|
Правительство РТ утвердило план мероприятий по устранению замечаний и реализации предложений, отмеченных полпредом президента РФ А.В.Квашниным в ходе его поездок по Туве. На всё про всё у исполнителей – месяц, сообщает официальный сайт правительства и подробно рассказывает о намеченном: РЕЙТИНГОМ, ДА ПО ГЛАВЕ Одно из первых пожеланий полпреда в рамках реализации реформы местного самоуправления – выявить и самокритично установить социально-экономическое состояние каждого муниципального образования, так называемый рейтинг развития. Существующие у поселений планы развития, сделанные, как в селе Дургене, по шаблону, ему пришлись не по душе. Построить поселения по ранжиру генерал потребовал, конечно, не только из армейской привычки к строгому ранжиру. Логика проста и железна - реформируя, работать с каждым поселением индивидуально, учитывая местные особенности, начиная с демографии, географии, геологии и заканчивая количеством подпольных бутлеггерских точек. Нового полпред не изобрел – в планах правительства такая работа предусмотрена, но до сих пор львиная доля его усилий отводилась на выполнение общих для всех норм или, по-строительному, на возведение нулевых циклов для новых межбюджетных отношений. Сегодня, когда правила «игры» установлены, а вновь избранные главы муниципальных образований начали понимать хотя бы разницу между полномочиями района и поселения, необходимость индивидуального подхода действительно назрела. В соответствии с постановлением правительства министерства и ведомства должны будут за июнь подготовить паспорта каждого поселения, чтобы дальше, исходя из этих данных, наметить реальные пути выхода на самодостаточность. Дело, безусловно, правильное и суперважное не только для властей и чиновников, но и простого обывателя. Однако, на наш взгляд, ему в правительственной трактовке не хватает публичного звучания. Хотя, чтобы оно было услышано и увидено населением, надо совсем немного – превратить разовое мероприятие по сбору статданных на каждое поселение в постоянный публичный конкурс, а рейтинги составлять не на села и районы, а на глав администраций, как оценку их профпригодности и соответствия посту. В некоторых регионах России такое соревнование практикуется давно и, надо сказать, успешно – для местной власти посрамление в глазах односельчан страшнее любой конфиденциальной порки в высоких кабинетах. Такой общественный контроль - могучий стимул к неустанному и творческому труду на благо своего поселения. Очевидны и прочие плюсы – демократизм процедуры, поучительность, прозрачность управленческого процесса, наглядность на грани зрелищности и т.д. СТРАТЕГИИ МАЛЫХ ФОРМ Полпред, как человек военный, предпочитает самым навороченным экономическим теориям и методикам предельную конкретику и полную ясность во всем, даже в долгосрочной перспективе самого малого села. Поэтому к стратегии развития Тувы он подошел именно с точки зрения будущего каждого поселения, округа и так по возрастающей. Из них, как из мозаики, должна сложиться картина завтрашнего дня всей республики. До очередного приезда полпреда в республику правительство вместе с главами местных администраций должны иметь такую картину – как в целом по региону, так и по всем муниципальным образованиям. А будущее, по мнению генерала, у Тувы неплохое. Одно «но», которое слегка приглушает этот оптимизм – при реализации всех этих стратегий Квашнин советует не очень-то рассчитывать на манну с высот федерального бюджета, а исхитряться теми возможностями, что есть: по линии бюджетной поддержки, по каналам нацпроектов и ряда целевых программ. Словом, ставку он делает на собственные, внутренние ресурсы республики, исповедуя известную народную мудрость: под лежачий камень вода не течет. Поднимется малый бизнес в самом глухом селе – появится и интерес к республике у денежных мешков страны и мира, потекут инвестиции. На поиск инноваций для муниципалитетов, оригинальных решений проблемы создания новых производств планируется привлечь продвинутые образовательные учреждения и научные центры, ученых и лучших специалистов, и не только тувинских, но и со стороны – скажем, из Центра стратегических разработок «Сибирь», из Фонда поддержки социальных инициатив (Новосибирск). Им придется основательно поломать голову над тем, как увязать ограниченные возможности поселений и республики с громадьем планов – что называется, и рыбку съесть, и в шахматы поиграть. Впрочем, генерал лично показал, как это делается: увидел отвалы шлака котельной ГУП «Улугхемтеплоэнерго» и предложил штамповать из него шлакобетонные блоки. Дешево и сердито. В качестве полигона для испытания и наработки опыта в создании комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований избран Овюрский кожуун и его поселения – их администрации с помощью минэкономразвития РТ должны к июлю представить проекты таких программ на среднесрочную и долгосрочную перспективы. «КОЧКИ» РОСТА Беда новообразованного поселенческого этажа власти – отсутствие собственных доходов. Впрочем, за ней скрывается не столько неимение наличности, сколько неумение «отцов» поселений добывать их во вверенном хозяйстве. Полпред в ходе знакомства с реформой в поселениях Тувы столкнулся с тем, что новоизбранные управленцы на местах не владеют финансовой обстановкой у себя, не ведают, чем будет прирастать муниципальная казна завтра, послезавтра, через год, через 5, 10, 20 лет… Хотя должны знать так, как поп – отче наш. По мнению финансистов, сложность прогнозирования доходной части бюджетов сельских поселений и налогового потенциала районов в том, что для их оценки необходимы такие показатели, как оборот розничной торговли и общественного питания, объем платных услуг населению, балансовая стоимость основных средств организаций и так далее. Учет этих данных в новоиспеченных муниципалитетах никогда не производился. Статистика велась только на уровне районов, и то - приблизительная. Между тем, отсутствие учетных данных вовсе не означает, что розничного оборота на селе нет в природе. Еще как есть. Частные перекупщики сельхозпродукции – мяса, молока, шерсти и другой – давно и прочно утвердились на периферийном рынке республики, обращая там «черным» налом немалые деньги. Однако эти «точки роста» существуют вне ока фискальных органов, превращаясь в «кочки» обогащения отдельных индивидов, о которые спотыкается развитие сельского сообщества в целом. Поэтому правительство, исполняя указания полпреда, поставило задачу расширять налогооблагаемую базу МО не только прямым путем (процесс создания новых рабочих мест – дело долгое и кропотливое), но и легализируя уже существующую на полуподпольном положении коммерцию в поселениях, выводя из налоговой тени фактически действующее предпринимательство. Речь в частности, идет о том, чтобы создать в каждом кожууне в рамках нацпроекта «Развитие АПК» аналоги заготконтор советского времени – заготовительно-снабженческие кооперативы – и даже оказать некоторым из них финансовую поддержку на возвратной и платной основе в качестве стартового капитала. Кроме того, Квашнин посоветовал активизировать экспансию в сельскую глубинку закупочно-сбытовых структур уже существующих в республике перерабатывающих предприятий, таких, как ООО «Урянхай». Их назначение – создать условия для сбыта селянами своей продукции и таким образом извлечь на свет белый скрытый полукриминальный пласт денег, втемную вращающихся сегодня на закупках сырья у сельского населения. А это – солидный довесок налогов и сборов к муниципальной казне. СТРОИТЬСЯ, СТРОИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ СТРОИТЬСЯ Строят в Туве, по мнению Квашнина, мало, дорого и по давно устаревшим технологиям. С этим трудно не согласиться, зная местные цены на жилье и прочую недвижимость, которые зачастую несопоставимы с ценами даже мегаполисов с их повышенным спекулятивным спросом. Как считает полпред, виноваты в том главным образом местные администрации. Во-первых, развели бюрократию вокруг процедуры выделения земельных участков под строительство коттеджного жилья. В итоге мало кто решается браться за дело. Между тем, это сфера инициированного президентом нацпроекта «Доступное жилье» и городить излишние препоны здесь – значит, нарушать закон. Проект застроек частного жилья должен быть пересмотрен в сторону снижения волокиты при оформлении пакета документов, увеличения выделяемых земельных участков до 15 соток. Во-вторых, практически на самотек пущена такая важная сторона строительства как разработка и предоставление на выбор потенциальным застройщикам готовых, современных жилых домов. Муниципальные власти почему-то сочли, что проектирование – забота самих жителей. В итоге народ строится кто во что горазд. Убогие избы экстерьером позапрошлого века, больше смахивающие на коровники или кошары, соседствуют с шикарными по местным меркам виллами богатеньких. Да и последние, судя по архитектуре, возведены не по профессионально подготовленному проекту, а в силу воображения, широты фантазии самого владельца, его представлений о вкусе и эстетике. Яркий пример – застройка поселка Каа-Хема, новообразованные трущобы наподобие кызылского «Шанхая». В-третьих, кроме архитектурного облика, власти оставили без внимания контроль над процессом формирования стоимости строительства, рынка недвижимости. Все рычаги влияния для этого у администраций есть. Хочешь – пропиши в конкурсных условиях на отдельные объекты что нужно. Другой путь – через организацию выпуска стройматериалов нового поколения, более технологичных и менее дорогих, чем тот же традиционный кирпич. В-четвертых, область строительства в республике, особенно индивидуального жилья, с точки зрения полпреда, практически закрыта в информационном плане. Чтобы рядовому обывателю что-то узнать об условиях застройки, о порядке ипотечного кредитования, вникнуть в тонкости проблемы, - надо либо обивать пороги чиновничьих кабинетов, либо самому копаться в груде законов и нормативных актов, на что не каждый способен по характеру или по причине занятости. Все эти недочеты правительство получило задание выправить в течение самого короткого срока. СУДЬБУ РЕФОРМ РЕШАТ КАДРЫ Как и прошлогодний визит, майская поездка полпреда завершилась уже знакомым выводом, подчеркнутым жирной красной чертой, - ставить на поток подготовку квалифицированных кадров. Буквально по всем ведущим направлениям развития, но в особенности – управленцев муниципального и поселенческого звена. Тот факт, что Квашнин неоднократно делал упор именно на этой проблеме, свидетельствует о том, что впечатление об уровне районных и сельских администраторов из поездок по республике он вынес не самое лучшее. Вот буквально его слова: народ в Туве может и хочет трудиться, но… Эта оговорка касается именно кадровой проблемы, ибо, по логике полпреда, один неуч, обладающий правом принятия решений, которые отражаются на жизни многих, может неверным исполнением поставить под удар и дискредитировать самые умные и правильные реформы, перечеркнуть затраченные усилия тысяч людей. Именно в таком, отрицательном для республики ключе Квашнин воспринял и оценил положение дел, например, в Шагонаре – как управленческий непрофессионализм местной мэрии и, в большей мере, ее руководителя. Откровенно говоря, в Шагонаре было чему неприятно удивиться. Чего стоит история с непринятием устава, конституции города – он там утвержден был только на днях, что есть абсолютный и неперекрываемый рекорд по волоките если не мира, то России наверняка. Или неоправданно заниженные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые поставили на грань банкротства энергетические предприятия и стали одной из главных причин разразившегося прошлой зимой кризиса системы энергоснабжения Шагонара. Сегодня по поручению полпреда правительство занимается нормализацией обстановки и в шагонарском ЖКХ, и в органах управления поселением. В более широком плане по замечаниям полпреда в части кадровой проблемы предусматривается предпринять целый комплекс мер, которые призваны кардинально изменить ситуацию уже в ближайшее время. Они связаны с пересмотром работы учебных заведений республики, структуры государственного заказа Тувы на специальности, формированием на принципиально новой основе программ профориентации по ведомствам и уровням власти и другими аспектами вопроса подготовки кадров. НИЗЫ НЕ МОГУТ, А ДОЛЖНЫ Практически все вопросы, касающиеся жизнедеятельности человека, его жилья, быта, работы, доходов, среды обитания должны решаться внизу, там, где этот человек живет. Таков, если вкратце, идеологический лейтмотив всех заявлений, а также замечаний и предложений, которые полпред президента по СФО сделал в ходе майской поездки по Туве. Простая вроде истина, но Квашнину потребовалось и на словах, и на деле повторять ее многократно на встречах с жителями республики, чтобы она запомнилась и была понята и принята. В ней смысл административной реформы. Даже сегодня, когда многое из реформируемого еще не утряслось, еще существует масса законодательных и организационных провалов, финансовая и кадровая неразбериха, - в муниципалитетах должны зарубить это правило у себя где угодно и следовать ему несмотря ни на что: все решаем сами. Даже если не получается, все равно еще и еще раз пытаемся решить сами. Вот если и после этого не выходит, тогда надо просить о помощи. Жесткий подход, но, похоже, без этой жесткости в переходный период не обойтись. Иначе как вообще узнать, где у реформы слабые места, где сильные? Поэтому полпред настойчиво внушал избранным главам муниципалитетов и их избирателям необходимость скорейшей активизации основных институтов местного управления - сходов граждан, деятельности муниципальных депутатов и хуралов. На их оселке общественной активности во всех вопросах – будь то поселенческий бюджет, озеленение улиц или создание товариществ собственников жилья – должны вырабатываться пути преодоления отчужденности народа и власти, государства и общества, оттачиваться опыт муниципального менеджмента. Конечно, с нашим, все еще советским менталитетом трудно прийти к этой банальной мысли – что все внизу, - и, тем не менее, придется. И не только самим низам, но и верхам. Всем.
|
|