Марина... - К сожалению, Марина - наша красавица, очень рано ушла из жизни. Она играла на фортепиано, пела. Проработала немножко в ансамбле, потом уехала в Ак-Довурак по семейным обстоятельствам. Когда приехала в Кызыл, мы ей предложили работать у нас. Один раз репетировали вместе после такого перерыва. Предпочла жить в районе. Очень жаль, что она не стала с нами работать. Все ее знают и помнят. Говорили: «Самая красивая девушка в ансамбле «Аян»». Но Марина действительно была очень красивая. Заметно было, что во время концерта все на нее смотрели. И обаятельная, и талантливая, и волосы красивые, и фигура. В красивом человеке все красивое. - А вас с Надей это не задевало? - Даже в мыслях у нас не было. Мы наоборот гордились ею. Самое главное для нас было хорошо петь, работать. Очень жаль, конечно, действительно очень талантливые музыканты уходят из жизни, причем очень рано. Великие люди уходят - композиторы поэты. Недавно ушел от нас Мерген Чаян-Хоо. Очень разносторонний талантливый музыкант. Аяс Данзырын в таком же молодом возрасте. Буквально недавно похоронили Марка Марцынмаевича Оюна. Владимир Алексеевич Табуев. Руководитель рано ушел из жизни. Для мужчины это же не возраст. Ему не было и 50 лет, когда он ушел из жизни. Очень жаль. Почти что был вторым для нас отцом. За нами ухаживал как за детьми. Нам было по 17-18 лет. По утрам будить нас было для него каторгой. По несколько раз стучался в дверь: «Девоньки, девоньки, просыпайтесь!» Я не помню, сколько ему было тогда лет. Потом стал работать Шойгу. С приходом Алексея Сергеевича произошли очень крутые изменения. Второе дыхание на свежую голову. Он сказал: «С кричащими советскими песнями мы далеко не пойдем». Вторая программа в Ленинграде. Свежесть, другой подход. Песни пели разных народов, в том числе и мою японскую песню. - Давайте теперь перейдем на личную жизнь. - Личная жизнь? Видимо, я должна была родиться мальчиком. Ошиблась природа во мне. В детстве я водилась с мальчишками, вместе нападали на девочек - крапивой били по попе. Одним словом, шебутная я была, характер был мальчишеский. И по дому я выполняла мальчиковую работу: носила воду, уголь таскала, дрова колола. Надя Шойгу посуду мыла, стирала, полы мыла. Мы же родственники. Она моя родная тетя. Самая младшая сестра моей мамы. Она же стройная и выглядит моложе меня. И поэтому все думают, что я старше. Мама моя была певуньей в молодости. Ее друзья артисты, которые вместе с ней работали Сергей Шагдырович Монгуш, который танцевал первым танец шамана. Сейчас на пенсии, на заслуженном отдыхе. С мамой работала Чечекмаа Танова, танцевала. Говорят, был конкурс, на котором моя мама лучше всех спела песню «Бай-ла Хемчиим» и ее взяли на гастроли по Монголии, Алтаю. Остались фотографии из журнала на монгольском языке. Друзья. Галина Сапогова, очень много лет проработала в ансамбле «Саяны». Огнев, был директором училища искусств. Уехал и живет где-то в России. Тетя, дедушкина дочка. И сейчас она до сих пор в форме. Поет иногда, но в основном занята домашними хлопотами, воспитала всех сирот, которые остались у нее на руках. Я была обычным ребенком. Но самое интересное то, что меня звали не Галина, а Калина по свидетельству о рождении. Мама тогда лежала в больнице и я в школу пришла одна. Спросили у меня как тебя зовут, я ответила: Калина, а записали Галина. В школе до 8 класса была отличницей. Октябренком была, пионеркой была, комсомолкой была, спортсменкой была… - и красавицей была… - …красавицей я не знаю (смеется). Нашу семью все считают талантливой. Действительно, то, что мы имеем, не ценим. В числе моих родственников талантливых очень много. Раньше дедушка учился в Москве вместе с Токой. Серьезным, интеллигентным человеком был. Покупал музыкальные инструменты балалайку, мандолину, гармошку. Играли дома. Все стали играть на баяне, на гармошке. Мой дядя Владимир Алексеевич Иргит до сих пор песни пишет, в 1965 году написал песню «Дамырак». Музыку сочинил. Монгуш Мерген-Херел слова написал. Песню спел. Но все думают, что эту песню сочинил Мерген-Херел. Мой дядя ее автор. Он бывший хирург, очень талантливый врач. Сейчас находится на пенсии. До сих пор играет на гармошке, лучше, чем некоторые профессиональные баянисты. - Галина Алексеевна, как вы думаете, почему столько талантливейших музыкантов вышло именно из Искры? У всех уникальные голоса, музыкальные способности. Попробую перечислить – Вы, Кайгал-оол Ховалыг, Надежда Шойгу, Монгун-оол Ондар, Алим Куулар, который получил первый золотой диск в Америке, Михаил Айыжы… всех не перечислишь, я не говорю уже о молодом поколении... - ...и легендарный Маадыр-оол Ховалыг. Кстати, в этом году ему исполняется 100 лет со дня рождения. И мы силами родственников, детей хотим организовать первый конкурс среди исполнителей народной песни, среди артистов-профессионалов, певцов. Нет нигде таких конкурсов. Кто-то куда-то ездит. Времени остается очень мало. Пользуясь случаем, я хочу через вашу газету сообщить о планах провести такой вечер. Пусть артисты задумаются. Что касается личной жизни… В моей жизни все было как у каждого: взлеты и падения, радости и разочарования, счастливые мгновения, предательства, за которое приходилось расплачиваться очень долго и нудно. Хочется быть в этой жизни правильной. На всякий случай стараюсь быть правильной во всех отношениях. Полезной людям, помогать любому человеку, поддержать. Ненавижу таких людей, которые, достигнув чего-то в жизни, меняются не в лучшую сторону. Мне хорошо от того, что людям хорошо. Очень боюсь становиться в жизни черствым человеком. Вот этого очень боюсь, это самое страшное. - Расскажите про детей, чем они занимаются, где учатся? - У меня две дочери. Старшая дочка учится в Московском государственном институте искусств на театральном факультете. Ей 17 лет. Младшая учится в восьмом классе. У них есть голоса. Но они не обращают на это внимания. Не ценят то, что имеют. Правда, если я принесу новую песню, они выучат быстрее меня. Они поют дома. То ли стесняются, то ли не ценят, то ли не понимают, время покажет. Если захотят, я смогу им помочь в этом. Не буду забегать вперед. - Как Вы чувствуете себя в статусе чиновника – замминистра культуры и духовности? - Работа очень тяжелая, трудная. У меня нет чиновничьего характера. Не могу привыкнуть к этому. Так хочется свободно говорить. Помаленьку втягиваюсь в новую систему. Но мне кажется, все получится в жизни. Я родилась в год Коровы, в месяц Тельца. Очень сильный знак. Четырьмя руками, ногами стоишь на земле. Очень доброжелательный знак. Очень трудно сдвинуть с места. Очень доброжелательная. Если заденут, то я как бык. - Что ожидаете от предстоящего концерта – бенефиса? - Постараюсь преподнести зрителям праздник. Получится полукамерный концерт. Я надеюсь порадовать своими старыми полюбившимися песнями и, конечно же, своими новыми композициями. Самое главное, не давать скучать зрителям. Выступят участники старого и нового поколения «Аяна», мои друзья. - Кто из певцов, музыкантов Вам нравится? - Эдита Пьеха сильно нравилась мне. Со временем понравилась Алла Борисовна Пугачева. Нравится и нравилась. Долина как женщина, как политик, как певица очень разноплановая, разносторонняя - сильно нравится. Вообще, по жизни я консерватор. Вот дочери мои слушают всякие хип-хоп, рок. - Вы не хотите экспериментировать голосом, имиджем? - Конечно, хочется попробовать себя в разных жанрах, думаю, мне под силу и джаз и блюз. В молодости многого не успела сделать, не допела. В свое время надо было. Пение в любом случае бросать не намерена. Это то, что я люблю и умею делать.
|
|